на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Пострадавшие за Христа
10 августа (28 июля ст.ст.)

Собор Тамбовских святых, Священномученика Николая диакона, Преподобномученика Василия, Преподобномученицы Анастасии, Преподобномученицы Елены, Мученика Арефы, Мученика Иоанна, Мученика Иоанна, Мученика Иоанна, Мученицы Мавры.

Собор Тамбовских святых

Тамбовская епархия основана в 1682 г. по указу царя Феодора Алексеевича при Патриархе Иоакиме. Первоначально в состав епархии входили города Тамбов, Козлов, Борисоглебск; насчитывалось 160 церквей. В 1699 г. Тамбовская епархия была закрыта и перешла в ведение Рязанской епархии. С 1720 г. находилась в ведении Воронежской епархии. С 1721 г. Тамбовская кафедра перешла под управление Московской синодальной конторы, и только в 1758 г. по указу императрицы Елизаветы Петровны была восстановлена. В это время в состав Тамбовской епархии помимо Тамбова и Козлова входили города: Добрый, Керенск, Наровчат, Верхний и Нижний Ломов, Троицк. В 1764 г. границы епархии расширились. В ее состав вошли города: Пенза, Борисоглебск, Инсар, Мокшанск. С 1779 г. добавились города: Саранск, Моршанск, Кирсанов, Раненбург, Сердобск и Чембар. Окончательные границы епархии установились к 1803 г. Она административно не выходила из границ Тамбовской губернии, утвержденных в 1796 г. К этому времени на территории епархии насчитывалось около 900 церквей, к 1917 г. их уже было около 1500, в них служило больше 3000 священнослужителей. Вся епархия была разделена на 59 округов.

К концу 30-х гг. XX в. Тамбовская епархия была полностью уничтожена. На ее территории не осталось ни одного действующего прихода. Восстановление епархии началось в октябре 1943 г., когда был открыт первый храм в г. Тамбове. К 1948 г. в епархии действовало 49 храмов, в них служило 109 священнослужителей. К 1988 г. в Тамбовской епархии было 37 храмов.

Особо почитаемые святые Тамбовской епархии:

Амвросий Оптинский, прп.: †1891; Ин. 27; Окт. 10 || Оптин.

Анфим Сарайский, еп., сщмч.: †?; Ин. 11

Дария Сезеновская (Лебедянская), старица, прп.: †1858; Ил. 28

Иларион Затворник, Троекуровский (Тамбовский), прп.: †1853; Окт. 5 || Ряз.

Иоанн Сезеновский (Тамбовский), прп., Христа ради юродивый: †1839; Д. 14

Иосиф Козловский, игумен: †1627; С. 9

Марк Молчальник, Саровский, игумен: †1818; Н. 4

Марфа Тамбовская, старица, прп.: †1800; С. 1

Матфей Чернеево-Шацкий, игумен: †1573; Окт. 5 || Ряз.

Мисаил Рязанский, Шацкий, архиеп., чудотворец, сщмч.: †1655; Ап. 9 || Ряз.

Назарий Саровский, игумен, чудотворец: †1809; Ф. 23

Питирим Тамбовский, еп.: †1698; Ил. 28 || Смолен.

Серапион Сарайский, митр.: †1659; М. 2 || Твер.

Серафим Саровский (в миру Прохор Исидорович Мошнин), прп., чудотворец: †1833; Ян. 2; Ил. 19 || Курск.

Серафима Сезеновская, игумения: †1877; Ф. 13 || Ряз.

Сергий Лавров, прот., сщмч.: †1934; Ян. 5 || Новомуч.

Силуан Афонский, прп.: †1938; С. 11

Феофан Затворник, Вышенский, еп.: †1894; Ян. 10; Ин. 16 || Петерб.; Ряз.

Всего в Собор Тамбовских святых входят 52 угодника Божия, многие из них входят в сонм Новомучеников и Исповедников Российских.

Использован материал сайта PATRIARCHIA.RU

Священномученика диакона Николая

(Пономарев Николай Петрович, +28.07.1918)

Священномученик Николай Пономарев родился в 1867 году. После окончания народного училища он в 1885 году был определен на должность псаломщика и стал служить в Николаевской церкви села Осинцевского Ирбитского уезда. 18 сентября 1902 года Николай Петрович был переведен к церкви во имя святителя Николая Чудотворца села Шогрышского, того же уезда, где и провел всю оставшуюся жизнь.

Упоминания о селе Шогрышском встречаются в документах c первой половины XVII века, причем в то время оно именовалось Согрышской деревней. Наименование это произошло от слова «согра» — «болото», поскольку деревня была окружена торфяными болотами. Поднимавшиеся из них гнилостные испарения и отсутствие проточной воды делали эту местность неблагоприятной для здоровья.

Каменный храм во имя святителя Николая с приделами в честь Казанской иконы Божией Матери и мучеников Флора и Лавра был построен в селе на средства прихожан в первой трети XIX столетия. К началу ХХ века в селе Шогрышском, вместе с окрестными деревнями, проживало около четырех тысяч жителей, причем среди них не было ни раскольников, ни сектантов, что было редкостью для уральских селений. Жители Шогрышского занимались главным образом земледелием, а также различными промыслами: рубкой дров на соседних железоделательных заводах, выработкой древесного угля, разработкой каменного угля на Егоршинских копях, заготовкой торфа из болот и тому подобным. По штату к Никольской церкви было положено трое членов причта: один священник, один диакон и один псаломщик. Жили семьи священно- и церковнослужителей в двух домах при церкви.

Мирно текла сельская жизнь псаломщика Николая Пономарева. В августе 1916 года он был удостоен рукоположения в сан диакона и оставлен на прежнем месте — в селе Шогрышском. К тому времени ему было уже почти пятьдесят лет. Вероятно, это рукоположение, совершившееся после многих лет служения Церкви, стало для отца Николая началом совершенно нового этапа в жизни и было связано с глубокими духовными переживаниями. Но продолжиться его служению суждено было недолго: через два года, в 1918 году, он принял мученическую смерть от рук большевиков.

Советская власть установилась в Ирбитском уезде в начале февраля 1918 года. С самого начала волостные и сельские советы стали проявлять враждебное отношение к священнослужителям, начались аресты. Тревожные вести одна за другой доходили до отца Николая: в последних числах февраля был арестован и заключен в тюрьму священник близлежащего села Белослудского Меньшиков, делались неоднократные попытки арестовать священника села Антоновского Ряпосова.

Летом 1918 года Урал оказался в районе боевых действий. В Ирбитском уезде было введено военное положение. Фронт приближался к селу Шогрышскому: в начале июля началось наступление чехов на село Егоршинское, находившееся лишь в нескольких километрах от Шогрышского. Обстановка становилась все более напряженной, в окрестностях усилился красный террор: в Егоршинском был зверски убит отец Константин Словцов, в селе Коптеловском — отец Николай Удинцев, в селе Покровском — отец Платон Горных с двумя прихожанами; священника села Сарафанного отца Флорентия Троицкого дважды арестовывали.

Страшная участь постигла и отца Николая Пономарева. 28 июля/10 августа, в день Смоленской иконы Божией Матери, его отправили на станцию Егоршино на общественные работы, вскоре после чего он был убит большевиками. Точная дата и место смерти отца Николая пока не известны, но можно предположить, что это произошло либо в селе Шогрышском, либо на станции Егоршино в период с 28 июля/10 августа до прихода белогвардейских частей 8/21 сентября. В селе Шогрышском белым представилась печальная картина: был разорен Никольский храм — разбиты кружки, унесены деньги и ковер; была ограблена квартира священника, причем похищенную из нее серебряную дароносицу один из красноармейцев использовал для хранения табака.

В конце 1918 — начале 1919 года имя отца Николая Пономарева было включено в Список убиенных в 1918 году в Екатеринбургской епархии священно- и церковнослужителей, который был составлен с целью их поминовения во всех храмах и монастырях епархии.

В 2002 году священномученик Николай был прославлен в Соборе новомучеников и исповедников Российских от Екатеринбургской епархии.

Использован материал интернет-издания «Православная газета», информационное агентство Екатеринбургской Епархии

Страница в Базе данных ПСТГУ

Преподобномученика иеромонаха Василия

(Эрекаев Василий Егорович, +10.08.1937)

Преподобномученик иеромонах Василий – в миру Василий Егорович Эрекаев – родился в 1879 году в селе Носакино Спасского уезда Тамбовской губернии и происходил из крестьянской семьи. После окончания сельской школы он поступил в Саровскую в честь Успения Пресвятой Богородицы мужскую пустынь. Василий Егорович принял монашество и был рукоположен во иеромонаха. После официального закрытия пустыни весной 1927 года он некоторое время искал себя в новой жизни, после чего поступил на священническое место в селе Старая Пичеморга Торбеевского района (ныне объединено с селом Носакином).

В 1932 году иеромонах был арестован, но вскоре освобожден. Отец Василий был усердным пастырем, часто посещал прихожан в своем селе и окрестных деревнях, объяснял крестьянам православное вероучение и религиозно-нравственные обязанности христианина, предостерегал против опасности уклонения в раскол. Он говорил и о бытовых крестьянских заботах, о проблемах колхозного строительства, потому что люди шли к нему, просили совета, подсказки, разъяснения.

В марте 1937 года отец Василий был арестован по обвинению в «систематической контрреволюционной деятельности, направленной на свержение советской власти». Виновным себя он не признал, заявив, что давал наставления верующим, следуя своему пастырскому долгу.

Иеромонах Василий (Эрекаев) был расстрелян по постановлению тройки УНКВД по Мордовской АССР от 5 августа 1937 года и прославлен в лике святых новомучеников Архиерейским юбилейным Собором РПЦ в 2000 году.

По материалам Православной Энциклопедии, Т.7, С.58 и Базы данных ПСТГУ

Страница в Базе данных ПСТГУ

Преподобномученицы монахини Анастасии

(Камаева /.../ Леонтьевна, +10.08.1937)

Преподобномученица монахиня Анастасия – в миру Анастасия Леонтьевна Камаева - родилась в 1879 году в селе Старое Дракино Наровчатского уезда Пензенской губернии (в современности Ковылкинский район Мордовии) и происходила из мордовской крестьянской семьи. Она стала монахиней кадомского в честь иконы Божией Матери «Милостивая» монастыря, а после его закрытия жила в Старом Дракине вместе с сестрой, ведя единоличное хозяйство. Даже живя вне монастыря, Анастасия сохраняла монашеский образ жизни, держась в стороне от новых веяний жизни и все мысли устремив к Богу. Матушке Анастасии доверили руководство церковным советом, ее стараниями закупалась церковная утварь, она всегда старалась украсить местный храм и заботилась о том, чтобы для молитвы во время службы верующие могли покупать свечи.

Монахиню арестовали как члена «контрреволюционной (церковно-монархической) группы» и обвинили «в организации контрреволюционных нелегальных сборищ, на которых (она) систематически вела антисоветскую агитацию террористического характера». Матушка Анастасия виновной себя не признала и была расстреляна 10 августа 1937 года по приговору тройки при НКВД МАССР от 5 августа. Монахиня Анастасия (Камаева) была прославлена в лике святых новомучеников Российских Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году.

По материалам: Православная Энциклопедия. Т.2, С.253; База данных ПСТГУ

Страница в Базе данных ПСТГУ

Преподобномученицы монахини Елены

(Асташкина (Асташикина) Елена Васильевна, +10.08.1937)

Преподобномученица Елена – в миру Елена Васильевна Асташкина – родилась в селе Старое Дракино Наровчатского уезда Пензенской губернии в 1878 (по некоторым данным 1882) году в крестьянской семье. Семья жила в достатке, но излишеств не знали. С молодых лет Елена искала иноческого подвига и в 1895 году, с благословения родителей, она ушла в монастырь и стала послушницей Покровского Шиханского монастыря в Городищенском уезде Пензенской губернии. Долгое время она жила при монастыре на испытании, проходя разные послушания, и лишь в 1913 году указом Духовной Консистории была определена в число сестер монастыря. Через некоторое время матушка Елена была переведена в Казанский Мокшанский монастырь. После разгона этой обители в 1917 году она вернулась в село, в котором родилась. У нее появился свой дом, и она самостоятельно вела хозяйство, но продолжала иноческое житие и жила в девичестве.

В 1932 году матушка Елена перебралась в село Шадым Ковлкинского района Мордовской АССР. Заветной ее мечтой было, чтобы в храмах возобновилась служба, чтобы в них звучало церковное пение. Она поддерживала дружеские отношения с бывшими насельницами закрытых монастырей, знала многих священников.

В 1937 году монахиню Елену (Асташкину) арестовали и обвинили в том, что она «активная участница контрреволюционной церковно-монархической организации» и в том, что она «проводила пораженческую и антиколхозную агитацию». Виновной себя она не признала, на допросах говорила только о том, что она православная христианка и стремится жить согласно иноческим обетам. 5 августа 1937 года тройка при НКВД Мордовской АССР приговорила монахиню Елену к высшей мере наказания. 10 августа приговор был приведен в исполнение через расстрел. На Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году монахиня Елена (Асташкина) была причислена к лику святых.

По материалам Базы данных ПСТГУ

Мученика Арефы

(Еремкин Арефий Петрович, +10.08.1937)

Мученик Арефа - Арефий [Арефа] Петрович Ерёмкин - родился в 1884 году в селе Красивка Наровчатского уезда Пензенской губернии (современный Торбеевский район Республики Мордовия) в крестьянской семье. Образования он не получил, всю жизнь занимаясь крестьянским трудом. Известно, что у него была жена Фекла и 5 сыновей.

В 1937 году Арефий Петрович был арестован по подозрению в контрреволюционной деятельности и обвинен в том, что «под видом религиозных бесед систематически проводил нелегальные сборища, на которых распространял провокационные слухи о падении советской власти, агитировал единоличников не вступать в колхоз». Виновным себя он не признал. 10 августа 1937 года Арефа Петрович Еремкин был расстрелян по приговору тройки при НКВД МАССР, вынесенному 5 августа. Мученик Арефа был прославлен в лике святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви 2000 года.

По материалам: Православная энциклопедия, Т.3, С.218; База данных ПСТГУ

Страница в Базе данных ПСТГУ

Мученика Иоанна

(Ломакин Иван Васильевич, +10.08.1937)

Мученик Иоанн – Иван Васильевич Ломакин – родился в селе Старое Четово Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Республика Мордовия, Торбеевский район) в 1884 году и происходил из крестьянской семьи. Родители Ивана Васильевича были крепкими крестьянами - имели дом, надел земли, одну-две лошади, одну-две коровы, несколько овец, была также своя мельница. В непростое для русского крестьянства время коллективизации, Иван Васильевич не стал разрушать сложившийся в семье уклад и хозяйство свое продолжал вести как единоличник. Глядя на неудачи первых колхозников, он высказывал свои мысли о том, что происходило: он считал, что земле нужен настоящий хозяин, который душу в нее вкладывает и все делает старательно, а колхозники сами еще не разобрались, кто за что отвечает. Ломакин был глубоко верующим человеком, никогда не отказывал странникам в просьбе отдохнуть в его доме. Он постоянно ходил в церковь, а на праздники приглашал к себе священника. Семья Ивана Васильевича была большая - 8 человек.

В 1937 году Ивана Ломакина арестовали и обвинили в том, что он "участник религиозной контрреволюционной организации, по заданию которой проводил антиколхозную агитацию, распространял слухи о войне, свержении советской власти и восстановлении монархического строя". Виновным себя он не признал, не перекладывая ложное обвинение и на других. 5 августа 1937 года тройка при НКВД Мордовской АССР приговорила Ивана Васильевича Ломакина к высшей мере наказания. 10 августа приговор был приведен в исполнение через расстрел. Мученик Иоанн был прославлен в лике святых на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в августе 2000 года.

По материалам Базы данных ПСТГУ

Мученика Иоанна

(Милешкин Иван Васильевич, +10.08.1937)

Иван Васильевич Милёшкин родился в 1902 году в селе Салазгорь Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Республика Мордовия, Торбеевский район) и происходил из крестьянской семьи. В 1924-1926 годах он служил в Красной Армии рядовым, а в 1927 году вернулся в родные края и занялся сельским хозяйством. Переехав в село Мокша Торбеевского района Мордовской АССР, Иван Васильевич вступил в колхоз и даже был избран его председателем.

Первый раз Ивана Васильевича арестовали в 1932 году с обвинением "халатное отношение к служебным обязанностям". Он был приговорен к 1 месяцу исправительно-трудовых работ. Безуспешные попытки научиться жить в новых условиях сблизили его с местными священниками, он стал "странствовать" по селам Торбеевского, Темниковского и Ковылкинского районов, обучаясь сам и обучая других Христовой вере. В те времена долго это продолжаться не могло: второй арест состоялся в 1937 году. В обвинении было сказано: "участник религиозной контрреволюционной организации, выполнял роль связиста (связного) между руководителями и членами группы, руководил нелегальными сборищами и проводил вербовку новых членов". Если «халатное отношение к службе» было для власти большевиков простительно и наказание за него было почти что условным, то все, что связано было с Церковью и вообще религиозностью, в то время немилосердно и несправедливо преследовалось. 5 августа 1937 года тройка при НКВД Мордовской АССР приговорила Ивана Васильевича Милёшкина к высшей мере наказания и 10 августа он был расстрелян.

На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году мученик Иоанн Милёшкин был причислен к лику святых.

По материалам Базы данных ПСТГУ

Мученика Иоанна

(Сельманов Иван Ильич, +10.08.1937)

Мученик Иоанн – Иван Ильич Сельманов - родился в 1900 году в селе Салазгорь Спасского уезда Тамбовской губернии (ныне Республика Мордовия, Торбеевский район) в крестьянской семье. Отец Ивана Ильича некоторое время занимался торговлей. Иван выучился сапожному мастерству и этим зарабатывал на хлеб. В 1920 году его призвали в Красную Армию. В это время жена его Ольга Евдокимовна ждала первого ребенка, дочь Клавдия родилась в 1921 году и отец увидел ее, когда девочке шел третий год. После окончания гражданской войны Иван вернулся в родное село, продолжал заниматься своим ремеслом. В 1920-е гг. он был лишен избирательных прав из-за происхождения - из торговцев.

Первый арест состоялся в 1931 году. Приговоренный к 10 годам лишения сободы, Иван Ильич был досрочно освобожден из-за серьезной болезни. Он вернулся в родное село Салазгорь и жил здесь до 1937 года. В это время по селам ходили странники и рассказывали, что "царь Романов" остался жив, "только до времени скрывается", что "скоро советская власть падет... страной будет управлять один порядочный человек, не такой, как богохульники".

Странники обещали хорошую жизнь и говорили: "Вот тогда-то православные вновь воспрянут, вспомнят традиции, по которым жили много веков их предки". Ивану Сельманову такие разговоры были абсолютно по душе. Ему очень хотелось, чтобы церкви поскорее открыли, он даже решил не дожидаться обещанного «благоприятного времени» и стал инициатором движения сельчан за открытие местного храма. Последовал арест, в доме Ивана Ильича произвели обыск. В обвинении говорилось: "являлся участником религиозной контрреволюционной организации, вел контрреволюционную антисоветскую антиколхозную агитацию, высказывал террористические намерения по адресу руководителей партии и правительства". На первом же допросе Иван сказал, что не станет признавать за собой того, в чем его обвиняют.

5 августа 1937 года тройка при НКВД Мордовской АССР приговорила Ивана Ильича Сельманова к расстрелу. 10 августа приговор был приведен в исполнение. На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году мученик Иоанн Сельманов был причислен к лику святых.

По материалам Базы данных ПСТГУ

Мученицы Мавры

(Моисеева Мавра Васильевна, +10.08.1937)

Мученица Мавра – Мавра Васильевна Моисеева – родилась в 1875 году в селе Шалы Темниковского уезда Тамбовской губернии (ныне Республика Мордовия, Атюрьевский район) в крестьянской семье. Известно, что до революции 1917 года она жила в собственном доме, имела середняцкое хозяйство. Относительно благополучная жизнь продолжалось до 1937 года.

Мавре Васильевне хотелось, чтобы храм в селе Шадыме, куда она ходила молиться, был крепок и красив, и она стала собирать с прихожан деньги для проведения ремонта церковного здания. Люди активно откликнулись, наняли артель плотников из 4 человек, которые сделали работу. Вскоре после этого Мавра Васильевна была арестована и ей было предъявлено обвинение в том, что она "участник религиозной контрреволюционной организации... предоставляла свой дом для проведения нелегальных сборищ... возглявляла сбор средств для ремонта церкви". На допросах она рассказывала лишь о том, как собирала деньги на храм и заявила, что веру в Бога она не считает преступлением. Безбожная власть с этим согласна не была: 5 августа 1937 года тройка при НКВД Мордовской АССР приговорила Мавру Васильевну Моисееву к высшей мере наказания – расстрелу. 10 августа 1937 года приговор был приведен в исполнение. На юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви мученица Мавра Моисеева была причислена к лику святых.

По материалам Базы данных ПСТГУ