на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Мониторинг СМИ

Русские мифы о греческом православии

Правда ли то, что греки никогда не исповедуются, почему гречанки не покрывают голову в церкви, откуда у них в храмах скамейки, – о духовной жизни Греции, «мифической» и реальной, мы беседуем со священником Александром Носевичем, выпускником богословского факультета Афинского университета, клириком храма Святой Троицы в Афинах.

- Отец Александр! В Греции почти что в каждом храме мы видим скамьи, женщины приходят на службы с непокрытой головой, в брюках… Как эти отступления от традиции сказываются на духовной жизни греческого общества?

 - Действительно в греческой православной традиции в 20 веке из-за проникновения западной культуры произошли изменения: появились скамьи внутри храма (хотя, замечу, что стасидии в монастырях были всегда для долгих богослужений), женщины перестали носить косынки, могут в брюках зайти в храм. Но ведь западные влияния на Русскую Церковь намного глубже и серьезнее. Просто мы об этом сейчас фактически не задумываемся. В Греции эти внешние отступления не привели, слава Богу, к утрате главного – внутреннего осмысления православной веры.

Давайте не будем лукавить, русское богослужение – пышное, с излишествами. Греческое богослужение отличает простота. Эта же простота и единодушие наблюдается во взаимоотношениях прихожан и духовенства. В России священник или архиерей скорее представляют некую «касту», т.е. когда человек попадает в клир, это, как правило, отделяет его от прихожан. Здесь такого представить себе невозможно. Да, есть уважение к священному сану, но барьеров в общении сам факт священства не создает. Приходящий в храм – приходит в семью. Пускай он делает свои первые шаги не очень удачно, но это не повод его оскорбить или показать на дверь, что, к сожалению, нередко случается в России при всем нашем внешнем благочестии. Внешне – все благополучно, а внутри – иначе. Именно закрытость русской души – самая большая ее проблема. В Греции же было и есть понимание, я бы сказал сущностное, вещей, доступных в своей открытости и простоте.

 - В России, по статистике, существует огромный разрыв между людьми, считающими себя верующими, и людьми воцерковленными. А как в Греции?

 - Начнем с того, что Церковь в Греции пока имеет государственный статус и тесно сотрудничает с государственными и общественными структурами. Она официально участвует в жизни общества и имеет голос в оценке происходящих в Греции событий. К ее голосу прислушиваются, иногда вынужденно, и в государственном аппарате. Все – как некогда было в дореволюционной России.

Разница между людьми глубоко церковными и так называемыми «захожанами»  cуществует. Для Греции этот фактор усугубляется тем, что православие здесь – традиционная государственная религия, и принадлежность к нему хотя бы по факту крещения – очень высокая. Конечно же, далеко не каждый, кто считает себя верующим, является таковым по сути. Только в моменты  потрясений, катастроф, войн, эпидемий, бедствий люди в своем подавляющем большинстве серьезно задумываются о вопросах жизни и смерти. В повседневной же жизни они слишком заняты житейскими проблемами, общественными неурядицами, сиюминутными заботами. Церковь всегда и везде помогает людям не забыться окончательно в кругу непрерывной жизненной гонки. Продуманной системой праздников и постов она напоминает им об иной реальности, о жизни вечной. Храмы в Греции практически всегда открыты, особенно крупные приходы. Туда может придти любой желающий и обратиться к священнику со своей духовной проблемой, получить разрешение недоумений.

В повседневной жизни греки с глубоким уважением относятся к священному сану: уступают место в общественном транспорте, даже если клирик молод годами, могут прямо на улице, в магазине, в трамвае взять благословение. Проходя или проезжая мимо храма, многие крестятся. Повторяю, в Греции, как правило, храм – не есть неприступная крепость, к которой и приблизиться порой страшновато, но прежде всего – обитель Бога Живого, где каждый ощущает себя членом семьи, получает радость от общения с церковными людьми, а не утыкается в стену холодного равнодушия. Только так можно помочь человеку обрести внутренний покой и упование на исцеляющую духовные раны силу Духа Святого.

 - Какова в Греции традиция духовничества для воцерковленных людей? Сопоставима ли ситуация с Россией?

 - Греция в данном смысле находится в преимущественном положении, потому что в России традиция духовничества была искоренена в 20 столетии. Духовное преемство фактически пропало. Здесь же это преемство сохраняется с византийских времен. Кажущаяся нашему человеку дерзость подходить к Святым Дарам без обязательной исповеди – это на самом деле древнейшая традиция Церкви. Одно дело взять благословение духовника на Причастие и совсем другое – исповедоваться ему. Ведь даже отходя от исповеди и направляясь к Святой Чаше, человек не в состоянии удержаться от хотя бы мысленных грехов. А стоять половину Литургии, иногда – дольше, в ожидании исповеди и после бежать к Причастию – крайне вредно для того, кто пришел на встречу с Самим Господом. Во-первых: нарушается сакральность, теряется понимание исповеди как Таинства. Во-вторых: прихожанин фактически не присутствует на Литургии (а ведь каждое слово Литургии – крайне важно и действенно для души и сердца верующего!), постоянно думая о том, что сказать, как ничего не забыть и успеть причаститься. Получается, что два величайших события для пришедшего на Вечерю Господню – исповедь и Причастие воспринимаются как некая полуформальность, а не Таинства.

 - В России существует представление, согласно которому в Греции никто не исповедуется, люди подходят к Причастию, когда хотят. Это так?

 - Это не так. Духовник, руководитель духовной жизни человека (им может стать и настоятель общины, и иеромонах), знает все стороны жизни человека, подсказывает, как ему бороться с его страстями, как молиться. Исповедь совершается подробно и не наскоком. Именно духовник, регулярно исповедующий человека, определяет, как часто ему причащаться и дает на это свое благословение. Мы приезжая из России и находясь на богослужении в храме поражаемся, что нет, столь привычных для нас очередей к исповеди, взмыленных священников, спешащих всех накрыть епитрахилью. И поэтому когда мы видим, что люди спокойно и чинно, но не без южного темперамента, подходят к Чаше, то делаем выводы, что здесь исповеди вообще не существует. На самом деле желающий исповедоваться приходит в определенный день и час, когда принимает его духовник. Конечно, бывает и злоупотребление доверием священника, однако, у нас ведь тоже невозможно всех убедить поступать по совести. Особенно где-нибудь в соборе или в большом монастыре священник не может знать, исповедовался человек, приступающий к Святым Таинам или нет, он ему просто доверяет.

 - Благословение на причащение каждому дается индивидуальное?

 - Конечно. С настоящим духовничеством я познакомился в Греции. Поначалу тоже многое воспринимал критически. Но когда увидел реальную сторону духовной жизни греков, она меня потрясла. В Красноярске было так: приходит в храм порядка 200 человек на исповедь. Что священник может сказать всему этому количеству народа в течение часа-двух? Он должен осуществить колоссальнейшую работу: разобраться в тонкостях души каждого, понять, что его заставляет совершить тот или иной поступок, научить правильно жить. При этом любое слово священника – на вес золота. Как возможно в течение часа-двух полноценно исповедовать 200 человек? Поэтому проводят общую исповедь. Но перечисление грехов на общей исповеди еще не приводит к покаянию. Зачастую исповедь, это великое Таинство, мы низводим до полумагизма: человек пришел, сказал «виновен», его накрыли епитрахилью и все. Никакого духовного переворота в жизни человека не происходит после такой исповеди. Вот что самое трагичное.

 - А здесь происходит?

 - Отношения духовника и пришедшего на исповедь – это отношения отца и сына или отца и дочери. Важно, что духовник непременно обладает духовным опытом. Почему здесь не дают право исповедовать новорукоположенному иерею. Потому что при всей образованности, при всех уникальных своих возможностях он не обладает самым важным: опытом духовничества. Ему нужно еще многому научиться, напитаться церковным духом, стать подлинным проводником благодати Божией.

 - Какой канон относительно рукоположения действует в Греции?

 - Прежде всего, для рукоположения необходима рекомендация духовника. Духовник, как я уже сказал, это не случайный человек, у которого ты 1-2 раза поисповедовался, но тот, кто знает всю твою подноготную. Если духовник не поставит подпись к рукоположению, рукоположение невозможно (т.е. не формально поставит подпись, а архиерей пускай сам разберется, нет!). В первую очередь спросят, если что не так, с духовника: кого он воспитал. И спросят очень жестко. Здесь сохраняется традиция церковных судов, утерянная в России. И, естественно, духовник обязуется перед епископом, что кандидат в священники обладает всеми необходимыми качествами и не имеет никаких препятствий к рукоположению. Рукоположения, скажем, человека, который вступал в добрачные отношения или разведен, или женат второй раз, здесь исключены. Каноны соблюдаются строго. Ведь в жизни будущего священника абсолютно все играет огромное значение.

По мере того, как священник погружается в жизнь Церкви, духовник ходатайствует перед епископом о поставлении его в духовники. Необходима и подпись супруги, если кандидат – из семейных. Кроме того, требуется свидетельство двух человек, что кандидат действительно показал себя с достойной стороны. А также объявляется на приходе и в СМИ, иногда по радио, что такой-то избран кандидатом на рукоположение в священный сан, поэтому, если у кого-то есть претензии к кандидату, личное несогласие или недоумение, это заранее сообщается архиерею или в епархиальное управление. Если претензий к рукополагаемому нет, то его в назначенное время возводят в священный сан. Как правило, священническая хиротония на приходах в Греции – это целый праздник, особенно, если рукополагаемый выбран из местной общины.

 - Существуют ли возрастные ограничения для рукоположения?

 - До 30 лет в священника обычно не рукополагают. Все за очень редким исключением происходит согласно канонам, в русле древней церковной традиции. Кстати, в Греции вы не встретите священника на улице без подрясника, в мирской одежде. Это запрещено канонами и, если факт появления священника без надлежащего вида будет доведен до священноначалия, то такого нерадивого пастыря ждут серьезные неприятности и наказания. Кроме того, появление священника в общественном месте в штатском костюме непременно вызовет негативную реакцию у населения, а виновник станет объектом разговоров и кривотолков.

 - Через сколько лет после рукоположения священник получает благословение на духовное окормление паствы?

 - Обычно должно пройти не менее трех лет, прежде чем священник станет духовником.

 - Многие ли священники Элладской Православной Церкви несут послушание духовничества?

 - Процентов 80. Обычно рано или поздно человек достигает той степени духовного возраста, когда он способен стать духовником.

 - Сколько духовных чад приходится в Греции на одного духовника? Может быть, наши проблемы связаны с тем, что священник несет непосильную нагрузку?

 - На этот вопрос каждый духовник ответит по-своему. Все зависит от сил конкретного священника и людей, которые приходят к нему за исцеляющим словом Христовой любви.

 - Всегда ли исповедь проводится в Греции вне богослужения?

 - Да, исповедь никогда не бывает втиснута в рамки Литургии. Для ее совершения выделены определенные дни. Исповедь может длиться и час, и два, и три. А если понадобится, то и на протяжении нескольких дней человек может возвращаться к беседе с духовником. Но только не во время Литургии. 

 - У нас в храме мученицы Татианы при МГУ всегда существовала возможность придти в какой-то день и неспешно исповедоваться вне службы! Значит, это осуществимо и в России?!

 - При правильном понимании того, что такое исповедь, все возможно. Почему не исповедоваться заранее! Бывает предлог, мол, человек за день нагрешит! Но пока человек протолкнется от исповеди к Чаше, он уже согрешает и помыслами, и словами, и осуждением. И его исповедь становится условной. Поэтому нужно правильно расставить акценты в понимании духовной жизни и набраться мужества переосмыслить поступки и мысли, препятствующие ее нормальному развитию.

 - Что дает человеку индивидуальная исповедь в сравнении с общей, все еще принятой в России? Почему она так важна?

 - Важно, чтобы человек, приходящий на исповедь, ощущал, что его исповедь –  это не суд, где его будут осуждать или оправдывать, не место казни или «галочки» для соблюдения проформы, но величайшее Таинство. В этом Таинстве ему, раздавленному страстями и израненному грехами, подается исцеляющая благодать, дар Святого Духа. На исповеди он, измученный укорами совести может получить подлинное успокоение и отдохновение от бесконечной борьбы с собой и своими пороками. В неспешной обстановке, при всецело доброжелательном отношении священника, который не переминается нетерпеливо с ноги на ногу, а располагает временем выслушать кающегося, человек переступает барьер страха, внутреннего стеснения раскрыться во всей глубине своего покаяния другому человеку, облеченному в священный сан. Он доверяется ему, как отцу, который поймет его и поможет разобраться во всех затруднениях и сомнениях, поддержит его в добре, подскажет, где корень и источник его злоключений и страданий. Не нужно бояться выслушать человека! Однако для этого элементарно требуется немного времени, которого, при всем желании, при общей исповеди у священника нет.

 - Что из литературы, переведенной на русский язык, наилучшим образом раскрывает подлинную духовную жизнь в Греции?

 - Такой литературы сейчас немало. Конечно, основополагающий для любого христианина, а тем более для пастыря, – опыт Святых Отцов. Из современных переводов я бы отметил замечательное издание творений старца Паисия Святогорца, сочинения митрополита Иерофея (Влахоса), проповеди отца Константина Статигопулоса, жития митилинских мучеников, поучения преподобного Космы Этолийского.

Татьянин День

03 февраля 2011 г.

Разместить ссылку на материал

15 мая 2019 г.
Третья неделя по Пасхе: что православные отмечают в день жен-мироносиц
14 мая 2019 г.
Космическая скорость Московского Пасхального фестиваля
13 мая 2019 г.
В Пензе пройдет конференция о сохранении памяти новомучеников и жертв репрессий
03 мая 2019 г.
Декан исторического факультета ПСТГУ участвовал в комментировании прямой трансляции схождения Благодатного огня
02 мая 2019 г.
Институт сербского языка и коммуникаций (г. Белгород) и Клуб русско-сербской дружбы «ПСТГУ-Сербия» договорились о сотрудничестве
01 мая 2019 г.
Подведены итоги Всероссийской выставки научных, учебных и периодических богословских изданий духовных учебных заведений Русской Православной Церкви
24 апреля 2019 г.
При Свято-Никольском Черноостровском монастыре г. Малоярославца прошла просветительская программа для студентов ПСТГУ
24 апреля 2019 г.
Что такое «партнерский приход» в Русской Православной Церкви?
23 апреля 2019 г.
Страстная седмица: понедельник
22 апреля 2019 г.
Научно-практическая конференция по проблемам церковного искусства в ПСТГУ дала ответ на вызовы современности