на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Мониторинг СМИ

Игумен Александр (Федоров): О храмовом зодчестве, ч.1

Интервью с игуменом Александром (Федоровым), настоятелем Императорского Петропавловского собора и церкви св. Екатерины в Академии художеств, заведующим иконописным отделением СПбПДА, профессором Института им. И. Е. Репина Российской академии художеств, председателем епархиальной комиссии по архитектурно-художественным вопросам и Санкт-Петербургского православного молодежного движения.

- Отец Александр, как Вы относитесь к современному церковному зодчеству? Является ли оно возвратом к традиционным архитектурным стилям, или это скорее некий синтез различных архитектурных направлений?

- Я хотел бы отметить, что мы сейчас находимся в стадии ученичества. Процесс, начавшийся с конца 80-х годов прошлого века, до сих пор не завершен. Это процесс возрождения не только самого храмостроительства, но и приобретения храмостроительных навыков нашими зодчими, которые не имели такого опыта в течение нескольких десятилетий. Сегодняшняя ситуация несколько похожа на ту, что была во второй половине XIX века. Тогда после господства интернациональных стилей – барокко, классицизма – произошло возвращение к традиционным отечественным направлениям. Возвращение произошло с некоторой степенью условности, потому что архитектура второй половины XIX - начала XX веков отличается от древнерусской. Мы говорим, что это архитектура своего времени. Она заключает в себе значительный элемент историзма, который имел место и в светской архитектуре. Опыт архитекторов конца XIX – начала XX веков был последним положительным опытом, после которого произошел разрыв.

Теперь традиция начинает возрождаться, и естественно, что эта точка разрыва вызывает интерес. Именно поэтому многие современные архитекторы работают в похожем ключе, но это скорее не подражание древним формам, а возвращение к опыту усвоения древности в современных условиях, то есть опыту зодчих XIX – начала XX века. В настоящее время происходит переосмысление этого опыта. В результате мы имеем достаточно большое количество архитектурных стилей, которые повторяют то, что было в XIX – начале XX веков. Их классификация дает довольно пеструю картину, и пока не столь оптимистичную: наши архитекторы находятся в ученической стадии. Это может быть второй русско-византийский стиль, в котором архитектор К.А. Тон создавал храм Христа Спасителя.

Сейчас некоторые архитекторы или заказчики любят это направление, и некоторые обращаются к нему. Второй русский стиль похож на то, что делалось в XIX веке. Примером его может служить храм Спас-на-Крови в Петербурге.

Второй неорусский стиль – попытка обратиться уже к опыту XX века с некоторыми элементами модерна, но модерна, который адаптировался в церковном строительстве так, что получились довольно интересные формы. Это стиль, в котором возможности того времени были связаны с вниманием к новгородско-псковскому наследию.

Также есть группа построек в «обновленном неорусском стиле». Там гораздо больше элементов современной архитектуры, которые органично вошли в церковную традицию. Есть немного образцов переосмысления классицистического наследия, даже второго необарокко. Их очень мало, но они есть. Таким образом, существует довольно пестрая картина, а сказать, что есть единое цельное направление, характеризующее наше время, увы, трудно – это направление пока еще носит характер историзма. Что этому противопоставить? Я думаю, это факт, который нужно просто принять.

- Сохранились ли традиции храмового зодчества на западе?

- Опыт западных христиан является другой крайностью: они вообще разорвали связь со старой традицией. И если у них есть довольно интересные примеры некоторых церковных зданий, то это скорее достижения в области современной архитектуры, а не в области продолжения храмостроительной традиции. Очевидно, что здесь тоже есть разрыв.

Получается так, что большая часть православных храмов - не только в России, но и в других странах - построены в стиле, который можно назвать неовизантийским. Например, сербский храм св. Саввы в Белграде – это сербско-византийский стиль.

Всё это опыт историзма. Он противостоит ультрасовременному взгляду на архитектуру, когда полностью игнорируется традиция. На мой взгляд, вторая тенденция гораздо опаснее.

- Сочетаются ли традиция и новые решения в современных храмовых постройках?

- Если мы посмотрим на нашу историю, то в любом архитектурно-художественном явлении всегда можно увидеть и какую-то степень традиционности, и какую-то степень принадлежности эпохе, когда это было создано. Мы отличаем московские храмы XV века от владимиро-суздальских XII столетия, хотя в них есть общие черты и т. д. Конечно, глядя на современные церковные постройки, можно понять, что они сделаны сейчас, а не когда-то. Я надеюсь, когда процесс ученичества будет завершён, будет выработана четкая позиция, связанная и с определенными историческими ассоциациями, и с нашим временем, которое даст свой отпечаток. В этом смысле современный обновленный неорусский стиль довольно интересен, в нем есть примеры, на которых можно поучиться.

- Приведите, пожалуйста, эти примеры.

- Храм святых царственных страстотерпцев в Екатеринбурге, храм св. Георгия Победоносца на Поклонной горе в Москве – они несут и традиционные, и современные черты. Храм Архангела Михаила в поселке Токсово близ Петербурга.

Кстати, его строил очень опытный архитектор – В.Ф.Назаров. Здесь есть и определенная доля обращенности к истории, и определенная доля современности, все очень равновесно и композиционно красиво.

В Ленинградской области мы найдем несколько подобных примеров. Можно назвать храм, ориентированный в большей степени на эпоху начала XX века и при этом очень интересно скомпонованный, – храм Рождества Пресвятой Богородицы на железнодорожной станции Александровская около г. Сестрорецка.

Архитекторы этого храма - выпускники Академии художеств, расписывали его художники, также связанные с Академией. Получилось довольно неплохое явление современной архитектурно-художественной жизни и в то же время – новый храм. Он построен во втором неорусском стиле с древнерусскими ассоциациями (шлемовидным куполом), при этом с внедрением монументальной живописи. Еще можно назвать два неординарных, построенных в обновленном неорусском стиле, храма: Никольский храм на железнодорожной станции Предпортовая и храм Казанской иконы Божией Матери у Красненького кладбища, близ станции Автово.

 

При этом архитекторами преодолен неблагоприятный контекст: обе церкви построены на крайне стеснённой территории. Также можно отметить проект храма для Пискаревского кладбища, сделанного в классицистическом ключе. Неплохой Сретенский храм на Муринском ручье – неовизантийский.

В Петербурге работает архитектор Б.П. Богданович, который создал много церковных проектов, и современных, и в то же время узнаваемых как проекты православных храмов (например, церковь Державной иконы Божией Матери). Тем не менее мы пока не можем поставить точку, пока только многоточие. Пока нам необходимо нарабатывать опыт.

- Каковы, на Ваш взгляд, тенденции развития современного храмового зодчества?

- К сожалению, для западной - как церковной так и светской - архитектуры во второй половине XX века произошел сдвиг в сторону архитектуры постмодернизма – архитектуры, которая становится дизайнерской игрой, где нет серьезного отношения к форме и конструкции. Такая архитектура превращается в дизайн. Мы это наблюдаем и в современных светских постройках Петербурга, часто удручаемся по этому поводу, так как архитектура утрачивает свою фундаментальность и становится сиюминутной игрушечной вещью.

В храме так не может быть. Храм не может развиваться по этому принципу, здесь очень важна традиционность. Традиционность не означает, что нужно взять один определенный храм и его повторить, взять какие-то детали и их скопировать на новый лад. Нет, нужно вжиться в методику тех архитекторов, которые работали и в XII веке, и в XV, и даже на рубеже XIX – XX веков. Они могли использовать современные для их времени возможности, но в то же время строили храм. Следовало бы сочетать возможности нынешней эпохи и традицию, а из своего времени отбросить все негативное, все игрушечное, которое характерно для второй половины XX в. и для сегодняшнего дня. Потому задача для строителей храмов – задача для человека непосильная. Но то, что невозможно человеку одному, возможно с Божией помощью.

Беседовали Алексей Медведев и Вадим Лозовский

Санкт-Петербургская Православная Духовная академия

05 октября 2010 г.

Разместить ссылку на материал

19 января 2018 г.
Дистанционные программы ПСТГУ за 14 лет закончили учащиеся из 127 стран
19 января 2018 г.
Дистанционные программы Свято-Тихоновского университета за 14 лет закончили учащиеся из 127 стран ближнего и дальнего зарубежья
04 января 2018 г.
В Москве открылся Музей памяти новомучеников и исповедников Российских
20 декабря 2017 г.
Приходы Русской Православной Церкви в Узбекистане сегодня: миссия в новых условиях исламского контекста
16 декабря 2017 г.
Протоиерей Лев Семенов принял участие в Круглом столе по межрелигиозному диалогу
14 декабря 2017 г.
В Русской Православной Церкви считают нецелесообразными какие-либо "корректировки" в молитве "Отче наш"
11 декабря 2017 г.
Свящ. Александр Мазырин выступил с докладом на годовом собрании Екатеринбургской епархии
08 декабря 2017 г.
Протоиерей Лев Семенов на встрече с Предстоятелем Кипрской Православной Церкви
06 декабря 2017 г.
Исполнилось сто лет со дня интронизации патриарха Тихона ВИДЕО
23 ноября 2017 г.
Протоиерей Владимир Воробьев принял участие в передаче "Наблюдатель", посвященной 100-летию Поместного собора. ВИДЕО