на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Мониторинг СМИ

Православная школа: образование плюс воспитание

Одна из проблем, к которой приковано сегодня внимание общества, – реформа школьного образования, новые образовательные стандарты. Как «вписаться» в новую реальность православной школе? Какие перемены ждут ее? Что может дать детям православное образование? Эти вопросы поднимались на «круглом столе», организованном 17 марта в Голицынском кабинете храма благоверного царевича Димитрия журналом «Нескучный сад» при содействии «ОТП Банка».

Интерес «ОТП Банка» к данной теме не сиюминутен. В рамках благотворительных программ банк стремится оказывать помощь в сфере образования многодетным православным семьям. Как считает его президент Алексей Коровин, «именно большие семьи, воспитывающие детей в традициях православной нравственности, способны стать фундаментом будущей России». А сама православная школа, в видении финансиста, давая детям не меньший объем знаний, чем обычная школа, должна в чем-то быть лучше…

Ощущая потребность общественности в обсуждении темы образования, журнал «Нескучный сад» с апреля 2011 года открывает рубрику «Новая школа». В рамках этой инициативы журналом был организован «круглый стол», собравший директоров ведущих православных и православно ориентированных школ Москвы, для разговора о том, какой должна быть православная школа, и обмена опытом работы. Вот мнения руководителей некоторых учебных заведений.

Игорь Бузин, директор гимназии в честь иконы Божией Матери «Знамение» в Ховрине:

– Вспоминаю, как в 1990-е годы, на волне подъема интереса к Церкви, к нам приходили не только воцерковленные люди, но и те, кому было интересно познакомить своих детей с основами православного воспитания, показать богатство православной культуры. Словом, это было прекраснодушное желание поместить ребенка в такую среду, где он мог бы черпать для себя из сокровищницы Православия.

В нашей школе, работающей с 1993 года, и для учредителей, и для всех профессиональных педагогов, и, конечно, для меня (я преподаю русский язык и литературу) образование всегда было задачей первостепенной важности. Вообще-то если целью школы не является качественное образование, то это что угодно, но не школа. Мы сразу же образовались как школа профессиональная, серьезная, вполне основательная, а не просто как некая «воспитательная среда», в которую детям надо окунуться, дабы не «испортиться». По прошествии времени мы убеждаемся в справедливости подхода: нельзя разделять и противопоставлять эти два процесса. Для школьных профи это понятно…

Елена Шичалина, директор гимназии при Греко-латинском кабинете:

– У нас такой же стаж работы, как и у школы в Ховрине (мы работаем с 1993 года), но у нас другая судьба, потому что наша школа была изначально задумана и продолжает работать как традиционная классическая гимназия, которые были в России до революции, но, конечно же, с необходимой модернизацией учебного процесса. И она, как классическая гимназия, всегда основывалась на православном мировоззрении. Статус православной школы мы получили позже, в 2000 году, когда у нас был открыт храм в честь Трех святителей, то есть не школа была образована при храме, а домовый храм, которому в прошлом году исполнилось 10 лет, вырос на фундаменте нашей общей духовной потребности.

Мы, безусловно, ставили в основу образовательные цели: дать детям фундаментальное добротное образование, включающее обязательное изучение древних языков – древнегреческого и латыни. И мы стараемся продолжать эту линию.

За последние десять лет в обществе произошли изменения, на наш взгляд, в лучшую сторону. Раньше нам приходилось разъяснять родителям, что классическая гимназия предполагает православное мировоззрение; сейчас состав учащихся школы практически однороден: у нас учатся дети из воцерковленных семей – из разных приходов, но очень многие дети и родители посещают наш храм.

Я регулярно борюсь с желанием некоторых родителей во что бы то ни стало оставить в нашей школе своих детей, как бы слабо те ни учились. Родители ссылаются при этом на «хорошую атмосферу» в школе. Слово «атмосфера» я не очень люблю, хотя, конечно же, всячески ратую за то, чтобы эта атмосфера у нас была. С другой стороны, вы, наверное, меня хорошо поймете, потому что, помимо благожелательного и доброго климата, в школе, безусловно, существуют и определенные образовательные требования. И мы предлагаем родителям поменять школу в том случае, если их чада не справляются с нашей достаточно сложной программой. Это не называется «отчислением», это правильный подбор для ребенка того учебного заведения, которое ближе ему по уму и способностям.

Священник Александр Лаврухин, директор Свято-Димитриевской школы:

– Наша школа существует не так давно, с 2003 года, и росла постепенно: сейчас у нас 11 классов, учится около 200 детей. Школа в чем-то схожа со стандартной приходской школой. И это порождает определенные проблемы, поскольку есть большой приход, в котором очень много детей, и родители, естественно, считают, что дети должны учиться в школе при приходе, но далеко не все понимают, что определяющим стержнем в ней является учеба.

Да, мы стремимся воспитать человека, который будет воспринимать свою жизнь как служение Богу и Церкви. Но разве не очевидно, что в школьных стенах главным служением ребенка становится учеба, и если он учится плохо и неусердно, то не выполняет своего призвания на данный момент и в будущем вряд ли сможет вырасти по-настоящему преданным Церкви человеком?

Но есть ли сегодня общецерковное понимание этого вопроса? К сожалению, не часто можно услышать в проповедях пастырей воодушевление детей на учебу как на служение Церкви. А ведь это реально помогло бы снять часть образовательных и воспитательных проблем в школах! У нас учатся очень разные дети: достаточно много – больше 30 ребят – из детских домов, около 120 – из многодетных семей, где немало жизненных тягот; тем не менее, мы ставим перед всеми своими учениками высокую образовательную планку, мотивируем их учиться и никогда не выставляем оценок выше тех, что они заслужили.

Мария Махонина, заместитель директора школы во имя апостола и евангелиста Иоанна Богослова:

– 20 лет назад, когда создавалась наша школа, мы шли навстречу определенному социальному заказу: родители хотели, чтобы их дети воспитывались не в атеистическом окружении, а в системе православного мировоззрения. Этот путь открывает перспективу и для реальных знаний, и для целостного восприятия единой картины мира, то есть объединяются и образование, и воспитание. Думаю, что так происходит в любой православной школе.

Сейчас опыт православных школ востребован в обществе, потому что нравственное воспитание, от которого отказалась государственная школа, всегда присутствовало в них. Можно сказать, православная школа формирует мировоззренческое ядро, которое само по себе охраняет душу ребенка, способствуя проявлению в нем образа Божия.

Мы не можем сказать, что требования ко всем ученикам одинаковые, потому что есть Промысл Божий о каждом ребенке. Изначально каждый ребенок талантлив, у него есть свои способности, и задача школы – раскрыть эти способности, чтобы при этом он чувствовал себя максимально комфортно в православной школе.

Мы не считаем нашу школу какой-то элитарной, но, к сожалению, в современном образовании положение дел таково, что любая школа, где дети не ругаются матом, может считаться элитарной.

Татьяна Лещева, директор Центра образования имени Серафима Саровского:

– На заре 1990-х годов, когда появился живой интерес к Православию, силами родителей было инициировано открытие нашей школы. В данный момент в центре обучается 311 детей; помимо школы, есть детский садик, ведется дополнительное образование по восьми направлениям. У нас приоритетной всегда считалась система воспитания, а хорошо учить мы можем – это подтверждают результаты аттестационных комиссий.

Наша цель – вырастить доброго христианина. Согласна с предыдущим мнением, что одна из основных задач школы – индивидуальный подход к каждому ребенку. Мы обязаны помочь ему раскрыть Богом данные таланты, определиться в жизни и не потерять себя. Не случайно из нашей школы выходят ребята, которые легко поступают и в гуманитарные институты, и в Бауманский, и МАИ, и в православные вузы.

Как-то мы приняли одного ребенка-колясочника, затем к нам потянулись и другие дети с ограниченными физическими возможностями. Мы очень этому рады, потому что мало говорить о нравственности, милосердии – милосердие должно быть в делах. Кстати, ребята с ограниченными возможностями являют собой пример стойкости духа и горячего желания учиться. Хочется в каждом классе иметь таких учеников, чтобы воспитательный процесс, действительно, был правдивым и открытым. Случаи отчисления редки: по немощи терпеть можно. Мы помогаем таким детям, а вот с леностью боремся.

Ирина Рублева, директор школы «Ника»:

– Мы считаем себя православно ориентированной школой. В этом есть свои плюсы и минусы. Сложность, прежде всего, в том, что у нас нет никаких преференций – ни в аренде, ни в стоимости обучения… За минувшие 16 лет мы выросли с 40 учеников до 560. В прошлом году, например, у нас был конкурс на поступление: 20 детей на место.

Это говорит о том, что есть интерес к качественному образованию детей, и мы, по всей видимости, запросы родителей удовлетворяем. Высокий уровень образования для нас приоритет, и мы его достигаем. Сейчас, например, идет городской тур Всероссийской олимпиады, и восемь наших учеников стали призерами окружного тура по разным дисциплинам.

Среди школ Юго-Западного округа Москвы мы вышли на второе место, а в муниципальном образовании Зюзино – на первое.

Создавалась «Ника» как школа полного дня: дети находятся в ней с 8 до 20 часов. В таком режиме была потребность. Родители, особенно работающие, хотели быть уверенными, что ребенок будет обучен, накормлен и с ним станут полноценно заниматься всю вторую половину дня. Вот тут и встал вопрос: какую систему воспитания выбрать, чего придерживаться? В то время я постепенно воцерковлялась, и мой духовный отец посоветовал: смелее вводи основы Православия!

Здесь были свои проблемы, поскольку учредители – частные лица, а в ближайшем храме сказали, что у них пока опыта создания школы нет. Мы начали с того, что милостью Божией нашли заинтересованных людей и получили лицензию, разрешающую вести курс по основам Православия в факультативной форме. А дальше основы Православия внедрили и в средней школе. Вместо классных часов мы ввели уже пастырские часы и, естественно, всю воспитательную работу строим в православном ключе. Есть и интересный опыт, есть, надо признаться, и неудачи.

Можно сказать, что у нас школа миссионерского плана: пусть приходят в нее дети, которые пока, быть может, не готовы к православной школе. Кстати, согласно нашим данным, 98% родителей не против того, чтобы их сыновья и дочери с малых лет приобщались к православной культуре.

Михаил Тишков, директор православной гимназии «Радонеж»:

– Наша гимназия – одна из старейших, официальная лицензия – с 1990 года. И если государственная школа от воспитания отказалась, поскольку невозможно им заниматься, не имея ни программы, ни цели, то у православных школ есть платформа, мировоззрение, система ценностей, и на этой базе они могли и могут заниматься воспитанием.

Наша задача – готовить хорошо образованных и воспитанных будущих членов Церкви. Сегодня многообразие форм, видов и программ православных школ дает возможность разным семьям с разными детьми найти себе оптимальную школу. Мы с самого начала ориентировались на классическое образование, которое предполагает углубленное изучение предметов гуманитарного цикла, плюс для нас всегда была важна математика. В младшие классы берем почти всех, чтобы дать каждому ребенку шанс себя проявить. Это себя оправдывает: ребята в силу усердия и интереса становятся прекрасными учениками, хотя изначально, казалось бы, ничто этого не предвещало. Отчисляем только за нежелание учиться и за неблагопристойное поведение, которое угрожает духовному здоровью остальных школьников.

Наша экспериментальная православная площадка – уникальное явление. И когда в массовой школе дойдут до осознания необходимости системно заниматься воспитанием подрастающего поколения, и для этого возникнут соответствующие условия, у нас уже будет накоплен определенный материал, который можно с успехом использовать.

Алексей Тишутин, исполнительный директор Совета православных школ Москвы:

– Может создаться впечатление, будто Москва переполнена разнообразными православными учебными заведениями. Но в действительности на всю столицу приходится 22 православные школы, имеющие госаккредитацию. В них обучается порядка 4500 детей, в то время как общее количество школьников в Москве – свыше миллиона!!! То есть число детей, о которых здесь говорилось, – это чуть меньше… половины процента.

Те православные школы, которые выжили в непростые 1990-е годы, уже точно не реализуют позицию «образование ”как получится”», причем образовательный процесс в них неразрывно соединен с воспитательным. Это обусловлено как профессиональным уровнем людей, открывавших эти школы, так и внешним запросом, доминирующим со стороны родителей.

Да, православные и православно ориентированные школы – разные по формату, и подходы в работе у них в чем-то разнятся. Есть четыре-пять школ, которые, действительно, можно назвать приходскими, у остальных, как правило, учредители – либо физические лица, либо группы таких лиц, либо православные организации, но не приходы. И все же каждая такая школа находит свою нишу и готова двигаться дальше.

 Православие.ru

20 марта 2011 г.

Разместить ссылку на материал

19 июня 2019 г.
В Оптинском лектории выступит проректор ПСТГУ протоиерей Георгий Ореханов
14 июня 2019 г.
«Возмутительно считать, что волонтёр — это бездельник»
12 июня 2019 г.
Пастырские совещания: залог братской поддержки в трудностях священнического служения
11 июня 2019 г.
История Церкви и русский язык: монахи и трудники Сийской обители сели за парты
08 июня 2019 г.
Состоялись VII Валаамские образовательные чтения, посвященные 30-летию возрождения обители на Валааме
06 июня 2019 г.
В Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете открылась выставка памятников христианской Эфиопии
05 июня 2019 г.
Семья хотела, чтобы он стал священником, а он стал воспитателем
04 июня 2019 г.
В Саратове завершились «Франковские дни»
04 июня 2019 г.
В Москве прошла конференция «Нарушение прав верующих на Украине»
04 июня 2019 г.
Состоялся Межрегиональный научно-образовательный форум «Православные истоки русской культуры: значение истории для современности»