на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Мониторинг СМИ

«Русская Православная Церковь и армия: опыт истории и современные проблемы взаимодействия»: семинар в Московском центре Карнеги

14 марта в Московском центре Карнеги в рамках программы «Религия, общество и безопасность» состоялся семинар «Русская Православная Церковь и армия: опыт истории и современные проблемы взаимодействия».

С докладом на эту тему выступил сопредседатель Славянского правового центра, главный редактор информационно-аналитического журнала «Религия и право» адвокат Анатолий Васильевич Пчелинцев. Темой прав верующих в армии докладчик, как он сам рассказал, заинтересовался еще с середины 1980-х годов, когда работал военным прокурором.

В начале доклада был представлен положительный опыт служения военного духовенства в императорской России. А.В. Пчелинцев предложил также опираться на опыт деятельности священников в Русской освободительной армии генерала Власова. Среди перечисленных докладчиком историографических и публицистических работ, посвященных опыту работы российских военных священников, были особо отмечены "Воспоминания последнего протопресвитера Русской армии и флота" протопресвитера Георгия Шавельского и "Облик генерала Власова. Записки военного священника" духовника генерала Власова протоиерея Александра Киселева.

Отношение РПЦ к воинскому долгу неизменно – он был священным для каждого православного подданного Российской империи, остается таковым и сейчас. Основывается это на словах Христа: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15, 13). Подтверждением такого отношения Церкви к воинскому долгу являются и множество прославленных в лике святых православных военачальников и простых воинов (Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Пересвет, Андрей Ослябя и др.) и покровительство воинских орденов святыми (тот же Александр Невский, Георгий Победоносец).

Высока была роль духовенства в патриотическом воспитании воинов. Так, во время I Мировой войны в рядах Российской армии было около 5 тысяч православных священников, около 100 имамов, священнослужителя других религий, в том числе и языческих.

По мысли А.В. Пчелинцева, сегодня в сфере государственно-религиозных отношений нет более актуальной темы, чем эта. Но она совсем выпала из сферы интересов и ученых, и публицистов, и законодателей. Так, законодательная база по взаимодействию армии и других силовых структур и религиозных организаций на несовершенна. Так, в ст. 8 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (1998 г.) запрещается создание религиозных объединений в воинских частях и предписывается участие военнослужащих в религиозных церемониях исключительно в качестве частных лиц. В статье сказано также, что государство не несет ответственности за удовлетворение религиозных нужд военнослужащих, что религиозные строения и помещения в частях могут строиться только на личные средства военнослужащих.

Эти положение противоречит современной практике. Кроме того, они противоречат, по мысли докладчика, Конституции РФ, российскому и международному законодательству. Так, в разных законах предписывается, что государство должно обеспечивать для заключенных и пленных возможность духовного окормления священнослужителем соответствующей религии. Получается, что на законодательном уровне военнослужащие, в том числе и заключенные военнослужащие, оказываются в ущемленном положении по сравнению с заключенными не военнослужащими и даже пленными.

Практика, конечно, совсем другая. Еще в 1994 году было подписано соглашение о сотрудничестве между РПЦ и Министерством обороны РФ. Позднее подобные соглашения были подписаны РПЦ с другими силовыми структурами. В частях строятся храмы и часовни. Более того, по инициативе президента РФ Дмитрия Медведева вводится институт военного духовенства в российской армии и флоте. При этом государство обязуется выплачивать военному духовенству жалованье.

Однако, все это не только не подтверждено законодательством, но и формально противоречит указанному Федеральному закону "О статусе военнослужащих". И это в армии, где все должно бы быть регламентировано, в том числе и обязанности военного священника (например, в Уставе внутренней службы). А если что-то и делается в этом направлении, то делается без общественного обсуждения.

У наших же соседей в Украине при Минюсте создана рабочая группа по формированию соответствующей законодательной базе. При Министерстве обороны существует координационный совет, состоящий из представителей всех основных религиозных организаций страны. При этом вся работа идет в открытом для общественного обсуждения режиме, собираются конференции по изучению иностранного опыта.

Кроме того, и сама практика в сфере сотрудничества армии и религиозных организаций вызывает вопросы. Дело в том, что сотрудничество осуществляется только с одной конфессией – Русской Православной Церковью. В частях строятся только православные храмы. Мусульманские лидеры выражают тревогу об опасности раскола армии по религиозному признаку. И это в то время, когда в некоторых частях количество мусульман превышает количество православных военнослужащих.

Докладчик сообщил, что ему, как адвокату, приходилось сталкиваться со случаями издевательства над молодыми военнослужащими солдат-старослужащих именно по религиозной причине, с попытками обращения в свою веру с использованием служебного положения – офицеры по отношению к солдатам-срочникам.

Докладчик рассказал, что в США есть капелланы от всех религий. Так, А.В. Пчелинцев разговаривал с православным священником – капелланом американской армии, хотя на всю армию только 9 православных военнослужащих. Во многих странах священнослужители берут на себя и функции психологов, для чего имеют дополнительное психологическое образование.

Также докладчик коснулся темы военной присяги, в тексте которой дважды употреблено слово «клянусь». Это, по мнению многих протестантских конфессий, прямо запрещено Христом: «не клянись вовсе» (Мф. 5, 34). Во многих странах вместо слова «клянусь», да и в царской России вместо выражения «клянусь Богом» для таких случаев предусмотрена формулировка «торжественно обещаю».

В заключение доклада А.В. Пчелинцев одобрил саму идею восстановления института военного духовенства. При этом необходимо наращивать нормативную базу в условиях обсуждения с религиозными и общественными (например, Комитетом солдатских матерей) организациями. Докладчик также высказался за преподавание в военных вузах религиоведения и основ государственно-религиозных отношений.

В ходе полемики мнение присутствующих кардинально разделились. Некоторые высказывались, что институт военных священников противоречит выраженному в 14-ой статье Конституции РФ принципу светскости государства. Решением вопроса было бы введение полностью профессиональной армии, и удовлетворение религиозных потребностей только во внерабочее время вне части. В закрытых же частях и на военных кораблях можно было бы предоставлять комнату для удовлетворения религиозных потребностей военнослужащих, но общую и без конкретного конфессионального оформления. Высказывалась даже мысль, что доклад не говорит ничего нового о проблеме, не предлагает конкретных решений, и предлагалось поручить другому исследователю подготовить альтернативный доклад на тему "Русская Православная Церковь и Вооруженные Силы России в 1990-е – 2000-е гг."

На это заместитель зав. кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте РФ Михаил Олегович Шахов привел пример самой светской (а по мысли самих французов, единственной светской) страны – Франции. Государство не финансирует ни одну из религиозных организаций ни в одной сфере деятельности, кроме капелланов, так как в условиях ограниченной свободы военнослужащим трудно самим, без помощи государства осуществлять свои религиозные потребности. Вместе с тем М.О. Шахов высказался против возложения на священников не свойственных природе их служения функций психологов.

Скептически к идее военного духовенства высказался игумен Петр (Мещеринов). По его мнению, ни патриотическое воспитание, ни психологическая помощь не является частью священнического служения. А солдат-срочников, желающих помолиться, командиры частей должны отпускать в ближайшие храмы.

Директор Института религии и права Роман Николаевич Лункин и один из руководителей семинара в Центре Карнеги Сергей Борисович Филатов поддержали позицию докладчика о необходимости введения института военного духовенства. Если мы хотим соблюдать права верующего военнослужащего, особенно срочника, то мы обязаны предоставить ему возможность и духовного окормления, и участия в богослужении. И не важно – много в армии верующих или совсем не много. Они имеют право жить согласно своим религиозным убеждениям. При этом положительный момент в докладе как раз в том, что он не дает конкретных и однозначных ответов. Тема должна быть открыта для широкого общественного обсуждения.

В конце дискуссии сопредседатель программы «Религия, общество и безопасность» Алексей Всеволодович Малашенко высказал свое личное мнение, что присутствие религии в армии разъединяет. При этом сама Церковь не готова работать с теми, кто в армии особенно нуждается в духовном окормлении – с 18-летними солдатами-срочниками. Но, по его словам, судит он со своей колокольни (вернее, со своего минарета). Он допустил возможность своей неправоты. Истина может находится где-то между его категоричным «нет» и категоричным «да» Патриарха Кирилла.

Адриан (Пашин), игумен

Богослов.ru

17 марта 2011 г.

Разместить ссылку на материал

14 июня 2019 г.
«Возмутительно считать, что волонтёр — это бездельник»
12 июня 2019 г.
Пастырские совещания: залог братской поддержки в трудностях священнического служения
11 июня 2019 г.
История Церкви и русский язык: монахи и трудники Сийской обители сели за парты
08 июня 2019 г.
Состоялись VII Валаамские образовательные чтения, посвященные 30-летию возрождения обители на Валааме
06 июня 2019 г.
В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете открылась выставка памятников христианской Эфиопии
05 июня 2019 г.
Семья хотела, чтобы он стал священником, а он стал воспитателем
04 июня 2019 г.
В Саратове завершились «Франковские дни»
04 июня 2019 г.
В Москве прошла конференция «Нарушение прав верующих на Украине»
04 июня 2019 г.
Состоялся Межрегиональный научно-образовательный форум «Православные истоки русской культуры: значение истории для современности»
02 июня 2019 г.
В Пензенской духовной семинарии рассказали о богоборческих гонениях