1 /
В аспирантуре ПСТГУ началась Государственная итоговая аттестация

15 мая 2020 года прошла первая часть третьей в истории ПСТГУ Государственной итоговой аттестации в аспирантуре по направлению «Теология». В этом году итоговая аттестация проходит в удаленном формате на платформе Системы дистанционного образования ПСТГУ.

К итоговому испытанию были допущены три выпускника теологической аспирантуры ПСТГУ: диакон Павел Иоаннович Каледа, Андрей Владимирович Дружинин, Артем Владиславович Малышев.

В состав государственной экзаменационной комиссии вошли Евгений Игоревич Аринин, доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой философии и религиоведения Владимирского государственного университета им. А. Г. и Н. Г. Столетовых; Алексей Павлович Козырев, кандидат философских наук, заместитель декана философского факультета МГУ им. М. В. Ломоносова; Олег Викторович Марченко, доктор философских наук, профессор кафедры истории отечественной философии РГГУ; протоиерей Павел Хондзинский, кандидат теологии, доктор богословия, декан богословского факультета ПСТГУ; Татьяна Владимировна Склярова, доктор педагогических наук, декан педагогического факультета ПСТГУ; Антон Владимирович Анашкин, кандидат филологических наук, заместитель декана богословского факультета ПСТГУ.

Диакон Павел Иоаннович Каледа представил учебно-методический комплекс документов по учебной дисциплине «Памятники русской богословской традиции досинодального периода». Этот семинарский курс предназначен для студентов-бакалавров богословского факультета ПСТГУ. Его целью является знакомство студентов с основными памятниками традиции, их авторами и проблематикой, а также с процессом формирования и развития этой традиции в контексте истории Русской Церкви.

Основой курса является подборка фрагментов текстов-первоисточников, которую изучают и обсуждают на семинарах студенты. Курс прошел апробацию в минувшем осеннем полугодии и имеет логическое развитие и продолжение в курсе «Памятники русской богословской традиции Синодального периода», разработанного чтецом Артемом Малышевым и проходящего апробацию в весеннем семестре этого учебного года.

В период обучения в аспирантуре чтецом А. В. Малышевым был подготовлен и разработан учебный курс "Памятники русской богословской традиции Синодального периода". Комплекс, обеспечивающий учебно-медодическое сопроводение курса, включает Рабочую программу дисциплины, Фонд оценочных средств и два дополнительных приложения. Разработанный курс является составной частью реализуемой с 2019 г. на богословском факультете ПСТГУ дисциплины "Памятники русской богословской традиции".

Цель этой дисциплины заключается в том, чтобы дать студентам систематическое представление об основных памятниках русской богословской традиции XI – начала XX веков, об их авторах, идеях и достижениях, о формировании и развитии отечественной богословской традиции в общем контексте русской церковной истории. Представленный на рассмотрение комиссии курс "Памятники русской богословской традиции Синодального периода" состоит из двух частей. В первой рассматриваются памятники отечественной традиции XVIII - начала XIX вв., во второй — памятники XIX - начала XX вв.

В рамках курса студенты бакалавриата должны изучить и критически осмыслить избранные фрагменты трудов наиболее заметных отечественных богословов — например, таких как преосв. Феофан (Прокопович), свт. Тихон Задонский, митр. Платон (Левшин), свт. Филарет (Дроздов), свт. Иннокентий (Борисов), митр. Макарий (Булгаков), А. С. Хомяков, В. И. Несмелов, митр. Антоний (Храповицкий), сщмч. Иларион (Троицкий) и др.

Учебно-методический продукт чтеца А. В. Дружинина состоит из рабочей программы дисциплины по авторскому спецкурсу для ООП магистратуры «История пастырской подготовки в России в синодальный период» и фонда оценочных средств. Целью освоения дисциплины является ознакомление магистрантов с историей становления и развития подготовки духовенства в рамках специализированных учебных заведений в России. Это позволяет магистрантам ознакомиться с основными историческими вехами в развитии пастырской подготовки и углубить специализацию в рамках избранного профиля и сформировать необходимые профессиональные компетенции ПК-6.

За теоретическая основу для определения этапов формирования компетенции в РПД принята таксономия педагогических целей Бенджамина Блума. Структурно содержание дисциплины делится на шесть тем, в рамках которых происходит знакомство с основными историческими вехами пастырской подготовки в России, а также рассматривается вопрос как о роли русской пасторологической мысли в преобразовании учебного процесса, так и о иноконфессиональном влиянии. Хронологически содержание дисциплины охватывает синодальный период истории Русской Церкви (1721-1917 гг.).

Первая тема охватывает досинодальный период, в рамках которого изучается история проблемы в рамках католических образовательных моделей, существенно повлиявших на российскую духовно-учебную традицию. Последующие тематические разделы соответствуют основным вехам развития духовной школы, ключевыми точками для которых можно признать проводимые реформы духовно-учебной системы в XIX-нач. XX вв. Рассмотрение исторических процессов в курсе осуществляется с учетом тенденций в русской богословской традиции и в связи с пасторологической мыслью современников.

Особо пристальное внимание в работе уделено соблюдению условий реализации дисциплины и оценке качества подготовки обучающихся согласно ФГОС ВО 48.04.01 «Теология» и требований Федеральной службы по контролю и надзору в сфере образования РФ.

Результаты работы, проделанной аспирантами в ходе разработки и подготовки курсов, получили высокую оценку членов государственной экзаменационной комиссии. Поздравляем аспирантов с успешным прохождением испытаний первого этапа ГИА!