на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Мониторинг СМИ

Как сохранить веру в православной школе?

Главная цель православной школы - воспитать христиан. В этом были единодушны участники круглого стола «Воспитательные задачи и проблемы православных и православно-ориентированных школ», организованного журналом «Нескучный сад» и ОТП Банком 14 апреля в Голицынском кабинете храма святого благоверного царевича Димитрия.  Но как проверить качество воспитания?

Подходят ли дети к священнику под благословение, как они одеты, молятся ли в школе перед занятиями и после них? Заведующий сектором православного образования отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви иеродиакон Лаврентий (Полешкевич) сказал, что именно на это в первую очередь обращают внимание сотрудники сектора, посещая православные гимназии. Также важно, по его мнению, часто ли ученики исповедуются и причащаются, воцерковляются ли их нецерковные друзья. Но за этим должны следить родители и педагоги. И все равно неизвестно, сохранит ли человек свою веру после школы. Отец Лаврентий поделился собственным опытом. Придя к вере в 11 лет еще в советское время, в 10 классе он пережил период охлаждения - три месяца вообще не ходил в храм. Сам не мог понять, почему, но он напомнил участникам круглого стола, что через это в переходном возрасте проходят многие верующие дети. Ни в коем случае нельзя на них давить, но семья и школа должны постараться найти причину охлаждения. Известно, что многие дети из верующих семей, в том числе и выпускники православных школ, после окончания школы уходят из храма. Отец Лаврентий считает, что это говорит о проблемах воспитания в православной школе.

«Мир идет быстрее, чем мы успеваем ему сопротивляться», -- признается заместитель директора по воспитательной работе Свято-Петровской православной школы священник Иоанн Воробьев. За 19 лет школу окончили около 400 человек, почти со всеми отец Иоанн, сам выпускник этой школы, знаком. По его словам, в Церкви остается меньше половины. В светских вузах они оказываются белыми воронами, и далеко не всем удается сохранить веру. Главная цель православной школы - воспитание христиан, твердых в вере, на практике сегодня трудно осуществима. Но все же есть шанс, что, пройдя через ошибки, падения и испытания, выпускники православной школы вспомнят, чему хорошему и светлому их учили, и, как блудный сын, вернутся в Церковь. Вероятность прихода или возвращения в Церковь выпускников светских школ гораздо меньше, так как там сегодня вообще не занимаются воспитанием.

Об отсутствии воспитания в светских школах говорили многие участники круглого стола, но им возразила учитель истории и обществознания негосударственной школы «Ника» Надежда Ремизова. По своему опыту Ремизова знает, что воспитание в современной светской школе возможно, все зависит от учителей, в первую очередь - от преподавателей гуманитарных предметов. Она часто обсуждает с учениками проблему сохранения своей души, рассказывает им о влиянии СМИ на формирование общественного сознания, показывает им фрагменты фильмов, передач, рекламных роликов. «Сегодня СМИ - конкуренты семьи и школы. Задача школы -  научить ребенка защищаться от воздействия.

 «Ника» - светская, но православно-ориентированная школа. Священник Платон Мурашкин из храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах ведет там факультатив по основам православной культуры, классные часы, на которых обсуждает с ними нравственные ценности, возит ребят на экскурсии по православным местам. Среди учеников школы есть церковные дети, но бывает, что они не ходят на факультатив по ОПК, а нецерковные, наоборот, участвуют во всех православных мероприятиях. По мнению отца Платона, судить о церковности человека до 30 лет преждевременно: «Мы можем и не увидеть результата, но наше дело сеять».

 «Один из самых важных критериев качества воспитания - отношение детей к литургии и причастию», - считает директор Димитриевской школы священник Александр Лаврухин. Необходимо воспитать благоговение перед таинствами, а в православных школах часто добиваются противоположных результатов. По мнению отца Александра, в православной школе надо минимизировать православные компоненты. Поскольку учатся там дети из верующих семей, в первую очередь их религиозным образованием должны заниматься родители. В Димитриевской школе Закон Божий преподается раз в месяц, оценки не ставятся.

С отцом Александром согласился отец Иоанн Воробьев: «Давать в школе систематические богословские знания - только вредить. Мы должны воспитывать их личным примером, но нельзя требовать от ребенка глубины понимания церковной жизни. Есть форма, а зачем она нужна, он сможет ответить, когда повзрослеет».

Иначе думает директор православной гимназии «Радонеж» Михаил Тишков. В «Радонеже» Закон Божий преподается с 1 по 11 класс, в начальной школе в форме бесед, а, начиная с пятого класса, это серьезный предмет, по которому сдают зачеты, получают оценки и за двойки могут быть отчислены. Тишков убежден, что раз ребенок учится в православной гимназии, он должен знать Писание, литургику, догматику, а в 11 классе - уметь объяснить свою веру внешним. «Зачем ребенка помещать в православную гимназию? У него на докритическом уровне формируется стереотип»,- считает Тишков. Раз мы живем в рациональном мире, должны уметь защитить свою веру и на языке логики и рационализма. Ни один из выпускников «Радонежа», по словам Тишкова, из Церкви не ушел. И в светских вузах они интуитивно выбирают друзей, которые тоже оказываются православными.

Отец Платон Мурашкин считает, что, заставляя детей сдавать Закон Божий наравне с математикой и физикой, в «Радонеже» ставят слишком высокую планку. Это возможно, но только в связке с православными и православно-ориентированными школами, в которых нет таких жестких требований. Далеко не все дети даже из верующих детей смогут изучать Закон Божий в программе «Радонежа».

Отец Александр Лаврухин сказал, что многие дети в его школе смогли бы изучать  Закон Божий в таком объеме, но опыт показывает, что когда школьникам дают в большом объеме вероучительные дисциплины, не удается сохранить у детей отношение к Христу как к Личности. Не только опыт последних лет, но и дореволюционный, приведший к революции. «Наша задача - создать атмосферу примером жизни учителей», - объяснил отец Александр.

Следующий круглый стол - «Взаимоотношения православных школ и государства» - состоится в мае.

Леонид Виноградов

Милосердие.ru

15 апреля 2011 г.

Разместить ссылку на материал

12 июля 2018 г.
Рубль в настоящем
11 июля 2018 г.
Строительство храма планируют завершить к осени
11 июля 2018 г.
Переход Киевской митрополии к РПЦ в XVII веке был абсолютно законным, попытки оспорить это нельзя воспринимать всерьез - богослов
05 июля 2018 г.
Вспоминая роковые годы ГУЛАГа
05 июля 2018 г.
Состоялось вручение дипломов выпускникам Общецерковной аспирантуры
05 июля 2018 г.
Коммюнике X богословских собеседований между Русской Православной Церковью и Немецкой епископской конференцией
29 июня 2018 г.
Святая исповедница Фамарь: История грузинской княжны, ставшей монахиней
29 июня 2018 г.
Профессор Владислав Петрушко: «Константинополь больше не сможет игнорировать каноническую Украинскую Церковь»
28 июня 2018 г.
254 месяца в узах и горьких работах: Подвиг жизни святителя Афанасия (Сахарова)
23 июня 2018 г.
Заседания Центра истории богословия и богословского образования при богословском факультете ПСТГУ