на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Пострадавшие за Христа
04 октября (21 сентября ст.ст.)
Сщмчч. Александра, Алексия, Константина, Иоанна пресвитеров (1918); прмч. Маврикия и с ним мчч. Василия и Владимира (1937); сщмчч. Валентина, Александра, Иоанна, Андрея, Петра, Иоанна пресвитеров (1937); сщмч. Иоанна пресвитера (1938); сщмч. Василия пресвитера (1942).

Священномученика иерея Александра

(Федосеев Александр, +04.10.1918)

Священномученик Александр Федосеев служил в церкви завода Майкора Соликамского уезда Пермской губернии. Отец Александр был расстрелян красноармейцами во время массовых репрессий в Пермском крае 4 октября 1918 года (по другим источникам дата смерти - 21 декабря).

По материалам Православной Энциклопедии. Т.1, С.484.

Страница в Базе данных ПСТГУ

Священномученика протоиерея Алексия

(Стабников Алексей Григорьевич, +04.10.1918)

Протоиерей Алексий Стабников был настоятелем собора в Юговском заводе близ Перми (ныне пос. Юг Пермского р-на). 4 октября 1918 года отец Алексий был убит красноармейцами во время массовых репрессий в Пермском крае.

По материалам Православной Энциклопедии. Т.1, С.653.

Страница в Базе данных ПСТГУ

Священномученика иерея Константина

(Широкинский Константин Григорьевич, +04.10.1918)

Священник Костантин Григорьевич Широкинский родился в 1876 году в Перми. Он служил в Слудской Свято-Троицкой церкви, был женат, имел 4-х детей. 9 сентября 1918 года отец Константин был арестован как «монархист и контрреволюционер». 11 сентября 1918 года в Губ ЧК поступило прошение от имени жены и детей с ходатайством за арестованного отца Константина, как не делающего "никаких к/р выступлений против Советской власти", а 12: 13 и 21 сентября поступали повторные прошения. 24 сентября 1918 года в Губ ЧК поступило заявление Пермского духовенства (более 30 подписей) с просьбой "взять на поруки священника Константина". Однако все эти прошения не имели успеха и 4 октября 1918 года отец Константин Широкинский был приговорен к высшей мере наказания. В приговоре говорилось: "... как монархиста и контрреволюционера объявить вне закона и расстрелять". В тот же день приговор был приведен в исполнение.

По материалам Базы данных ПСТГУ

Священномучеников иереев Иоанна (Флеров) и Иоанна (Быстров)

(Флеров Иван, Быстров Иоанн, +1918)

Священник Иоанн Флеров был строителем и первым служителем храма Архангела Михаила в селе Семьяны Васильсурского уезда Нижегородской губернии. Церковь была построена и освящена незадолго перед революцией 1917 года. Освятив храм о. Иоанн сказал: "Моя церковь долго будет стоять, и никто к ней не подступится". Это исполнилось, но сам настоятель зимой 1918 года был арестован и препровожден в Васильсурск; ему было тогда сорок лет.

В Васильсурской тюрьме его долго мучили, часто вызывали на допрос, требуя отречения от Христа или от священнического сана. Священник не согласился. И тогда о. Иоанна вывели на кладбище и велели копать могилу. Выкопав, он стал молиться. И когда кончил, сказал: "Я готов". Он был убит залпом в спину.

После его кончины храм обрел предстателя пред Богом. Долго не могли безбожники закрыть его, а когда закрыли, не смогли разорить, а хотели, потому что храм был укоряющим памятником народного строительства - были еще живы сами строители и крестьянежертвователи.

Но прихожане не отдавали ключей. Придет к Татьяне, хранительница ключей, верующая подруга и скажет:

- Татьяна, все равно нас заберут с тобой.
- Ну и пусть заберут, уйдем не за кого, а за Бога, - ответит Татьяна.

В одно из гонений хитрый председатель сельсовета призвал Татьяну к себе и сказал:

- Татьяна, ключ у тебя, давай, надо церковь открывать.
- Врете, церковь вы сейчас открывать не будете, не дам вам ключа. Хоть сажайте меня и всю мою груду, а не дам вам ключа, пока не объявите, что в церкви будет служба.

Председатель отступился, и церковь неразоренной достояла до своего открытия в сороковых годах.

В этом селе родился в 1888(9?) году священник Иоанн Быстров. У родителей о. Иоанна были одни дочери, а им хотелось сына, и мать усердно молила о том Бога, дав обет, что если родится мальчик, он будет, посвящен Господу, и когда он родился, назвали его Иоанном.

Окончив гимназию, Иоанн стал учителем в родном селе.

Строительство храма, служба в нем ревностного пастыря оказали немалое влияние на молодого учителя. Было ясно, что только с Богом воспитание могло быть успешным, потому что основой его могла быть только любовь.

Обладая заметными дарованиями как воспитатель, он скоро стал известен среди учителей, и окружающие прочили ему славное будущее. Казалось, он нашел себя в любимом деле, обеты, данные перед его рождением, были забыты. Но Господь Сам напоминал о Себе. Все чаще Иоанн вспоминал о данном его матерью слове, все мучительнее переживал мысль о своей неверности Богу. Сколь удачно ни сложилась бы его дальнейшая жизнь, но она будет никуда не годна, если выстроится на зыбучей основе неправды. И когда Иоанну исполнилось двадцать семь лет, он сказал матери:

- Мама, я должен исполнить обещание. Я сам так хочу.

Он женился, был рукоположен и стал служить в селе Саканах Нижегородской епархии. Это была во всех отношениях счастливая семья. У них с супругой родилось восемь детей, и в семье царила взаимная любовь. С редкостной мерой о. Иоанн был к детям рассудительно строг и справедлив, и дети любили его. Он никогда не забывал, что он не только отец, не только воспитатель, но и священник - образец нравственности для всех окружающих. И хотя семье было в те годы вдвойне тяжело от выпавших на ее долю гонений изза того, что Иоанн стал священником, он ни разу не пожалел, что исполнил материнский обет. Никакие преследования, никакие утеснения со стороны безбожных властей его не страшили. Гонимому властями, ему пришлось сменить несколько приходов. Последним местом его служения стал храм села Арапово Богородицкого района Нижегородской епархии.

Педагогическая известность некоторое время охраняла его, но в конце тридцатых годов арест навис над ним неминуемо. Коекто из представителей власти пытался уговорить о. Иоанна оставить храм и вернуться к учительству, обещая, что не будет помянуто его священство, его сделают директором школы, и при его способностях ему откроются все дороги. А иначе не избежать ареста. Слушая это, матушка бросилась уговаривать мужа оставить церковь и пойти в школу; она напоминала ему о детях, со слезами умоляя сжалиться над ними. Но как раньше, так и теперь оставался тверд пастырь в своем решении служить Богу. С кротостью и любовью он произнес:

- Господь не оставит, он всех детей выведет в люди.

11 сентября 1938 года, на Иоанна Постника, его арестовали. Когда приехали чекисты, шла служба, и они не посмели ее прервать, вышли из храма и расположились неподалеку, ожидая священника.

Отец Иоанн был заключен в Нижегородскую тюрьму.

Кончина его и с ним многих других священников Нижегородской епархии арестованных в 1937-1938 годах, была такова. Их всех вывезли на середину Волги против города Бор, неподалеку от Нижнего. Связанных священников по одному сталкивали в воду, наблюдая, чтобы никто не выплыл; выплывших топили. И так были умучены все.

Использован материал информационно-аналитического портала Саратовской епархии “Православие и современность”

Старинцы в Базе данных ПСТГУ: о.Иоанн Флеров, о.Иоанн Быстров

Преподобномученика архимандрита Маврикия

(Полетаев Михаил Владимирович, +04.10.1937)

Родился архимандрит Маврикий в 1880 г. в Кронштадте. При крещении получил имя Михаила. Местом его учебы были Санкт-Петербургские Духовные школы. Нельзя утверждать с совершенной уверенностью, но, по-видимому, он окончил и Духовную Академию. После завершения учебы Михаил принимает сан священника и выбирает местом своего служения далекий Туркестан. Согласно семейному преданию, это решение было принято не без влияния Святого Праведного Иоанна Кронштадского, который благословил о. Михаила на службу в Средней Азии. Он был лично знаком с всероссийским пастырем не только потому, что жил в Кронштадте. Матушкой молодого иерея стала племянница жены о. Иоанна, который, конечно же, не мог остаться безучастным к их судьбе.

Они уезжают в древний город Мерв, где о. Михаила назначают настоятелем храма Покрова Пресвятой Богородицы. Церковь эта была построена в самом начале прошлого века руками русских солдат, которые несли службу на территории Туркестана. Ее настоятель являлся военным священником, ему приходилось окормлять многочисленный гарнизон российской армии, находящийся в Мерве.

После революции жизненный путь о. Михаила не был отмечен чем-то особенным, в том смысле, что он повторил судьбу всего нашего духовенства. Его неоднократно арестовывали, запрещали исполнять свой пастырский долг. Не желая, чтобы семья разделила с ним чашу страданий, он оставляет жену и сына, пешком уходит в Россию. В Троице-Сергиевой Лавре священник Михаил принял постриг с именем Маврикий и через некоторое время становится архимандритом. Несколько позже его перевели на приход Юрьев-Польский Владимирской епархии.

В 1937 г. архимандрит Маврикий был арестован и расстрелян после обвала на шахте, где он работал.

По материалам сайта “Минские Духовные Школы”

Страница в Базе данных ПСТГУ

Мученика Василия

(Кондратьев Василий Емельянович, +04.10.1937)

Василий Емельянович Кондратьев родился в селе Иудино Сергиевского уезда Московской губернии. Он был кустарем-слесарем, занимался торговлей. Известно, что в 20-х — начале 30-х годов он жил в Сергиевом Посаде.

С 1925 по 1935 годы Василий Емельянович был старостой в Кукуевской Всехсвятской церкви, где служил Преподобномученик Маврикий (Полетаев). 21 октября 1935 года будущий мученик был арестован по групповому делу «Дело духовенства и церковников во главе с архимандритом Маврикием. Загорск. 1936 г.» и заключен в Бутырскую тюрьму. Арестованный обвинялся в распостанении слухов о войне и неизбежной гибели советской власти, ему было инкриминировано то, что говорил, что при царе русский народ жил свободнее и лучше. Василий Емельянович виновным себя не признал.

8 января 1936 года Василий Емельянович Кондратьев был осужден Безбожной властью и приговорен к 3 годам исправительных работ. Отбывать наказание ему привелось в Карагандинском ИТЛ, где он работал возчиком. 28 сентября 1937 года Василий Емельянович был арестован в лагере и сужден по групповому делу «Дело архимандрита Маврикия (Полетаева) и др. Караганда. 1937 г.» Особое обвинение было предъявлено ему в том, что будучи «правой рукой» архимандрита, он раздавал лагерникам рукописи с Евангелия и иконки. Виновным себя он не признал. Признал, что держал у себя иконку.

4 октября 1937 года Василия Кондратьева расстреляли в КарЛАГе (в один день с преподобномучеником Маврикием)

Мученик Василий был причислен к лику святых новомучеников и исповедников Российских для общецерковного почитания Юбилейным Архиерейским Собором Русской Православной Церкви, проходившим 13—16 августа 2000 года в Москве.

По материалам Базы данных ПСТГУ; Православной Энциклопедии Т.7, С.60

Мученика Владимира

(Правдолюбов Владимир Анатольевич, +04.10.1937)

Владимир Анатольевич Правдолюбов родился 22 июня (ст. ст.) 1888 года в городе Касимове. Его родители — протоиерей Анатолий Авдеевич и Клавдия Андреевна Правдолюбовы. Детство его прошло в Касимове, где он сначала получил домашнее образование, а в десятилетнем возрасте поступил в Касимовское духовное училище, где преподавал его отец — протоиерей Анатолий.

В 1903 году, в год окончания духовного училища, когда Владимиру Анатольевичу было всего пятнадцать лет, он совершил путешествие из города Касимова в Саров. Еще до наступления выпускных экзаменов, когда Владимир узнал, что в июле будет совершено прославление преподобного Серафима Саровского, он твердо решил отправиться в Саров, чтобы участвовать в этом всенародном торжестве. Он говорил об этом со своими товарищами и звал их с собой, но никто не поехал. Тогда Владимир отправился в Саров один.

Путешествие было нелегким: где-то пешком, где-то на пароходе, а где и на тряской телеге, но Владимир добрался до Сарова вовремя — к 18 июля (ст. ст.) 1903 года, когда только начались торжества прославления преподобного Серафима Саровского.

Владимир Анатольевич оставил свои путевые заметки, которые он делал во время путешествия. Эти заметки — свидетельство того, каким было у пятнадцатилетнего мальчика молитвенное настроение, какое благоговейное отношение к преподобному Серафиму. Он пишет, что когда подошел уже к Сарову, то почувствовал себя плохо и вспомнил, что давно уже не вкушал никакой пищи. В это время Владимир входил в лес и увидел много малины. Он начал ее есть. «Вдруг у меня появилась мысль, — пишет он, — что сам Серафим Саровский угощает меня такой сладкой малиной. Эта мысль так укоренилась во мне, что я уже не сомневался в том, что я пришел в гости и он меня угощает. Мною овладело такое сладостное чувство, что я перекрестился...»

С этих торжеств Владимир Анатольевич привез маленький образок преподобного Серафима Саровского, который до сих пор хранится у потомков.

Сразу же по возвращении из Сарова Владимир Анатольевич уезжает в Рязань и поступает в Духовную семинарию. Учится он успешно и заканчивает ее по первому разряду в 1909 году.

В те годы Духовная семинария давала весьма солидное образование. Сохранился подлинный аттестат Владимира Анатольевича, в котором он аттестован по двадцати семи предметам. Наряду с церковными в семинарии изучались такие предметы, как: теория словесности, история русской литературы, физика, математика, логика, психология, философия, дидактика, а также ряд иностранных языков: греческий, латинский, французский, немецкий и еврейский. Курс обучения в духовной семинарии составлял шесть лет.

Но Владимир Анатольевич продолжил свое образование — в том же году он поступил в Киевскую духовную академию и окончил ее в 1913 году со степенью кандидата богословия. Темой кандидатской работы Владимира Анатольевича было: «Неразрывная связь любви к Богу и ближнему в жизни и нравственности христианина».

Перед Владимиром Анатольевичем открылся путь церковного служения, но он не был к тому времени женат, а принимать монашеский постриг не стал, не чувствуя к тому призвания. Он стал заниматься наукой, в основном психологией и педагогикой. Владимира Анатольевича пригласили в Житомир преподавать русский язык, словесность, а также логику и психологию в Учительской семинарии и женской гимназии имени святой Анастасии. Уже в августе 1913 года он приступил к своим новым обязанностям.

В 1914 году Владимир Анатольевич стал директором житомирской Учительской семинарии, а в 1915 и 1918 годах выезжал в Галицию как преподаватель на специальные педагогические курсы, организованные правительством для подготовки учителей народных училищ. Министерство народного просвещения отметило Владимира Анатольевича тем, что выразило ему благодарность «за энергичный, умелый и добросовестный лекторский труд» на этих курсах. Такую же благодарность выразил ему и генерал-губернатор Галиции. В 1916 году Владимир Анатольевич был награжден орденом святого Станислава III степени за общественную деятельность.

В 1917 году, с приходом новой власти, очень многое изменилось. Владимир Анатольевич впервые был арестован, но вскоре освобожден. В Житомире власть постоянно менялась: то устанавливалась советская власть, то приходили петлюровцы. Граница Украины с Россией была закрыта, поэтому выехать из Житомира, находящегося на территории Украины, было невозможно. Когда к власти приходили петлюровцы, в городе начинались погромы. Владимир Анатольевич несколько раз спасал от погромов тех, кому угрожала опасность. В одном случае несколько семейств укрылись на чердаке Учительской семинарии и благополучно переждали там погромы. В другом случае он вместе со своим другом, учителем семинарии, в одной небольшой комнате укрыл семейство из семи человек. Жилище этих людей было полностью разгромлено, но сами они остались живы. Такие погромы, по свидетельству Владимира Анатольевича, устраивали петлюровцы.

В Житомире Владимир Анатольевич трудился как преподаватель до 1921 года. В 1922 году он переехал в Москву, где продолжил свою педагогическую деятельность. Однако вместе с тем он стал заниматься серьезной научной работой.

В 1923 году Владимир Анатольевич стал доцентом Второго Московского государственного университета, читал лекции в Психотехнической лаборатории и Институте методов школьной работы. Областью его научных исследований были педагогика и психология.

В те годы среди ученых, занимающихся психологией, возникла идея создания нового направления в этой науке — специальной науки о ребенке: его воспитании, образовании и формировании как личности. При Втором Московском университете сформировался целый коллектив известных и талантливых ученых, которые активно разрабатывали это новое направление в психологии. Они публиковали свои работы отдельными изданиями, помещали статьи в известном в то время журнале «Психология, неврология и психиатрия». Вместе с ними работал Владимир Анатольевич, и деятельность его как ученого и педагога в эти годы успешно развивалась. Менее чем за семь лет, с 1922 по 1929 год, он издал три книги: «История письма» (Москва, Государственное издательство «Красная новь», 1924 год), «Работоспособность учащихся» (Издательство «Работник просвещения», Москва, 1926 год) и очень важный для педагогики труд — «Кино и наша молодежь». В центральной газете «Известия» в 1928 году были напечатаны две его статьи — «О юном кинозрителе» и «Учащиеся и кино», а в журнале «На путях к новой школе» в 1926 году были опубликованы статьи о его работе с родителями учащихся.

Особенно интересна его книга «История письма», которая вышла из печати со множеством иллюстраций.

Вместе с тем Владимира Анатольевича приглашали как специалиста в различные учреждения. В Военной академии он принимал участие в работе ее психологической лаборатории, где изучался новый для того времени метод тестирования, получивший теперь самое широкое распространение. В 1923 году он был участником Первого Всероссийского съезда по психоневрологии, на котором прочитал доклад «К вопросу об экспериментально-психологическом исследовании стенографов».

Однако проблемы воспитания молодых людей волновали Владимира Анатольевича не менее, чем наука. И знал он об этих проблемах из своего личного педагогического опыта. Владимир Анатольевич всегда занимался воспитанием детей и подростков — как в Житомире, так и в Москве он постоянно был с молодежью. В 1922 году, когда он приехал в Москву, он сразу же стал преподавателем. В те же годы он организовал приют для беспризорных детей и сирот. В этом приюте Владимир Анатольевич сам вел педагогическую работу и считал необходимым общение детей с природой, с миром искусства, с известными людьми.

Интересны работы Владимира Анатольевича о воздействии на психику ребенка кинофильмов. Уже в то время, в начале двадцатых годов, для него была понятна вся сложность нового явления. Теперь не только специалистам, но, наверное, всем, у кого есть дети, стала понятна вся пагубность воздействия на здоровье ребенка видеофильмов и компьютерных игр, а Владимир Анатольевич уже тогда предупреждал, что вместе с пользой даже простое кино может нанести психике ребенка серьезный вред. Он писал: «Если мы хотим, чтобы кино не принесло вреда нашим детям, не принесло вреда их психическому и физическому здоровью, не искалечило бы их, то мы должны остановить укоренившийся у нас взгляд на кино как на безобидное и невинное для наших детей развлечение. При условии правильной постановки дела кино может дать прекрасные, положительные результаты, и, напротив, оно может дать только отрицательные результаты и принести ряд существенных и серьезных неприятностей ребенку. Если десятилетний ребенок в день отдыха проведет в кино 20-30 минут и тем более час, то это будет значить, что этот день отдыха как таковой для него уже потерян, что в данном случае он лишился своего законного и необходимого отдыха». Если современная психиатрическая наука дает довольно расплывчатые рекомендации по данному вопросу, Владимир Анатольевич говорил конкретно и решительно: «Для детей до восьми лет, а лучше до девятилетнего возраста двери кинотеатров должны быть абсолютно закрыты. Мы должны внимательно следить за ребенком и за его поведением, за его настроением и отношением к кино, предупреждать признаки всевозможных ненормальностей — чрезмерного увлечения кино, податливостью внушению кинообразов, стремлении ко всякого рода «киногрезам». Во всех таких случаях мы должны принимать соответствующие меры: переключать внимание ребенка на другие предметы, направляя его активную деятельность по другому руслу».

Все это Владимир Анатольевич говорил, основываясь на своем личном педагогическом опыте и научных исследованиях. Государственное издательство в Ленинграде в марте 1929 года заключило с Владимиром Анатольевичем договор об издании его книги «Кино и наша молодежь».

Вместе с тем Владимир Анатольевич всегда был близок к Церкви и ее деятелям. Его отец, протоиерей Анатолий Авдеевич Правдолюбов, служил в эти годы в городе Касимове Рязанской области. Там же служили два его брата — протоиерей Сергий и иерей Николай. Сам Владимир Анатольевич лично знал святейшего Патриарха Тихона. Во многом благодаря этому знакомству произошла встреча протоиерея Анатолия Авдеевича и протоиерея Сергия Анатольевича со святейшим Патриархом Тихоном в 1924 году, на которой Святейший Патриарх поддержал «касимовских протоиереев» и подтвердил каноническое с ними общение, а Владимра Анатольевича, также принимавшего участие в этой встрече, деликатно убеждал принять монашеский постриг. Однако как и в юные свои годы, так и сейчас Владимир Анатольевич не чувствовал себя готовым к этому нелегкому подвигу, несмотря на то, что не был еще женат.

Возможно, по причине активной общественной деятельности Владимир Анатольевич до сих пор не мог устроить свою личную жизнь. Только в 1925 году, когда ему было уже 37 лет, он женился. Но брак этот нельзя назвать счастливым: детей у них не было, а в 1932 году, когда Владимир Анатольевич вернулся из заключения и ссылки, жена от него ушла.

Год 1928-й был последним относительно спокойным годом для Владимира Анатольевича. В 1929 году, четвертого июня, Владимира Анатольевича арестовали и заключили в Бутырскую следственную тюрьму. Более двух месяцев он находился под следствием. За это время ему предъявляли самые различные обвинения, доказать которые сами обвинители не могли. Например, на обвинение в восстании в городе Касимове в 1918 году Владимир Анатольевич отвечал тем, что с 1917 по 1922 год не выезжал из Житомира по причине закрытия границы между Украиной и Россией. На обвинение участия в погромах в городе Житомире в 1918 году он возражал, что, напротив, укрывал в те годы очень многих, кому грозили эти погромы, что могут подтвердить участники этих событий. Тем не менее, 8 августа 1929 года Владимира Анатольевича отправили в тюремное заключение на Соловки. Здесь он провел два года, после чего его отправили в ссылку — в город Вельск Северного края.

Когда в 1932 году Владимир Анатольевич вернулся в Москву, оказалось, что он лишен теперь возможности заниматься педагогической и научной деятельностью — ему запрещено было где бы то ни было работать. Более того, он даже жить в Москве теперь не имел права. Тогда Владимир Анатольевич уехал в свой родной город Касимов, который находится от Москвы в трехстах километрах. Здесь он стал преподавателем в местном Индустриальном техникуме.

В 1933 году вместе со своим братом, иереем Николаем Анатольевичем Правдолюбовым, Владимир Анатольевич составил жизнеописание местночтимых подвижников благочестия — блаженной матроны Анемнясевской, царевича Иакова и отшельника Петра. Однако в следующем году ему пришлось уезжать еще далее от Москвы — в город Сергач Нижегородской области. Он и здесь трудился преподавателем.

Интересен рассказ одного очевидца, как уже в Сергаче один из студентов преподнес на Пасху Владимиру Анатольевичу яйцо и сказал: «Христос Воскресе!» Владимир Анатольевич при всей аудитории ответил: «Воистину Воскресе!» В те годы это было мужественным исповеданием веры.

В 1935 году Владимира Анатольевича снова арестовали за составление жизнеописания подвижников благочестия Касимовской земли и за его открытое исповедание веры Христовой. Это был уже путь к мученическому венцу. Два года он томился в тюремном заключении в карагандинских лагерях, а 21 сентября (ст. ст.) 1937 года принял мученическую кончину — Владимир Анатольевич Правдолюбов был расстрелян.

Решением Архиерейского Юбилейного Собора Русской Православной Церкви 13-16 августа 2000 года Владимир Анатольевич Правдолюбов причислен к лику святых как мученик. На канонизацию он был представлен Алма-Атинской епархией.

Использован материал газеты “Мир Православия” №9 (78) сентябрь 2004

Страница в Базе данных ПСТГУ

Священномученика иерея Валентина

(Никольский Валентин Иванович, +04.10.1937)

В июне 1937 года на основании полученных в застенках показаний двух рабочих были арестованы священники Лысковского района. Их обвинили в поджогах домов, принадлежавших колхозникам. Среди других был арестован священник Валентин Иванович Никольский, Он родился в 1885 году в селе Линево Борского уезда Нижегородской губернии. Служил в селе Трофимово Лысковского района. Все обвинения отверг и ложных свидетельств против других обвиняемых не подписал. 21 сентября Тройка НКВД приговорила о. Валентина к расстрелу. 4 октября приговор был приведен в исполнение.

Использован материал сайта Православие.Uz

Страница в Базе данных ПСТГУ

Священномученика иерея Александра

(Беляков Александр Николаевич, +1937)

Иерей Александр - Александр Николаевич Беляков - родился в 1890 году в Нижнем Новгороде. Он был арестован 6 августа 1937 года во время массовых репрессий против нижегородского духовенства и обвинен в участии в «контрреволюционной церковной группировке». Виновным себя отец Александр не признал и давать показания на других отказался. Он был расстрелян по приговору от 21 августа 1937 года. Священномученик Александр был прославлен в лике святых Архиерейским Собором Русской Православной Церкви в 2000 году.

По материалам Православной Энциклопедии Т.1, С. 475

Страница в Базе данных ПСТГУ

Священномученика иерея Иоанна

(Никольский Иван Николаевич, +1937)

Иван Николаевич Никольский родился 8 октября 1868 года в селе Кладбищи Сергачского уезда Нижегородской губернии и происходил из семьи священника. В 1891 году он окончил Нижегородскую Духовную Семинарию и был рукоположен во иерея. В 1933 году будущий священномученик был под арестом три с половиной месяца. Последние годы жизни отец Иван служил в Спасо-Преображенской церкви поселка Карповка на окраине города Горького. 6 августа 1937 года он был арестован вместе с группой священников и мирян города Горького и заключен в городскую тюрьму. Арестованный обвинялся в участии в «контрреволюционной фашистской организации», будто бы возглавляемой Горьковским митрополитом Феофаном (Туляковым). Виновным себя священник не признал, давать показания на других людей отказался. 21 сентября 1937 года особой тройкой при УНКВД по Горьковской области иерей Иоанн Никольский был приговорен к высшей мере наказания. 4 октября он был расстрелян и погребен в безвестной общей могиле на Бугровском кладбище в Горьком. Священномученик Иоанн был прославлен в лике святых Архиерейским юбилейным Собором РПЦ в 2000 году.

По материалам Православной Энциклопедии Т.23

Страница в Базе данных ПСТГУ

Священномученика иерея Андрея

(Бенедиктов Андрей Николаевич, +1937)

Священномученик иерей Андрей - Андрей Николаевич Бенедиктов - родился в1885 году в селе Воронино Нижегородской губернии и был священником одного из храмов Нижнего Новгорода. Он был арестован 6 августа 1937 года вместе с другими православными священнослужителями и мирянами. Отцу Андрею предъявили обвинение в участии в контрреволюционной церковной группировке и в антисоветских разговорах. Виновным себя он не признал и показаний на других не дал. Иерей Андрей Бенедиктов был расстрелян по приговору от 21 августа 1937 года, впоследствии реабилитирован. Священномученик был прославлен в лике святых Архиерейским Собором РПЦ 2000 года.

Использован материал Православной Энциклопедии Т.2, С.355

Страница в Базе данных ПСТГУ

Священномученика иерея Петра

(Сахаровский Петр Иванович, +1937)

Протоиерей Петр Иванович Сахаровский родился в 1876 году. Он служил в Свято-Троицком и Спасском храмах Нижнего Новгорода. В августе 1937 года отец Петр был арестован и приговорен к высшей мере наказания. Священник принял мученический венец через расстрел. На Архиерейском Юбилейном Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году отец Петр Сахаровский был прославлен в лике святых.

По материалам Базы данных ПСТГУ

Священномученика иерея Иоанна

(Лазарев Иван Михайлович, +1937)

Протоиерей Иоанн Михайлович Лазарев родился в 1876 году в селе Курмыш Нижегородской губернии. Он служил в храме Успения Божией Матери в Нижнем Новгороде. В августе 1937 года отец Иоанн был арестован. 21 сентября был оглашен приговор – высшая мера наказания. Вскоре священномученик был расстрелян. Отец Иоанн Лазарев был прославлен в лике святых на Юбилейном архиерейском Соборе Русской Православной Церкви в 2000 году.

По материалам Базы данных ПСТГУ

Священномученика иерея Василия

(Крымкин Василий Иванович, +04.10.1942)

Священномученик Василий родился в 1901году в селе Протасово Троекуровского уезда Тамбовской губернии в семье крестьян Ивана Алексеевича и Марфы Леонтьевны Крымкиных. Когда Василию исполнилось восемь лет, он поступил в Троицкий монастырь, располагавшийся в полутора верстах от города Лебедянь Тамбовской губернии. Здесь он окончил монастырскую церковноприходскую школу и до 1928 года был в монастыре послушником. После того как монастырь был безбожной властью закрыт, он вернулся в родное село и служил псаломщиком в храме.

В 1930 Василий Иванович был рукоположен во священника и служил в Троицком храме в селе Остафьево Подольского района Московской области. 4 декабря 1937 года отец Василий был арестован, в тот же день допрошен, и на этом следствие было закончено.

– Следствию известно, что вы среди верующих вашего прихода проводили контрреволюционную антисоветскую агитацию, направленную против проводимых партией и правительством мероприятий, распускали провокационные слухи о скором падении советской власти. Изложите об этом подробнее, – сказал следователь.
– Антисоветской агитации среди верующих моего прихода я не проводил и провокационных слухов не распускал, – ответил священник.
– Вы признаете себя виновным в том, что вы среди населения села Остафьева распускали всевозможные нелепые провокационные слухи о скором падении советской власти? Изложите об этом следствию.
– Я виновным себя в предъявленном мне обвинении не признаю, потому что антисоветской агитации среди населения не вел.

7 декабря 1937 года тройка НКВД приговорила отца Василия к десяти годам заключения в исправительно трудовой лагерь. Священник Василий Крымкин скончался в исправительно трудовом лагере в Самарской области 4 октября 1942 года.

Использован материал официального сайта Троицкого собора города Подольска

Страница в Базе данных ПСТГУ