на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Мониторинг СМИ

Игумен Александр (Федоров): О храмовом зодчестве, ч.1

Интервью с игуменом Александром (Федоровым), настоятелем Императорского Петропавловского собора и церкви св. Екатерины в Академии художеств, заведующим иконописным отделением СПбПДА, профессором Института им. И. Е. Репина Российской академии художеств, председателем епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам и Санкт-Петербургского православного молодежного движения.

- Отец Александр, как Вы относитесь к современному церковному зодчеству? Является ли оно возвратом к традиционным архитектурным стилям, или это скорее некий синтез различных архитектурных направлений?

- Я хотел бы отметить, что мы сейчас находимся в стадии ученичества. Процесс, начавшийся с конца 80-х годов прошлого века, до сих пор не завершен. Это процесс возрождения не только самого храмостроительства, но и приобретения храмостроительных навыков нашими зодчими, которые не имели такого опыта в течение нескольких десятилетий. Сегодняшняя ситуация несколько похожа на ту, что была во второй половине XIX века. Тогда после господства интернациональных стилей – барокко, классицизма – произошло возвращение к традиционным отечественным направлениям. Возвращение произошло с некоторой степенью условности, потому что архитектура второй половины XIX - начала XX веков отличается от древнерусской. Мы говорим, что это архитектура своего времени. Она заключает в себе значительный элемент историзма, который имел место и в светской архитектуре. Опыт архитекторов конца XIX – начала XX веков был последним положительным опытом, после которого произошел разрыв.

Теперь традиция начинает возрождаться, и естественно, что эта точка разрыва вызывает интерес. Именно поэтому многие современные архитекторы работают в похожем ключе, но это скорее не подражание древним формам, а возвращение к опыту усвоения древности в современных условиях, то есть опыту зодчих XIX – начала XX века. В настоящее время происходит переосмысление этого опыта. В результате мы имеем достаточно большое количество архитектурных стилей, которые повторяют то, что было в XIX – начале XX веков. Их классификация дает довольно пеструю картину, и пока не столь оптимистичную: наши архитекторы находятся в ученической стадии. Это может быть второй русско-византийский стиль, в котором архитектор К.А. Тон создавал храм Христа Спасителя.

Сейчас некоторые архитекторы или заказчики любят это направление, и некоторые обращаются к нему. Второй русский стиль похож на то, что делалось в XIX веке. Примером его может служить храм Спас-на-Крови в Петербурге.

Второй неорусский стиль – попытка обратиться уже к опыту XX века с некоторыми элементами модерна, но модерна, который адаптировался в церковном строительстве так, что получились довольно интересные формы. Это стиль, в котором возможности того времени были связаны с вниманием к новгородско-псковскому наследию.

Также есть группа построек в «обновленном неорусском стиле». Там гораздо больше элементов современной архитектуры, которые органично вошли в церковную традицию. Есть немного образцов переосмысления классицистического наследия, даже второго необарокко. Их очень мало, но они есть. Таким образом, существует довольно пестрая картина, а сказать, что есть единое цельное направление, характеризующее наше время, увы, трудно – это направление пока еще носит характер историзма. Что этому противопоставить? Я думаю, это факт, который нужно просто принять.

- Сохранились ли традиции храмового зодчества на западе?

- Опыт западных христиан является другой крайностью: они вообще разорвали связь со старой традицией. И если у них есть довольно интересные примеры некоторых церковных зданий, то это скорее достижения в области современной архитектуры, а не в области продолжения храмостроительной традиции. Очевидно, что здесь тоже есть разрыв.

Получается так, что большая часть православных храмов - не только в России, но и в других странах - построены в стиле, который можно назвать неовизантийским. Например, сербский храм св. Саввы в Белграде – это сербско-византийский стиль.

Всё это опыт историзма. Он противостоит ультрасовременному взгляду на архитектуру, когда полностью игнорируется традиция. На мой взгляд, вторая тенденция гораздо опаснее.

- Сочетаются ли традиция и новые решения в современных храмовых постройках?

- Если мы посмотрим на нашу историю, то в любом архитектурно-художественном явлении всегда можно увидеть и какую-то степень традиционности, и какую-то степень принадлежности эпохе, когда это было создано. Мы отличаем московские храмы XV века от владимиро-суздальских XII столетия, хотя в них есть общие черты и т. д. Конечно, глядя на современные церковные постройки, можно понять, что они сделаны сейчас, а не когда-то. Я надеюсь, когда процесс ученичества будет завершён, будет выработана четкая позиция, связанная и с определенными историческими ассоциациями, и с нашим временем, которое даст свой отпечаток. В этом смысле современный обновленный неорусский стиль довольно интересен, в нем есть примеры, на которых можно поучиться.

- Приведите, пожалуйста, эти примеры.

- Храм святых царственных страстотерпцев в Екатеринбурге, храм св. Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве – они несут и традиционные, и современные черты. Храм Архангела Михаила в поселке Токсово близ Петербурга.

Кстати, его строил очень опытный архитектор – В.Ф.Назаров. Здесь есть и определенная доля обращенности к истории, и определенная доля современности, все очень равновесно и композиционно красиво.

В Ленинградской области мы найдем несколько подобных примеров. Можно назвать храм, ориентированный в большей степени на эпоху начала XX века и при этом очень интересно скомпонованный, – храм Рождества Пресвятой Богородицы на железнодорожной станции Александровская около г. Сестрорецка.

Архитекторы этого храма - выпускники Академии художеств, расписывали его художники, также связанные с Академией. Получилось довольно неплохое явление современной архитектурно-художественной жизни и в то же время – новый храм. Он построен во втором неорусском стиле с древнерусскими ассоциациями (шлемовидным куполом), при этом с внедрением монументальной живописи. Еще можно назвать два неординарных, построенных в обновленном неорусском стиле, храма: Никольский храм на железнодорожной станции Предпортовая и храм Казанской иконы Божией Матери у Красненького кладбища, близ станции Автово.

 

При этом архитекторами преодолен неблагоприятный контекст: обе церкви построены на крайне стеснённой территории. Также можно отметить проект храма для Пискаревского кладбища, сделанного в классицистическом ключе. Неплохой Сретенский храм на Муринском ручье – неовизантийский.

В Петербурге работает архитектор Б.П. Богданович, который создал много церковных проектов, и современных, и в то же время узнаваемых как проекты православных храмов (например, церковь Державной иконы Божией Матери). Тем не менее мы пока не можем поставить точку, пока только многоточие. Пока нам необходимо нарабатывать опыт.

- Каковы, на Ваш взгляд, тенденции развития современного храмового зодчества?

- К сожалению, для западной - как церковной так и светской - архитектуры во второй половине XX века произошел сдвиг в сторону архитектуры постмодернизма – архитектуры, которая становится дизайнерской игрой, где нет серьезного отношения к форме и конструкции. Такая архитектура превращается в дизайн. Мы это наблюдаем и в современных светских постройках Петербурга, часто удручаемся по этому поводу, так как архитектура утрачивает свою фундаментальность и становится сиюминутной игрушечной вещью.

В храме так не может быть. Храм не может развиваться по этому принципу, здесь очень важна традиционность. Традиционность не означает, что нужно взять один определенный храм и его повторить, взять какие-то детали и их скопировать на новый лад. Нет, нужно вжиться в методику тех архитекторов, которые работали и в XII веке, и в XV, и даже на рубеже XIX – XX веков. Они могли использовать современные для их времени возможности, но в то же время строили храм. Следовало бы сочетать возможности нынешней эпохи и традицию, а из своего времени отбросить все негативное, все игрушечное, которое характерно для второй половины XX в. и для сегодняшнего дня. Потому задача для строителей храмов – задача для человека непосильная. Но то, что невозможно человеку одному, возможно с Божией помощью.

Беседовали Алексей Медведев и Вадим Лозовский

Санкт-Петербургская Православная Духовная академия

05 октября 2010 г.

Разместить ссылку на материал

17 апреля 2018 г.
Богословский семинар состоится в Православном университете
04 апреля 2018 г.
Страстная среда: между любовью и предательством
02 апреля 2018 г.
Лекции по истории Русской Православной Церкви в XX веке организуют в Замоскворечье
30 марта 2018 г.
Вопросы межнационального и межрелигиозного согласия обсудили в Московском доме национальностей
27 марта 2018 г.
Православный университет проведет конкурс среди своих сотрудников
26 марта 2018 г.
Свято-Тихоновский университет проведёт экскурсии по Музею новомучеников и исповедников Российских
26 марта 2018 г.
Руководитель Духовно-просветительского центра ПСТГУ протоиерей Лев Семенов принял участие в конференции в Белгороде
25 марта 2018 г.
В ПСТГУ прошел семинар «Миссия и пастырское окормление пациентов больниц в современных условиях»
21 марта 2018 г.
В ПСТГУ отметили Всемирный день социального работника
13 марта 2018 г.
В ПСТГУ состоялся общеуниверситетский День открытых дверей