на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Пресса о ПСТГУ

Россия и Польша: Зачем соседям жить дружно? На вопросы ПРАВМИРа отвечает историк Борис Алексеевич Филиппов, доцент кафедры всеобщей истории ПСТГУ

17 августа 2012 года в Королевском дворце Варшавы состоялась торжественная церемония подписания Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Кириллом и председателем Польской епископской конференции митрополитом Юзефом Михаликом Совместного послания народам России и Польши. Оба иерарха, православный Патриарх и католический митрополит, призвали народы к взаимному примирению и прощению.

В чем важность этого документа? Какие у него перспективы? Зачем он нужен России и Польше? На вопросы ПРАВМИРа отвечает историк Борис Алексеевич Филиппов, доцент кафедры всеобщей истории Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного университета.

Шанс на примирение

Борис Алексеевич Филиппов
Борис Алексеевич Филиппов
Как ответить на вопрос: «Зачем соседям жить дружно?»

Как известно, две мировые войны начались с нападения Германии на Францию и Польшу. Что следует сделать, чтобы подобное не повторилось?

И вот по инициативе двух верующих католиков: президента Франции Шарля де Голля и канцлера Германии Конрада Аденауэра была разработана, действующая по сей день, программа примирения французского и немецкого народов.

Кроме официальной Декларации о намерениях, программа предусматривала комплекс мер по воспитанию молодежи.

Практически в это же время в 1966 г. Польский епископат обратился с содержащим призыв к взаимному прощению Посланием к епископату Германии. Его холодно приняли как в Германии, так и в Польше. Но усилия польского духовенства и католической интеллигенции не прошли даром. «Страх» перед немецкой опасностью в польском обществе значительно уменьшился. Это заслуга Церкви.

Вторым (после Германии) «историческим» врагом в сознании поляков является Россия.

Самый большой католический интернет портал wiara.pl материалы о визите Святейшего Патриарха и декларации снабдил аннотацией: «Это огромный шанс на примирение для сегодня косо смотрящих друг на друга народов».

По поводу документа и визита высказались все первые лица Католической церкви в Польше. Все говорили о начале важного пути к примирению. Но одной декларации о намерениях недостаточно. Я хотел бы обратить внимание на слова архиепископа Хенрика Мушиньского, который сказал, что польский епископат должен обратиться к верующим со специальным пастырским посланием, с целью «подготовить верующих, чтобы это послание начало жить в наших Церквах».

Пятна в истории

Подписание документа
Подписание документа
Чтобы представить масштаб «белых» и «черных» пятен в истории взаимоотношений между нашими народами я приведу такие цифры: В 1987 г. историками наших стран были сформулированы 22 темы и 25 исследовательских проектов по «сложным» проблемам взаимоотношений только по периоду 1917–1945 гг. К 2009 г. польские историки сформулировали 36 «сложных» исследовательских тем по периоду 1917–1991 гг., по которым в Польше ведутся исследования. А это только то, что накопилось во взаимоотношениях за последние сто лет. А история взаимоотношений у нас насчитывает 1000 лет. 

 

–В документе говорится: «Объективное познание фактов, выявление драм прошлого и масштабов трагедии ныне становится неотложным делом историков и специалистов.» — насколько можно понять, многие архивы, по крайней мере, в нашей стране, до сих пор закрыты. Может ли этот документ способствовать изменению ситуации? Возможно ли, чтобы государство прислушалось к голосу Церкви в данном вопросе?

Поклонный крест в Катыни, на польской территории
Поклонный крест в Катыни, на польской территории
– Следует сразу сказать, что российские и польские историки много сделали на пути сближения позиций. С 1987 по 1991 гг. работала Совместная комиссия ученых СССР и ПНР по истории отношений между двумя странами. После распада СССР наступил перерыв в совместной работе. В 2007 г. по решению руководства наших стран была создана российско-польская исследовательская Группа по сложным вопросам. Координирующим центром работы российских историков в нашей стране стал МГИМО. В 2009–2010 гг. на русском и польском языках, были опубликованы два сборника статей «Международный кризис 1939 года в трактовках российских и польских историков» ( Научное издание / М. Волос, Я. Войтковяк, В. И. Даши­чев и др.; Под ред. М. М. Наринского и С. Дембского. — М: Аспект Пресс, 2009. — 480 с.) и «Белые пятна – черные пятна: Сложные вопросы в российско-польских отношениях» (Научное издание / Под общ. ред. А.В. Торкунова, А.Д. Ротфельда. Отв. Ред. А.В. Мальгин, М.М. Наринский. – М.: Аспект Пресс, 2010. – 823 с.), которая получила специальный диплом Премии «Общественная мысль» за 2010 год за вклад в международный научный диалог по сложным проблемам истории.

Что может сделать Церковь? Она уже сделала: привлекла внимание широкой общественности к проблеме взаимоотношения между нашими народами. Отныне исследования по спорным проблемам перестали быть частным делом историков. Подписанный в варшавском замке документ вывел их работу на более высокий уровень.

Светское общество или антиклерикальный фундаментализм?

– «Нередко мы сталкиваемся с проявлениями враждебности ко Христу, к Его Евангелию и Кресту, а также с попытками устранить Церковь из общественной жизни. Ложно понятая светскость принимает форму фундаментализма и в действительности является разновидностью атеизма». Это актуально для Польши? Есть ли в польском обществе антиклерикальные настроения?

– К сожалению, враждебность к христианству сегодня проявляется и в Польше. На парламентских выборах 9 октября 2011 г. за антиклерикальное «Движение Паликота» отдали свои голоса 1 439 490 избирателей, то есть 10,02 % их общего числа принявших участие в выборах. Значительную часть избирателей составила молодежь.

Новая уния или ожидаемый диалог?

– Многих смущает вопрос об экуменизме — не произойдет ли сближение с католиками вплоть до размывания догматических и канонических границ? В документе есть такие слова: «Мы прикладываем новые усилия ради сближения наших Церквей и наших народов, чтобы нам стать более достойными свидетелями Евангелия Христова в современном мире» — уже звучат опасения, что это путь к новой унии.

– Обсуждать следует только то, что написано в документе. А в тексте говорится о «сближении наших Церквей и наших народов» ради начала диалога, «в надежде, что он поможет нам залечить раны прошлого и преодолеть взаимные предрассудки и непонимание, а также укрепит нас в стремлении к примирению», «чтобы нам стать более достойными свидетелями Евангелия Христова в современном мире».

Польско-российский диалог труден. Однако с чего-то следует его начать. Послание может быть началом диалога. Предстоит очень долгий и трудный путь. К нему не готовы ни российское, ни польское общества. И то, что инициатива вышла от наших Церквей – в этом я вижу залог успеха.

Подготовила Мария Сеньчукова

ПРАВОСЛАВИЕ И МИР

20 августа 2012 г.

Разместить ссылку на материал

05 июля 2018 г.
В храме на Суздальской обсудили проблемы неслышащих людей
29 июня 2018 г.
Состоялось вручение дипломов выпускникам УЛГПУ направления «Теология
29 июня 2018 г.
Представители Православной Церкви в Америке познакомились с социальным служением Русской Церкви
28 июня 2018 г.
Осужденные колонии под Архангельском дистанционно получат духовное образование
19 июня 2018 г.
Состоялось заседание рабочей группы по разработке концепции молодежного служения при Синодальном отделе по делам молодежи
17 июня 2018 г.
В Свято-Тихоновском университете состоялась встреча с президентом Пушкинского музея
09 июня 2018 г.
Исследователей не удивили сведения о ликвидации карточек репрессированных
09 июня 2018 г.
Опрос показал, какое событие студенты считают самым важным в истории России
06 июня 2018 г.
В Москве дан старт уникальному исследованию церковных и светских вузов
31 мая 2018 г.
ПСТГУ проведет бесплатные экскурсии по музею памяти новомучеников