на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Мониторинг СМИ

Как сохранить веру в православной школе?

Главная цель православной школы - воспитать христиан. В этом были единодушны участники круглого стола «Воспитательные задачи и проблемы православных и православно-ориентированных школ», организованного журналом «Нескучный сад» и ОТП Банком 14 апреля в Голицынском кабинете храма святого благоверного царевича Димитрия.  Но как проверить качество воспитания?

Подходят ли дети к священнику под благословение, как они одеты, молятся ли в школе перед занятиями и после них? Заведующий сектором православного образования отдела религиозного образования и катехизации Русской Православной Церкви иеродиакон Лаврентий (Полешкевич) сказал, что именно на это в первую очередь обращают внимание сотрудники сектора, посещая православные гимназии. Также важно, по его мнению, часто ли ученики исповедуются и причащаются, воцерковляются ли их нецерковные друзья. Но за этим должны следить родители и педагоги. И все равно неизвестно, сохранит ли человек свою веру после школы. Отец Лаврентий поделился собственным опытом. Придя к вере в 11 лет еще в советское время, в 10 классе он пережил период охлаждения - три месяца вообще не ходил в храм. Сам не мог понять, почему, но он напомнил участникам круглого стола, что через это в переходном возрасте проходят многие верующие дети. Ни в коем случае нельзя на них давить, но семья и школа должны постараться найти причину охлаждения. Известно, что многие дети из верующих семей, в том числе и выпускники православных школ, после окончания школы уходят из храма. Отец Лаврентий считает, что это говорит о проблемах воспитания в православной школе.

«Мир идет быстрее, чем мы успеваем ему сопротивляться», -- признается заместитель директора по воспитательной работе Свято-Петровской православной школы священник Иоанн Воробьев. За 19 лет школу окончили около 400 человек, почти со всеми отец Иоанн, сам выпускник этой школы, знаком. По его словам, в Церкви остается меньше половины. В светских вузах они оказываются белыми воронами, и далеко не всем удается сохранить веру. Главная цель православной школы - воспитание христиан, твердых в вере, на практике сегодня трудно осуществима. Но все же есть шанс, что, пройдя через ошибки, падения и испытания, выпускники православной школы вспомнят, чему хорошему и светлому их учили, и, как блудный сын, вернутся в Церковь. Вероятность прихода или возвращения в Церковь выпускников светских школ гораздо меньше, так как там сегодня вообще не занимаются воспитанием.

Об отсутствии воспитания в светских школах говорили многие участники круглого стола, но им возразила учитель истории и обществознания негосударственной школы «Ника» Надежда Ремизова. По своему опыту Ремизова знает, что воспитание в современной светской школе возможно, все зависит от учителей, в первую очередь - от преподавателей гуманитарных предметов. Она часто обсуждает с учениками проблему сохранения своей души, рассказывает им о влиянии СМИ на формирование общественного сознания, показывает им фрагменты фильмов, передач, рекламных роликов. «Сегодня СМИ - конкуренты семьи и школы. Задача школы -  научить ребенка защищаться от воздействия.

 «Ника» - светская, но православно-ориентированная школа. Священник Платон Мурашкин из храма Успения Пресвятой Богородицы в Гончарах ведет там факультатив по основам православной культуры, классные часы, на которых обсуждает с ними нравственные ценности, возит ребят на экскурсии по православным местам. Среди учеников школы есть церковные дети, но бывает, что они не ходят на факультатив по ОПК, а нецерковные, наоборот, участвуют во всех православных мероприятиях. По мнению отца Платона, судить о церковности человека до 30 лет преждевременно: «Мы можем и не увидеть результата, но наше дело сеять».

 «Один из самых важных критериев качества воспитания - отношение детей к литургии и причастию», - считает директор Димитриевской школы священник Александр Лаврухин. Необходимо воспитать благоговение перед таинствами, а в православных школах часто добиваются противоположных результатов. По мнению отца Александра, в православной школе надо минимизировать православные компоненты. Поскольку учатся там дети из верующих семей, в первую очередь их религиозным образованием должны заниматься родители. В Димитриевской школе Закон Божий преподается раз в месяц, оценки не ставятся.

С отцом Александром согласился отец Иоанн Воробьев: «Давать в школе систематические богословские знания - только вредить. Мы должны воспитывать их личным примером, но нельзя требовать от ребенка глубины понимания церковной жизни. Есть форма, а зачем она нужна, он сможет ответить, когда повзрослеет».

Иначе думает директор православной гимназии «Радонеж» Михаил Тишков. В «Радонеже» Закон Божий преподается с 1 по 11 класс, в начальной школе в форме бесед, а, начиная с пятого класса, это серьезный предмет, по которому сдают зачеты, получают оценки и за двойки могут быть отчислены. Тишков убежден, что раз ребенок учится в православной гимназии, он должен знать Писание, литургику, догматику, а в 11 классе - уметь объяснить свою веру внешним. «Зачем ребенка помещать в православную гимназию? У него на докритическом уровне формируется стереотип»,- считает Тишков. Раз мы живем в рациональном мире, должны уметь защитить свою веру и на языке логики и рационализма. Ни один из выпускников «Радонежа», по словам Тишкова, из Церкви не ушел. И в светских вузах они интуитивно выбирают друзей, которые тоже оказываются православными.

Отец Платон Мурашкин считает, что, заставляя детей сдавать Закон Божий наравне с математикой и физикой, в «Радонеже» ставят слишком высокую планку. Это возможно, но только в связке с православными и православно-ориентированными школами, в которых нет таких жестких требований. Далеко не все дети даже из верующих детей смогут изучать Закон Божий в программе «Радонежа».

Отец Александр Лаврухин сказал, что многие дети в его школе смогли бы изучать  Закон Божий в таком объеме, но опыт показывает, что когда школьникам дают в большом объеме вероучительные дисциплины, не удается сохранить у детей отношение к Христу как к Личности. Не только опыт последних лет, но и дореволюционный, приведший к революции. «Наша задача - создать атмосферу примером жизни учителей», - объяснил отец Александр.

Следующий круглый стол - «Взаимоотношения православных школ и государства» - состоится в мае.

Леонид Виноградов

Милосердие.ru

15 апреля 2011 г.

Разместить ссылку на материал

21 сентября 2018 г.
Страшную тайну НКВД помогло раскрыть фото, сделанное воздушными разведчиками Люфтваффе
14 сентября 2018 г.
Священник Александр Мазырин о том, что происходит во взаимоотношениях Русской и Константинопольской Церквей
14 сентября 2018 г.
Церковный историк, священник Александр Мазырин: Константинополь хотел подчинить себе православных эмигрантов всего мира
14 сентября 2018 г.
Для верующих Украины наступает момент истины, — церковный историк Владислав Петрушко
13 сентября 2018 г.
Профессор Дворкин выступил на конференции по славянскому неоязычеству
13 сентября 2018 года в Нижегородской духовной семинарии состоялась конференция «Славянское неоязычество: генезис и развитие феномена в России в начале XXI века». «Тема неоязычества в настоящее время актуальна, хотя изучена еще недостаточно. Есть потребность в написании фундаментальной монографии. У нас создана рабочая группа, занимающаяся проблемой неоязычества, много аспектов еще предстоит изучить, — прокомментировал модератор конференции, профессор Московского государственного лингвистического университета, доктор исторических наук Роман Силантьев. — Это первая конференция по неоязычеству в Нижнем Новгороде по церковной линии, но не первая в целом, поскольку здесь находится ведущий центр по изучению этого явления, который возглавляет Роман Шиженский. Кроме того, здесь когда-то возникла первая официально зарегистрированная неоязыческая община».
13 сентября 2018 г.
Профессор Петрушко о действиях Константинопольского Патриарха
13 сентября 2018 г.
Декан педагогического факультета ПСТГУ: Нас признают как профессионалов
13 сентября 2018 г.
ПСТГУ способствовал формированию кадров в епархиях
13 сентября 2018 г.
Штатные катехизаторы храмов о радостях и горестях своей работы
13 сентября 2018 г.
В карельском поселке побывала группа миссионеров из ПСТГУ