на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Пострадавшие за Христа
06 декабря (23 ноября ст.ст.)

Прмч. Серафима (1931); св. Иоанна исп. (1932); сщмчч. Бориса, еп. Ивановского, Елеазара пресвитера и мч. Александра (1937)

Священномученик Борис (Воскобойников), епископ Ивановский, священномученик иерей Елеазар (Спиридонов), преподобномученик иеромонах Серафим (Тьевар), мученик Иоанн Васильев, мученик Александр Уксусов

Священномученика епископа Бориса

(Воскобойников Семен Тимофеевич (Петрович?), +06.12.1937)

Священномученик Борис, епископ Ивановский (в миру Семен Тимофеевич Воскобойников) родился в 1875 году в Воронежской губернии в семье священника. Закончил Воронежскую Семинарию, был рукоположен в сан диакона, служил в Лукинской церкви в селе Нижняя Гнилуша в Воронежской губернии, затем в Преображенской церкви в слободе Уразовая. В 1903 году он был рукоположен в сан священника и стал служить в Богоялвенской церкви в селе Новорождественское. Вскоре будущий священномученик поступил в Санкт-Петербургскую Духовную Академию, которую окончил в 1911 году со степенью кандидата богословия.

В Петербурге отец Симеон служил законоучителем в Александровской женской школе при доме призрения и в Николаевской торговой школе Санкт-Петербургского купечества. По окончании Академии он был назначен настоятелем домовой церкви в Николаевском доме призрения престарелых и увечных граждан. В 30-е годы отец Симеон Воскобойников стал иеромонахом и в 1936 году – епископом Кинешемским, викарием Костромской епархии. Но в том же году владыка был переведен на Ивановскую кафедру. Через несколько месяцев епископа Ивановского Бориса (Воскобойникова) арестовали и приговорили к 5 годам ссылки в Казахстан. Еще по пути к месту ссылки он был вновь арестован и приговорен к расстрелу. 6 декабря 1937 года епископа Бориса (Воскобойникова) расстреляли в Чимкентской области в Казахстане, погребен он был в безвестной общей могиле.

По материалам сайта радиостанции Град Петров.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: владыка Борис (Воскобойников).

Священномученика иерея Елеазара

(Спиридонов Елеазар Спиридонович, +06.12.1937)

Священномученик священник Елеазар Спиридонов родился в 1874 году в Крыму, в Евпатории, в семье крымских греков. Отец его работал приказчиком на соляных промыслах. С детства он начал петь на клиросе греческой церкви в Евпатории. Юношей он получил от греческой общины подарок – прихожане собрали деньги, чтобы он смог совершить паломничество в Иерусалим.

Духовным отцом Елеазара Спиридонова был известный в Евпатории священник Иаков Чипурин, служивший в Свято-Никольском соборе, который он сам построил на свои средства. Отец Иаков венчал Елеазара Спиридонова с Ксенией Ивановной Янковой, также впоследствии пострадавшей за Христа. В 1899 году Елеазар Спиридонов был рукоположен во священника. Служил в Таврической губернии, преподавал в церковно-приходской школе в Евпатории. На скопленные за 12 лет служения средства отец Елеазар купил в губернии 15 десятин земли, завел двух коров. Однако вскоре произошла революция, и было объявлено о перераспределении земли и другой собственности, тогда священник предложил местным крестьянам забрать у него коров и земельный участок. Лишившись этого имущества, отец Елеазар перебрался в город, в Евпатории он стал служить в церкви Илии пророка. Церковь была построена на деньги греческой общины и судовладельца П. Е. Давыдова, который руководил строительством. В 1920 г. был сильный голод, умерли многие родственники отца Елеазара.

Прихожане любили отца Елеазара за добрый и мягкий нрав, за кротость и бессребреничество. Сердечная доброта, искренняя расположенность ко всем, рождали вокруг него атмосферу любви и взаимопонимания. Убежденный трезвенник, он не пил вина и в доме его не держал, подавая тем самым пример своей пастве. Несмотря на стесненные обстоятельства, отец Елеазар принимал у себя всех нуждающихся. В его семье жили две монахини из разоренного Космо-Дамиановского монастыря. Большевики подселили батюшке двух солдат, он их безропотно принял и кормил за свой счет. В конце 1920 годов отец Елеазар очень подружился с духовным писателем Александром Васильевичем Поповым. Их взгляды и духовный настрой совпадали. Александр Попов был арестован в конце 1934 или в начале 1935 года и умер в одном из подмосковных лагерей.

После революции быстро и страшно менялась жизнь. Случалось, что во время богослужения подстрекаемая властями молодежь била окна. Священника постоянно вызывали для допросов. От него требовали сотрудничества с властью, угрожали репрессиями, ели не отречется от сана, требовали не появляться в городе в рясе. Отец Елеазар отказался доносить на прихожан и снять рясу: «Я священник и буду ходить в подобающей моему сану одежде». Рясу с него сняли только после ареста. После таких вызовов отец Елеазар молча садился за фортепиано и погружался в славянские песнопения, которые очень любил и мастерски исполнял. Он понимал, что ареста не избежать, вещи на этот случай уже были собраны. Его арестовали сразу после разорения Ильинской церкви. Поводом к аресту послужило письмо греческой общины Ильинской церкви к греческому консулу. Письмо было отправлено по благословению отца Елеазара, в нем говорилось о разорении церкви и притеснениях общины. Других членов общины, как греческих подданных, арестовать не решились, а взяли подписку о невыезде. Каждого прихожанина подвергли многочисленным допросам, пытаясь получить от них показания на их священника. Но члены общины держались мужественно. Несмотря на угрозы следователя, виновными себя не признали и показаний на своего священника не дали.

Поводом для вынесения приговора священнику стали книги, которые были изъяты из церкви, в которой отец Елеазар служил. Священника поместили в городскую тюрьму в Симферополе. Из обвинительного акта: "Подвергнув проверке литературу, изъятую при обыске в греческой церкви г.Евпатории, нашли в ней элементы монархической пропаганды". В 1936 г. умер Константинопольский Патриарх, и, разумеется, в Ильинском храме была отслужена панихида, на этом основании отца Елеазара обвинили в том, что он "служил панихиды за иностранных подданных и о врагах Советского Союза, проживающих за границей". На допросах отец Елеазар вел себя с достоинством. Продержав его почти год в тюрьме в предварительном заключении, изнуряя пожилого священника частыми и мучительными допросами власти так и не добились "нужных" показаний от отца Елеазара: "В предъявленном мне обвинении я себя виновным не признаю, так как я никогда никакой агитации против советской власти не проводил и идей фашизма не проповедовал..." Вместе с отцом Елеазаром были осуждены другие члены общины, так как отказались дать показания против своего священника. В июле 1937 года отца Елеазара приговорили к 5 годам в исправительно-трудовом лагере на Колыме. Он проработал Колымских рудниках меньше 5 месяцев, скончавшись 6 декабря 1937 года в возрасте 64 лет.

По материалам сайта радиостанции Град Петров.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: о. Елеазар Спиридонов.

Преподобномученика иеромонаха Серафима

(Тьевар Антоний Максимович, +06.12.1931)

Преподобномученик иеромонах Серафим (в миру Антоний Максимович Тьевар) родился в 1899 году в Москве в семье служащего. Предки Тьеваров были французами. Антоний Тьевар потерял отца, когда ему было 6 лет, а его брату 1 год. Детей воспитывала мать, Наталия Дмитриевна. Антоний Тьевар окончил реальное училище в Москве и в 1917 году поступил работать статистиком на Дедовскую мануфактуру (в городе Дедовске Московской губернии).

Одновременно он поступил в Московский университет, но проучился там всего год. Еще год (а это было время решения судьбы России в гражданской войне) Антоний Тьевар провел в раздумьях о своем дальнейшем пути, и в 1920 он пошел подавать прошение в Московскую Духовную Академию. Здесь он познакомился с профессором Московской Духовной Академии, выдающимся ученым-патрологом, Иваном Васильевичем Поповым. Антоний Тьевар стал его ближайшим учеником. Изучение жизни святых отцов звало к тому, чтобы и самому Антонию вести подвижническую жизнь, тем более, что аскетом-подвижником был и сам его наставник. Антоний Тьевар посещал лекции И. В. Попова по философии в читальне Румянцевского музея, а также в Московском университете, в 1922-1923 гг. - его лекции в храме Троицы в Листах на Сретенке по патрологии и истории Церкви. Он получал от И. В. Попова интересующие его книги по истории Церкви и патрологии. В 1923 году Духовная Академия была закрыта, закончить ее Антоний Тьевар не успел.

Параллельно с учебой в Университете и Академии Антоний Тьевар работал в различных учреждениях Москвы: статистиком, библиотекарем и проч. В 1919 г. поступил на курсы внешкольного политпросвещения и в том же году был направлен библиотекарем на Южный фронт Красной Армии, но затем оставлен в Москве и служил в должности библиотекаря-инструктора. В 1920 г. участвовал в организации съезда библиотечных работников Красной Армии. После съезда стал работать помощником начальника библиотеки. В 1922 г. был демобилизован и до 1924 г. работал библиографом Главполитпросвета. В 1924 г., для устранения обновленческой смуты и разного рода расколов в Церкви Патриарх Тихон благословил И. В. Попова на составление полного списка епископата, как православного, так и раскольнического, а, кроме того, всех тех, кто к тому времени оказался в ссылках и лагерях. И. В. Попов привлек помощником в этом деле Антония Тьевара. Антоний Тьевар составил список архиереев, ходивший тогда среди верующих людей в рукописном виде. Главной его работой было собирание сведений и богословских суждений об имябожниках, вопрос о которых Патриарх Тихон предполагал вынести к весне 1925 г. на VIII Вселенский Собор, если бы он состоялся. 10 декабря 1924 г. Антоний Тьевар был арестован по «Делу профессора И. В. Попова» и заключен в Лубянскую тюрьму. Обвинение при осуждении было: контрреволюционная деятельность, сношение с представителями иностранных государств с целью вызова интервенции, для чего Тьеваром давалась им ложная и неправильная информация о гонениях на Церковь со стороны Соввласти. К делу был привлечен и составленный Тьеваром список епископата. Антония Максимовича приговорили к 3 годам концлагерей. Вместе со своим наставником профессором Поповым он был отправлен на Соловки. В 1928 году Антоний Максимович Тьевар вернулся из заключения. Во время Великого поста он отправился в Дивеево и в Саров. Страстную неделю он пробыл в Арзамасе. На Страстной Неделе епископ Серпуховский Арсений (Жадановский) тайно постриг Антония в мантию с именем Серафим. Мать его Наталия Дмитриевна тоже приняла монашеский постриг (с именем Пантелеимона). В том же году отец Серафим (Тьевар) был рукоположен в иеромонаха. Вернувшись в Москву, отец Серафим поселился вместе с матерью в своей квартире, где и стал тайно совершать богослужения. На жизнь он зарабатывал литературной работой по договору для Госиздата.

В 1931 году его арестовали за «оказание помощи ссыльному духовенству, произнесение проповедей контрреволюционного характера, провокационные слухи о якобы чинимых гонениях на Церковь». Дело было заведено групповое, по нему проходили архимандрит Гавриил (Игошкин), священник Феодор Алексинский, Татьяна Гримблит и другие - всего 39 человек. Отца Серафима приговорили к 3 годам концлагерей. На допросе отце Серафим сказал: «Я действительно принял тайное монашество. Постриг принял от руки епископа Арсения (Жадановского) в городе Арзамасе. Мое монашеское имя Серафим. В силу своих религиозных убеждений я в 1920 г. поступил в Богословскую Академию, каковую не окончил вследствие ее закрытия, посещал Академию параллельно со службой в Политуправлении Реввоенсовета, конечно о моем пребывании в Академии не знала моя служба. Из церковников никого не знаю. Посещаю систематически одну только церковь Вознесения (на ул. Герцена). Отношение к советской власти отрицательное в плоскости религиозных вопросов, а именно: ссылка духовенства, закрытия и уничтожения церквей и т.п. Я - антимилитарист, следовательно, в случае нападения на Советский Союз врагов - защищать его с оружием в руках не буду, но согласен служить в санитарных отрядах».

Из Бутырской тюрьмы отца Серафима перевезли в 1-е отделение Вишерлага ОГПУ в Верхне-Камском округе Пермской области. Через полгода в лагере преподобномученик иеромонах Серафим (Тьевар) скончался в возрасте 32 лет.

По материалам сайта радиостанции Град Петров.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: иеромонах Серафим (Тьевар)

Мученика Иоанна

(Васильев Иван Сергеевич, +06.12.1932)

Святой исповедник Иоанн Сергеевич Васильев родился в 1869 году в Московской губернии в семье рабочего-слесаря. С 1884 г. он работал в харчевной лавке купца Рябова, где стал со временем приказчиком, а после увольнения в 1922 г. открыл свою торговлю. С 1919 года Иван Сергеевич был старостой церкви Николая Чудотворца в селе Бутурлино. Настоятелем храма являлся священник Константин Уаров. В 1927 г. отец Константин вместе Иваном Сергеевичем Васильевым и прихожанами не позволили безбожникам-комсомольцам осуществить кощунственную затею - установить радиоприемник на церковной колокольне. В июле 1929 г. в близлежащем селе Левашово умер 18-летний комсомолец Аксенов. Священник по просьбе родных отпел юношу, хотя безбожники-комсомольцы пытались воспрепятствовать этому, устроив антирелигиозный митинг. После этого началась травля отца Константина, диакона отца Сергия Троицкого, старосты Ивана Сергеевича Васильева, членов церковного совета и других людей, участвовавших в отпевании. 26 июля 1929 г. в местной газете "Набат" была напечатана заметка под заголовком "Силой унесли гроб в церковь", подписанная псевдонимом "Безбожник". В этой заметке священник отец Константин, диакон Сергий Троицкий и весь церковный актив во главе со старостой Иваном Васильевым обвинялся в "хулиганских действиях с целью помешать осуществить комсомольской ячейке гражданские похороны Аксенова, по договоренности с родителями без попа". 30 августа 1929 г. ОГПУ завело уголовное дело в отношении священника Константина Уарова, служившего в Никольском храме в Бутурлино. Староста церкви Иван Сергеевич Васильев был обвинен в "распространении ложных слухов о невиновности попа". Кроме того, Ивана Сергеевича обвиняли в агитации против мероприятий Советской власти по закрытию церквей.

3 сентября 1929 года Иван Сергеевич был арестован в числе всего церковного причта Никольского храма. Отца Константина приговорили к трем годам концлагерей, а Ивана Васильева к высылке на 3 года в Казахстан этапом. На место ссылки (Казахстан, Каунрадский р., ст. Караганда, пос. Актогай, местечко Жамши) Иван Сергеевич этапом добирался вместе с уголовниками полгода.

Срок высылки истек 3 сентября 1932 г., но освобождения он не получил. В суровых условиях ссылки Иван Сергеевич заболел ревматизмом ног. Из-за острых болей он не мог ходить. Землянка, в которой он жил, была размером 3.5 х 3.5 кв.м., и в ней обитало три человека. Место ссылки находилось более чем в 400 верстах от железной дороги. Отсюда даже и по окончании срока больному человеку было нелегко выехать. Сын Ивана Сергеевича ходатайствовал о досрочном освобождении отца. Он указал причину просьбы: срок наказания его отца истекает в октябре, и если бумаги об освобождении задержатся еще хотя бы на один месяц, то из-за погодных условий и полной непроходимости пустыни в это время года отец не сможет выехать в течение 7-8 месяцев.

4 декабря родственники получили телеграмму, а потом письмо от священника Скворцова, отбывавшего наказание вместе с Иваном Сергеевичем, где было сказано, что их отец смертельно болен, у него отнялись руки и ноги и помочь ему нечем. Иван Сергеевич умер в концлагере 6 декабря 1932 г. и был похоронен в общей могиле.

По материалам сайта радиостанции Град Петров.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: Васильев Иван Сергеевич.

Мученика Александра

(Уксусов Александр Александрович, +06.12.1937)

Мученик Александр (Александр Александрович Уксусов) родился в 1874 г. в благочестивой крестьянской семье. Закончив школу, он, как и его родители, работал на земле. В советское время был бухгалтером в колхозах Некоузского района.

Будучи глубоко верующим человеком, Александр Александрович несколько лет исполнял обязанности председателя церковной общины в с. Марьино. В сентябре 1937 г. он был арестован и обвинен как участник церковно-повстанческой группы “в нелегальных сборищах, повстанческой и пораженческой агитации, клевете на политику партии и вовлечении колхозников в религиозную общину”. На допросе Александр Александрович отрицал антисоветский характер церковных собраний и никого не оговорил. Он был приговорен к десяти годам лагерей и закончил свой скорбный мученический путь 6 декабря 1937 г. в Кулойлаге.

Использован материал сайта Ярославской и Ростовской епархии.

Страница новомученика в Базе данных ПСТГУ: Александр Александрович Уксусов.