на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Мониторинг СМИ

В Гималаи без инструктора не подняться, или Зачем нужен духовник?

В Даниловском монастыре в Москве прошла конференция «Жизнь во Христе». Беседы о духовной жизни, которые начинали публиковаться на портале «Православие и мир», своей актуальности не потеряли, и мы продолжаем искать ответы на вопросы о современной жизни во Христе вместе с опытными духовниками.

Сегодня вниманию читателей предлагается беседа со священником храма Сорока мучеников Севастийских протоиереем Максимом Первозванским.

- Отец Максим, как Вы посоветовали бы молиться новоначальному христианину?

- Когда я, будучи молодым человеком, пришел в Церковь и спросил у священника как мне молиться, он мне сказал простые слова: читай «Отче наш» утром и «Отче наш» вечером. Через пару недель я пришел к нему снова и сказал, что мне маловато: «Я только-только к Богу обратился, а молитва уже кончилась». Тогда он сказал читать 3 раза «Отче наш» утром и 3 раза «Отче наш» вечером.

Когда я пришел еще через две недели с аналогичным вопросом, батюшка дал мне старенький молитвослов и сказал переписать оттуда три молитовки. Он не дал сразу все молитвенное правило, которое, при моем неумении читать по церковно-славянски заняло бы 40 минут утром и 40 минут вечером. Да еще бы я ничего и не понял.

Он каждый раз откликался на мою потребность, на мой вопрос. «Батюшка, я вот хочу помолиться, не знаю как». «Вот молись так».

Потом, то есть именно что не сразу, а потом, он мне рассказал, что бывают посты, и если я могу, и у меня получится, то «попробуй-ка ты братец на первой неделе Великого Поста от мяса воздержаться». Я провел первую неделю поста без мяса, все остальное трескал, я потом спрашиваю: «А как надо то?» «Да ты успокойся, надо-то как надо, а ты, если хочешь дальше попоститься, попробуй-ка без мяса и дальше, до Пасхи». То есть он совершенно четко смотрел на то, что я могу и что я хочу.

Бывает, человек наберет на себя читать на каждый день по два акафиста, канон, псалтырь, Евангелие, апостол. Сначала он все это читает, потом обстоятельства жизни у него меняются, и то, что он мог читать легко, вдруг оказывается для него бременем неудобоносимым. Отказаться он не считает возможным, и начинает читать из-под палки, уже ничего не видя, не понимая смысла.

У него возникает четкое ощущение, что молитва это не молитва, а это вычитка, «бубнежка» каких-то текстов.

- В этом случае надо сократить правило?

- Конечно. И здесь тоже должна быть проявлена мудрость священника.

- А самому можно сократить?

- Самому страшно. Когда ты в первом классе шаг вправо шаг влево может иметь плохие последствия. Священник ведь должен объяснить прихожанину, что Бог тебя любит, что Он тебя не накажет, если ты не вычитаешь какое то правило.

- Если я хочу в один вечер прочитать чуть-чуть побольше, а в другой поменьше, это можно?

- Конечно можно, но для этого существует рекомендованное правило, которое должно, скажем, занимать у вас 10 минут утром и вечером, хотя бы в качестве аскетического упражнения. Если ты не умираешь и если дом не горит, то ты должен встать, поставить себя усилием воли пред Богом и суметь собрать свой ум и свое сердце в слова молитвы, которая написана в молитвослове.

Это очень важное аскетическое упражнение, но оно должно быть тебе по силам и учитывать твой образ жизни. Если же есть потребность, ты можешь сделать еще что-то сверх этого правила: поклоны положить, акафисты почитать, псалтырь, это только приветствуется.

- А не лучше ли, когда молитва превращается в «бубнежку», молиться своими словами?

- Можно. Почитайте прекрасную книгу протоиерея Максима Козлова «Клир и мир. Книга о жизни современного прихода». Там очень хорошо написано, что делать, если ты привыкаешь к словам молитвы, на что их удобно заменять.

Однако, если ты вносишь радикальные изменения в свою жизнь, желательно посоветоваться со священником. При этом важно помнить, что священник – это не командир, его благословение всегда носит рекомендательный характер. Поскольку ты не монах на послушании, и обета послушания не давал, ты со священником советуешься. Но даже в том случае, когда священник говорит нечто, что тебе не нравится, стоит над этим серьезно подумать и понять, а почему он так сказал. А вот по каждой мелочи, по каждому «чиху» батюшку спрашивать не надо.

- А если тяжело обращаться к духовнику, мало ли что он скажет, он же не святой?

- Задача мирского духовника – это даже не дать вам совет, а порассуждать вместе с Вами на заданную тему, чтобы выводы вы сделали сами. Это конечно духовная работа достаточно высокого класса.

В свое время я бывал у архимандрита Кирилла (Павлова), человека, безусловно обладающего богатейшими духовными дарами, и получил от него образец духовничества. Я приехал к нему со сложнейшей проблемой, которую не мог разрешить в течении года. Мой духовник тоже мне ничем не мог помочь, хотя он человек очень высоко духовно просвещенный и рассудительный.

В итоге он направил меня к отцу Кириллу, а при Патриархе Алексии было два «официально признанных» старца – отец Кирилл и отец Николай с о. Залита. Я приехал к отцу Кириллу, буквально за несколько минут рассказал ему суть проблемы, и он меня переспросил: «А это вот так?» «Да, так». «А это, – спрашивает – Вот так?» Я говорю: «Да, так».

И тут до меня дошло. Я говорю: «Спасибо батюшка, я все понял». И я ушел от него, получив все ответы. Он ничего не сказал мне о том, как поступить, он задал мне два вопроса, он обратил мое внимание на то, что вроде бы было и так очевидно, но из этого очевидного он вычленил главное. Он не сказал: «Поступи так то и так то, а если не поступишь, то гром небесный тебя покарает».

На мой взгляд, духовник именно так и должен поступать. Он должен порассуждать вместе с человеком, и человек должен сам что-то понять и принять решение.

Людей надо учить думать, молиться, рассуждать. Проще, конечно, чтобы люди как марионетки слушали то, что ты говоришь, но ты в результате загубишь и их и себя. Надо рассуждать вместе с человеком, и священник может рассуждать так например: «Ты сейчас перестал молиться (или стал молиться вот так), и что с твоей душою происходит, расскажи мне, чадо?» «Я на молитве сухость испытываю» – говорит прихожанин. «А я вот так стал молиться, и мне теперь Господь Иисус Христос с Богородицей являются каждый вечер» – говорит другой. И батюшка, обсуждая с верующим ситуацию должен навести на правильную мысль и того, кто в прелести пребывает и тому кто, наоборот, в полном нечувствии находится.

Если рядом нет такого священника, то надо пытаться самому разбираться. Только в этом случае, как мне всегда говорил духовник, человек должен быть как воробышек: клюнул – огляделся; прыгнул – клюнул – огляделся. То есть воробушек постоянно должен смотреть на то, что происходит вокруг. Мы же должны смотреть не на то, что вокруг, не на то, что люди думают, а пытаться понять, что с нами происходит. Если рядом нет священника, ищите совета с духовно опытным человеком, ищите ответа и совета в книгах, ищите родственных вам душ, которые тоже что-то вам подскажут, рассудят. И молитесь, конечно, Господу, чтобы Он вел вас тем путем, на котором бы вы не оступились, не ошиблись.

- Почему так важно духовное руководство?

- Если мы посмотрим на образ жизни православных бабушек и бабушек католических, то мы увидим, что живут они примерно одинаково. Если им рассказать об отличии православия от католичества, то они возможно даже удивятся.

Конечно православные бабушки знают, что католичество вообще – это плохо, так батюшка говорил, а католические бабушки знают, что православные – это раскольники, но на уровне «бытовом» они ведут себя одинаково: читают правило, соблюдают посты, ходят в храм по воскресеньям, молятся Христу, читают Отче наш. Возникает вопрос: где тут разница, почему мы ссоримся и никак не можем объединиться с католиками?

А дело в том, что разница становится очевидна, когда духовная жизнь человека перемещается из тихого бытового благочестия в область аскетики и духовных подвигов. Здесь от учения Церкви, от того насколько оно адекватно и правильно, зависит очень многое. В этом отношении у православных и католиков существуют серьезные отличия.

Человек, занявшись духовными подвигами без должного руководства или при ложном руководстве, может получить не тот результат. Он может либо впасть в прелесть, то есть принять за божественные откровения бесовские прельщения. Или он может получить апатию, истощение всех духовных или физических сил. Результаты могут быть по-разному плохие.

Есть еще один интересный образ по этому поводу. Отдыхающие лежат на пляже где-нибудь в Бангладеш, и вдруг мимо проходят люди, груженные ледорубами, кошками, баллонами с кислородом. Все в недоумении смотрят на эту процессию и гадают, зачем все это надо, когда все мы обходимся одними плавками. На самом же деле люди собираются восходить на Гималаи, где все это снаряжение и будет востребовано.

Мораль сей басни такова: если ты просто лежишь на пляже, то инструктор не нужен, если же ты собираешься заниматься альпинизмом и покорять большие или даже маленькие высоты, то он необходим.

Православие и мир

23 ноября 2010 г.

Разместить ссылку на материал

20 октября 2017 г.
Духовность начинается со школы
11 октября 2017 г.
Большинство прихожан РПЦ в Узбекистане чувствуют себя в безопасности
29 сентября 2017 г.
Прот. Николай Емельянов: Церковь рассматривает Крест как орудие жизни
29 сентября 2017 г.
Представители Церкви приняли участие в конференции «Взаимодействие религиозных организаций с правоохранительными органами в сфере профилактики и разрешения этноконфессиональных конфликтов»
28 сентября 2017 г.
Александр Дворкин: Большая часть сект ушла в интернет, где ведется активная вербовка
20 сентября 2017 г.
Соборяне спасли Церковь. Век назад в Лиховом переулке встали на пути катившегося по Руси лиха
19 сентября 2017 г.
Протоиерей Николай Емельянов: Нам удается зафиксировать разные практики и традиции
06 июля 2017 г.
Лихов, 6: святая культурная площадка Москвы
29 июня 2017 г.
Председатель ИППО С. В. Степашин принял руководителя Духовно-просветительского центра ПСТГУ
24 июня 2017 г.
Конфессиональная наука с гуманитарными методами