на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Мониторинг СМИ

Литургия апостола Иакова в Санкт-Петербургских духовных школах

5 ноября 2010 года в академическом храме апостола и евангелиста Иоанна Богослова впервые после многолетнего перерыва будет совершена Божественная литургия апостола Иакова.

Литургию возглавит ректор академии епископ Амвросий. Его Преосвященству смогут сослужить все желающие преподаватели и студенты в священном сане.

Литургия апостола Иакова ежегодно служилась в день его памяти в духовных школах города на Неве в 70-е – 80-е годы прошлого столетия. Чинопоследование литургии апостола Иакова берет свое начало в иерусалимской христианской первообщине, первым епископом которой был апостол Иаков. В первые века христианства, до IX-го века, она служилась повсеместно: в Палестине, в Антиохии, на Кипре, в Южной Италии и на Святой Горе Синай, но в последствии сохранилась только в Иерусалимской церкви и на острове Закинф в Греции. Это богослужение несколько отличается от чинопоследований более поздних византийских литургий Василия Великого и Иоанна Златоустого. Например, обращение диакона при произнесении ектений не к алтарю, а к молящимся; чтение Священного Писания совершается в центре храма. Особенным для данной литургии также является причащение молящихся отдельно Телом и отдельно Кровью Христовыми (такой порядок был характерен и для литургий святых Василия Великого и Иоанна Златоустого вплоть до VIII века). В России до XX века эту литургию почти не знали. В 1970 году служение этой литургии, благодаря усердию митрополита Никодима (Ротова), было возобновлено в Санкт-Петербургских духовных школах и сейчас совершается в нескольких епархиях Русской Православной Церкви. Эта практика в Петербургских духовных школах прервалась в 1990-е годы. В 2008 и в 2009 году литургия святого апостола Иакова была совершена в день памяти апостола Иакова, брата Господня по плоти, в Богоявленском кафедральном соборе г. Томска. Ее отслужил ректор Томской Духовной Семинарии архиепископ Томский и Асиновский Ростислав. Владыке сослужили преподаватели и учащиеся семинарии в священном сане. За богослужением молились не только студенты духовной школы, но и многие томичи, которые, не смотря на будний день, пожелали принять участие в этом редком богослужении.
 

История происхождения
Божественной литургии апостола Иакова, брата Господня

Из книги Деяний Апостольских видно, что Апостолы, по сошествии на них Св. Духа, ежедневно собирались с иерусалимскими верующими для совершения таинства св. Причащения, которое она называет "преломлением хлеба" (Деян 2:42-46). В самом начале не было такого строго установленного чина, как наша современная литургия, но несомненно, что уже в апостольские времена был установлен определенный порядок и форма этого священнодействия.


Древнейший дошедший до нас чин литургии ведет свое начало от первого епископа иерусалимского св. Апостола Иакова, брата Господня. Апостолы и первые пастыри Церкви передавали чин литургии своим преемникам устно из предосторожности, чтобы не обнаружить Таин своего богослужения перед язычниками, которые гнали христиан, и чтобы не подвергнуть святое таинство осмеянию ими.


Нося на себе бесспорные следы глубокой древности, литургия апостола Иакова претерпела все же в течение веков значительные изменения. Тот вид, в котором она нам представляется теперь в дошедших до нас рукописях, безусловно не оригинален. Эти позднейшие вставки и изменения очевидны, и некоторые из них могут быть датированы с приблизительной точностью. Так, например, в самом начале литургии или, точнее, даже до ее начала помещен ряд молитв, указывающих на послеапостольское их происхождение. Эти молитвы, как и некоторые другие, предполагают постоянный храм с твердо определившимися частями: жертвенником, завесой, алтарем; предполагают приношение фимиама и т.д., чего не могло быть в древности апостольской. Позднейшими вставками являются: пение "Единородный Сыне..." (около 536 года) и пение "Святый Боже..." (около 439 года). В момент приношения евхаристических элементов, хлеба и вина, также наблюдаются позднейшие добавления, как то: чин великого входа, пение "Да молчит всякая плоть человеческая…", — что могло, как показывает исторический анализ, появится только после 573 года. Никак не может принадлежать апостольскому веку Никейский Символ веры и песнопение "Достойно есть" или "О Тебе радуется”. Наконец, ряд выражений о приснодевстве Богородицы, о единосущии, дифизитстве и т.д. должны быть признаны позднейшими вставками.


Развитие отдельных частей этой литургии продолжалось довольно долго и не прекращалось до X века. Исследователю ее, А. Петровскому, последующие изменения и нарастания текста представляются таким образом: "Одни части составлены и получили свой современный вид в первой половине V века (общее Греческой и Сирской литургиям содержание), другие образовались в конце V века и в течение VI и VII столетий, молитвы первого отдела до чтения Священного Писания, великий вход с сопровождающими его молитвами, молитва "да исполнятся уста наша".


Закончилось ли образование общего списка содержания в этом последнем веке, или же до X века были сделаны и другие прибавления, сказать трудно; и только в виде предположения мы можем допустить, что на данный период падает составление молитв от алтаря до сосудохранилища и в самом сосудохранилище. Принадлежащими более раннему времени, т.е. до IV в., мы можем считать ектению перед молитвами проскомидии "спаси, помилуй", одну из молитв приношения, часть прошений ходатайственной молитвы, молитву перед "Отче наш" и после приобщения. Наконец, на рубеже IV и V веков стоит практика чина приобщения.


Перевод греческого чина на сирийский язык определяется временем после святого Кирилла Иерусалимского или, точнее, вскоре после 431 года, т.е. после Ефесского Собора.
Надо вспомнить, что нет никакого канонического правила о служении той или иной литургии или, точнее, ясно выраженного запрещения служить древние литургии, поскольку в их составе нет какого-нибудь противного духу Церкви обычая или обряда.


О широком распространении литургии апостола Иакова свидетельствует перевод ее на сирийский язык. До конца прошлого века ее еще совершали в Иерусалиме в день памяти апостола Иакова, 23-го октября (5 ноября н.ст.), но потом и эта практика прекратилась.


Впрочем, русской Духовной миссией в Иерусалиме сделан перевод этой литургии на славянский язык, издан особым изданием по типу богослужебных книг, и эта литургия неоднократно совершалась в некоторых церквях русского рассеяния (РПЦЗ).


Сергей Мороко по материалам книги архимандрита Киприана (Керна) "Евхаристия".

Санкт-Петербургская Православная Духовная Академия

02 ноября 2010 г.

Разместить ссылку на материал

15 мая 2019 г.
Третья неделя по Пасхе: что православные отмечают в день жен-мироносиц
14 мая 2019 г.
Космическая скорость Московского Пасхального фестиваля
13 мая 2019 г.
В Пензе пройдет конференция о сохранении памяти новомучеников и жертв репрессий
03 мая 2019 г.
Декан исторического факультета ПСТГУ участвовал в комментировании прямой трансляции схождения Благодатного огня
02 мая 2019 г.
Институт сербского языка и коммуникаций (г. Белгород) и Клуб русско-сербской дружбы «ПСТГУ-Сербия» договорились о сотрудничестве
01 мая 2019 г.
Подведены итоги Всероссийской выставки научных, учебных и периодических богословских изданий духовных учебных заведений Русской Православной Церкви
24 апреля 2019 г.
При Свято-Никольском Черноостровском монастыре г. Малоярославца прошла просветительская программа для студентов ПСТГУ
24 апреля 2019 г.
Что такое «партнерский приход» в Русской Православной Церкви?
23 апреля 2019 г.
Страстная седмица: понедельник
22 апреля 2019 г.
Научно-практическая конференция по проблемам церковного искусства в ПСТГУ дала ответ на вызовы современности