на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Пресса о ПСТГУ

Обучение в Европе. Александр Кольцов рассказывает об академическом Берлине

Уже больше 15 лет ПСТГУ сотрудничает с Богословским факультетом Гумбольдт-Университета в Берлине. Главной стороной этого сотрудничество является ежегодная стажировка наших студентов в этом крупнейшем европейском Университете. Однако за последнее время появилось гораздо больше возможностей для обучения в Европе. Мы представляем рассказ выпускника, аспиранта и преподавателя кафедры Философии Религии и Религиозных Аспектов Культуры Александра Кольцова о стажировке в Берлине.
1) О стажировке.


Ты вернулся из последней стажировки в апреле этого года. Подобную стажировку ты проходил ещё в 2012 году. Я – на год раньше. Расскажи, пожалуйста, как изменились за это время условия пребывания в Берлине для наших студентов.

Надо отметить, что только мы называем это «стажировкой» и «её» участников – «стажёрами». Этот термин предполагает усовершенствование каких-либо знаний и умений за счёт чётко организованной деятельности с достижением определённых заранее намеченных результатов и отчётность.

По-немецки это называется «стипендиальная программа» и, соответственно, «стипендиаты». Программы эти бывают разные. Конкретно нам немецкой стороной предоставляются все академические возможности и не вменяется обязанности сдавать экзамены, писать статьи или готовые работы.
Первый раз я был в зимнем семестре 2012-2013 года. Тогда меня, как и тебя, целиком принимал отдел профессора Хайнца Оме и, главным образом, его сотрудница, Барбара Франке, и время пребывания там было ограничено четырьмя месяцами. Ездили мы по трое, с начала октября по конец января, либо с апреля по июль.

Теперь же, как мне сообщили во время подготовки, стажировка будет начинаться в то же время, однако продлится уже 6 месяцев. Участвовать в ней смогут уже два человека. А в связи с уходом на пенсию профессора Оме принимающей стороной будет международный отдел Гумбольдт Университета, а не Богословский факультет. Всё примет более официальный характер. Учебные визы мы получаем по линии «Германской службы академических обменов», а выделяет стипендии организация «Brot für die Welt».

Это, в частности, позволило нам больше приобщиться к мероприятиям «Brot für die Welt». У них есть целая программа поддержки стипендиатов, направленная на то, чтобы они познакомились между собой и легче адаптировались к жизни в Германии. Ведь многие приезжают на несколько лет, а не на шесть месяцев, как мы. И в начале нашего пребывания в Берлине они организовали несколько дружественных встреч и концертов. А в конце мы отправились в Kirchenreise, что буквально можно понимать как паломничество. По факту это была ознакомительная поездка в определённую церковную область, можно сказать в «епархию». Поездка была очень занимательная.

В итоге всё получилось не совсем по новой схеме, поскольку профессор Оме ещё читал последний семестр лекции. Барбара Франке продолжала у него работать и нас во всём сопровождала. С профессором Оме мы встречались лично вначале стажировке. Он нас подробно расспрашивал о наших научных работах, делился советами. Поговорили мы о реформах аспирантуры, которые не обошли стороной и Германию.

Я уверен, что магистерскую работу в 2013 году написал исключительно благодаря стажировке. При чудесном стечении обстоятельств отец Георгий Ореханов рекомендовал меня для этой стажировки во второй раз, и теперь для меня похожая ситуация, поскольку вряд ли можно написать диссертацию по немецкой философии, не обращаясь как к источникам, так и к живым исследователям немецкого философского наследия. Всё это сосредоточено главным образом в Германии и было для меня в прямом доступе.

Какие нужно сейчас выполнить условия, чтобы поехать на стажировку?

Теперь ехать нужно, как я уже сказал, на шесть месяцев вдвоём и чуть-ли не на общих условиях со всеми претендентами из «Brot für die Welt». То есть нужно написать полноценное мотивационное письмо, которое будет проходить конкурс.

Конкретно необходимо:

- Рекомендательное письмо от церковной организации. В нашем случае это письмо с подписью от архиепископа Евгения, заведующего Учебным комитетом Русской православной Церкви.
- Sprachzeugnis, то есть свидетельство о знании языка.
- Диплом о высшем образовании.
- Развёрнутое обоснование темы своей работы, которое называется в списках просто «мотивационное письмо».
- И конечно автобиография.

В нашем случае все эти документы подкрепляются тем, что между Гумбольдтом и нашим Университетом заключён договор о сотрудничестве. Потому стипендию мы получаем от «Brot für die Welt», а в учебном плане привязываемся к богословскому факультету как стипендиаты по обмену.

Какая у тебя была стипендия?

Точно не назову, но примерно 720 Евро.

2) Проживание в Берлине.

Интересно, у меня 5 лет назад была такая же стипендия. Видимо, стипендия не зависит от курса Евро. Каковы сейчас условия проживания для стипендиатов? Всё тот же Конвикт?

Те, кто стажируются в Берлине (а стажируются стипендиаты в разных городах), как правило, проживают в богословском Конвикте. По традиции общежитие именно Богословского факультета называется соответствующим латинским словом «Конвикт».

Это очень интересное место, и прежде всего своей историей. Изначально в нём осуществлялась благотворительная деятельность. Во времена ГДР там организовали неофициальную богословскую школу. А сейчас это что-то вроде церковного общежития студентов, где живут студенты разных стран и направлений, которые, тем не менее, пытаются вместе жить духовной жизнью, проводят встречи, досуг, участвуют в совместных богослужениях и молитвах. В этом месте можно наблюдать, как реализуется идея освящения всех сторон жизни, когда община собирается не только на Евхаристию, но и, грубо говоря, посмотреть фильм вместе и его обсудить.

Насколько часто ты принимал участие в такого рода мероприятиях?


Моя активность по большей части проявлялась в том, что меня взяли в конвиктский джаз-бэнд и мы очень хорошо вместе играли. Там я выучился играть на фортепиано джаз, за что им очень благодарен.

Я был на паре богослужений в храме при Конвикте, которые, кстати, студенты организуют своими силами. Там поёт студенческий хор, на органе играет один из студентов. После богослужения часто бывает вечеринка.

Ещё я был на открытии и закрытии семестра. Это традиционное мероприятие.

Я знаю, что они каждую неделю устраивали молебны, на которые я не попадал. Но то, что я знал, что здесь в церкви совершаются студенческие богослужения, меняло моё восприятие этого места.

Когда я был на стажировке, меня поселили в простой, хорошей, но довольно аскетичной комнате с точки зрения комфортолюбивого человека. У меня была старая шатающаяся кровать в 40 см от потолка над дверью, одни платяной шкаф, стул и стол. У моих товарищей обстановка была поновее. Как ты сейчас оценишь условия проживания там?

В русских общежитиях я не жил, потому мне особо не с чем сравнить. Однако по тому, что я знаю, условия там кажутся мне вполне приличными, хотя и не идеальными. В любом случае для студента комната в центре Берлина за 150-200 Евро в месяц – очень даже неплохо.

В каждой комнате живёт один человек. На определённый жилой сектор на этаже приходится одна кухня (планировка комнат там непростая). При мне даже делали ремонт кухни, и мы обсуждали цвет краски, мебель, потом кто-то наносил на стены основной цвет, кто-то по трафаретам делал узоры.

Не во всех комнатах такие кровати, как ты описал. Но у меня была такая же.

Каково твоё впечатление от немецких библиотек?

Целиком положительное. Там обстановка ориентирована именно на работу.

У нас в Ленинке работать довольно неуютно. Заказ книг происходит по сложной схеме. Электронный каталог отражает далеко не все наименования. Также, чтобы выйти на свежий воздух, нужно собрать кучу штампов. Нет нормального буфета. В Берлине же всё гораздо проще и удобнее. Хотя, «Государственная библиотека» в Берлине чем-то напоминает Ленинку своей масштабностью.

4) Повседневная жизнь.

В Германии устройство и организация жизни иные, чем в России. Что ты скажешь про обиходные вещи: транспорт, магазины, отношение людей?

Сложно ответить на эти вопросы просто, так как вынужден балансировать между двух стереотипов. С одной стороны, меня все дома спрашивают: «Почему ты оттуда вернулся?». А те русские, которые живут в Германии, говорили мне: «Потерпи, ты скоро уже вернёшься в Россию».

К тому же студент, особенно живущий в Конвикте – объект международный и по нему сложно судить о немецком менталитете. О немецких студентах можно сказать, в частности, что они много работают над своей политической грамотностью. Они разбираются в политике, следят за политической жизнью страны, обсуждают её и вырабатывают, таким образом, свою политическую позицию.

У меня такое впечатление, которое подкрепляется самими немцами, что Берлин – в меньшей степени немецкий город. Сами Берлинцы гордятся, что, мол, мы всегда рада и открыты для всех желающих к нам приехать.

Берлин известен своими велодорожками. Как ты передвигался: на велосипеде или на общественном транспорте?


И так, и так. Зимой погода не всегда приятная для велосипедных прогулок. На короткие расстояния, между Конвиктом, университетом и библиотекой я всегда передвигался на велосипеде. В этом смысле Берлин, конечно, рай для велосипедистов. Там для них всё предусмотрено. После него даже я полюбил велосипед как вид транспорта.

Расскажи, как проходила твоя культурная жизнь?

Немцы всячески поощряют интерес студентов к культуре. Поэтому, во-первых, у меня был годовой абонемент в государственные музеи Берлина. А во-вторых, «CalssikCard», которая даётся людям до 30 лет с пропиской. С её помощью я мог за час до оперы, балета или концерта купить любой из оставшихся билетов за 8 или 10 Евро. У этой карты есть свой сайт, где можно посмотреть расписание событий, на которые она даёт скидку.

Музеи я посещал не то чтобы очень часто. Но, конечно, обошёл весь музейный остров.

Бюст Нефертити в Египетском музее действительно настолько впечатляющий, как о нём пишут?

Меня больше впечатлила живопись в Gemäldegalerie, чем бюст Нефертити, хотя, конечно, сами коллекции древнего искусства там поразительные.

Я часто заходил в музеи после занятий или, наоборот, перед, чтобы вдохновиться.

Музеи Берлина ведь гораздо меньше Лувра или Эрмитажа, их можно часто посещать и успеть посмотреть довольно много.

Помимо самих потрясающих коллекций, музейный остров представляет ещё, на мой взгляд, памятник музейного дела. Оно, наверное, там и зарождалось.

Ты был в Берлине в том числе и в предрождественское время Адвента. Что происходило в городе в этот период?


Мне кажется, что каждая евангелическая церковь считает своей святой обязанностью исполнить в декабре рождественскую ораторию Баха. Мне довелось слушать ораторию в Потсдаме во Фриденскирхе.

Удивительной была для меня традиция исполнения оратории в церквях Берлина. Видимо, при храме собирается хор из прихожан. В предрождественское время они нанимают солистов и камерный оркестр и так довольно скромно, можно сказать, любительски, исполняют кантаты Баха. Я встречал по Берлину очень много объявлений о концертах в самых дальних, неизвестных церквях.

5) Религия.

В какую православную церковь ты ходил?

Немцам приходится принимать тот факт, что мы, стажеры, всё время ходим в какие-то отдельные свои церкви. Им было бы конечно приятнее, если бы мы посещали их богослужения.

В прошлый раз я всё время посещали кафедральный Воскресенский собор в Берлине. В этот раз мне там почему-то после первого посещения показалось там слишком неуютно из-за большого количества людей на воскресной службе.

Я стал искать в интернете другие церкви и нашёл храм князя Владимира. До него удобно ходит 35 минут трамвай М8 прямо от Конвикта. Я ходил туда всё время. Там настоятель – отец Пётр Пахолков – меня очень радушно принял. Я пел там на клиросе.
Интересная там и община. Например, настоятель пригласил соседних евангелистов и кого-то из немцев из администрации на празднование Масленицы. Одним из первых его дел было учреждение воскресной школы, когда ещё не было достроено само здание храма.

Примечательно и то, как русские собираются вокруг храма. В их библиотечке есть русско-немецкие эмигрантские издания 20-30ых годов.

А какие инославные храмы ты посещал? В качестве, может быть, религиоведческого опыта?

В храм при Конвикте я ходил на некоторые богослужения по приглашению. В большой протестантской церкви Берлина – Мариенкирхе – было богослужение, посвящённое открытию семестра. И это два совсем разных впечатления. Богослужение, которое возглавляет профессор и на котором играет органист, которому за его музыкальные заслуги присуждена степень почетного профессора богословия, конечно, приятнее и серьёзнее.

Посетил я Andacht (молебен) и в Берлинском соборе. Когда мы ездили в Kirchenreise, мне встречались разные пасторы, от классических рациональных проповедников до аниматоров, которые хотели устроить с нами танцы на богослужении. Протестантская церковность – очень интересное явление. Например, в Великую Пятницу католики днём служат, а у протестантов концерт, посвящённый Великой Пятнице. Я бы сказал, что у них переживание веры либо рационалистичное, либо эстетическое.

А католическое?

В районе Гезундбруннен есть церковь святой Афры. Католики там служат каждый день в 18.00 Тридентские мессы на латыни. Так получилось, что соседи по Конвикту меня приглашали туда на Рождество и на Пасху. Это было для меня сменой религиоведческой направленности и оставило приятное впечатление, поскольку пасхальная служба длилась около трёх часов с паремиями. Было даже одно крещение в пасхальную ночь.

На Великую Пятницу я был в другой, обычной католической церкви. Богослужение там было похоже на концерт больше, поскольку хор пел историю страстей.

Короче говоря, церковность Берлина – явление очень многогранное и до конца непонятное. Я слышал в кулуарах, что там в церковь ходит мало людей. Однако мне показалось, что большинство людей в храме пришли туда осмысленно.

6) Путешествия.


Германская временная прописка открывает нам широкие возможности для путешествий. Ездил ли ты куда-нибудь? И если да, то как проходили твои поездки?

Я как-то настроился на стажировку и использование времени в Германии, потому не посещал другие европейские страны, а много ездил по Германии.

Ко мне приезжали родители, друзья, и мы с ними совершали поездки по Германии. Я был в Тастунгене у нашего всем знакомого пастора Йоханнеса Паульсена, в Гамбурге, в Дрездене, в Трире, в Аахене, в Тюбингене.

На севере мы были в Ростоке. На северо-восточном побережье, в Померании, мне очень понравились удивительные кирпичные зальные церкви.

Тюбинген произвёл на меня наибольшее впечатление как университетский городок. Там приятно гулять и можно 6 км пройти до старого монастыря. До Реформации там был католический монастырь, после – школа. Там, я бы сказал, можно наблюдать «Гессевскую» Германию.

Ездили мы везде на поездах. Стажёры, да и вообще русские люди, не перестают удивляться, что в Германии многие поезда серьёзно опаздывают.

В заключение скажи, пожалуйста, что, на твой взгляд, должна давать эта стажировка? Какую цель должен ставить перед собой стажёр?

Главное на этой стажировке, как мне кажется, это знакомство и налаживание контактов. К сожалению, наши стажёры не так хорошо это понимают. И я понял это не сразу. Я ехал в Германию и в библиотеки, а нужно было знакомиться с интересными студентами, с интересными преподавателями. Отчасти мне это удалось, но только отчасти. Скорее меня находили, чем я находил. Если бы вовремя сообразил, то делал это более целенаправленно.

В остальном стоит, мне кажется, всесторонне знакомится с культурой, со страной во всех её проявлениях, погрузиться в немецкую академическую атмосферу. И в этом погружении будет своеобразный момент инициации, когда ты изнутри почувствуешь, как работает европейская научная мысль.

Беседовал Денис Канаев
ПСТБИ.ru
02 ноября 2016 г.

Разместить ссылку на материал

14 декабря 2017 г.
Предстоятель Албанской Православной Церкви посетил Свято-Тихоновский университет
14 декабря 2017 г.
Посол Швейцарии в РФ Ив Россье прочитал лекцию студентам Свято-Тихоновского университета
23 ноября 2017 г.
Православному Свято-Тихоновскому гуманитарному университету - четверть века
23 ноября 2017 г.
Свято-Тихоновский университет отметил четвертьвековой юбилей
23 ноября 2017 г.
Состоялись торжества по случаю 25-летия Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета
23 ноября 2017 г.
Свято-Тихоновский университет отметил четвертьвековой юбилей
23 ноября 2017 г.
Глава Рособрнадзора заявил, что ПСТГУ постоянно подтверждает высокое качество преподавания
16 ноября 2017 г.
Собор и соборность: к 100-летию начала новой эпохи
16 ноября 2017 г.
В МИА «Россия сегодня» состоялась мультимедийная пресс-конференция на тему «Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-18 гг. и начало новой эпохи»
16 ноября 2017 г.
Международная научная конференция «Собор и соборность: к столетию начала новой эпохи» стартовала в Москве