на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Мониторинг СМИ

«Каждый раз что-то новое…»

Существует много прекрасных грузинских хоров, в том числе «Рустави», из которого вырос ваш коллектив. Чем «Мдзлевари» отличается от других?

Кахабер Онашвили: Хочу внести небольшую поправку: наш хор не вырос из «Рустави», хотя я и мой отец пели в этом хоре. «Мдзлевари» — самостоятельный коллектив. Он включает в себя хор мальчиков, которые поют у нас с самого раннего возраста. Со временем пришла идея создать на основе выпускников хора мальчиков «второе отделение» «Мдзлевари», в котором поют уже взрослые — бывшие участники детского хора.

—В грузинских фильмах простые люди могут просто встать и запеть, и это звучит великолепно. В жизни так бывает?

Кахабер Онашвили: Конечно. Мы очень любим застолье, вино и пение, без которого невозможно представить себе жизнь человека. В Грузии поют все: взрослые, старики, дети. Такое пение не всегда звучит профессионально, но это и не имеет большого значения. Пение — это скорее стиль жизни. И в каждой области поют по-своему. Грузия — очень маленькая страна, но в ней много разных традиций.

—Вы готовы петь в любой ситуации?

Зураб Спарсиашвили: Любое важное событие в жизни человека сопровождаетсяпением: свадьба, рождение человека, похороны.

—Я слышала грузинские песни с криманчули (верхний голос многоголосных народных песен Западной Грузии, богатый мелодическими скачками и украшениями.— Прим. ред.), и эти песни очень напоминают австрийский йодль. Откуда такое сходство?

Кахабер Онашвили: Это очень необычно, но сходство действительно есть! Когда мы были на гастролях в Австрии, обратили внимание на то, между йодлями и гурийскими песнями (в которых используется прием криманчули) есть что-то общее.Хотя я не думаю, что здесь присутствуют какие-то исторические связи. Грузия и Австрия находятся слишком далеко друг от друга.

—Йодль возник из перекличек альпийских горных пастухов... Может акустика горных пространств влияет?

Кахабер Онашвили: Может и так... Криманчули — это искусство импровизации.Когда мы поем криманчули, то никогда не знаем заранее, что будет звучать, каждый раз это что-то новое. И, конечно, мы многому учимся у народных певцов. У нас есть практика фольклорных экспедиций, мы ездим по деревням и записываем песни, особенно песни стариков. Есть знаменитые народные певцы, которые не учились в консерватории, не имеют музыкального образования, но знают больше сотни песен и превосходно импровизируют.

—Почему в грузинских хорах не поют женщины? Наверное, они не меньше мужчин одарены музыкально...

Кахабер Онашвили: Женщины тоже поют. Но так сложилось, что у них немного другой репертуар. В основном это трудовые песни, которые пелись во время разного вида работ. У мужчин репертуар более разнообразный, много песен связано с военной тематикой. Грузия — небольшая страна, которая часто подвергалась нападениям. Мужчины шли воевать, и в военных походах складывались песни. Грузины пели всегда, когда воевали, трудились, радовались или горевали.

—Хор участвует в церковных службах?

Зураб Спарсиашвили: Да, в основном, в службах больших праздников: рождественской, пасхальной.

—Церковные и народные грузинские песни — это два разных стиля? Приходится ли вам перестраиваться?

Кахабер Онашвили: Нет, такой проблемы нет. Мы изучаем фольклор, церковную музыку, песни, произведения современных композиторов и поем больше в академической манере, не копируя полностью манеру народных певцов. Поэтому перестраиваться приходится только эмоционально, но не вокально.

—В русских церквях есть практика — во время пения «Верую» и «Отче наш» на амвон выходит диакон и дирижирует прихожанами, которые поют песнопения, а хор в это время замолкает... Есть ли в грузинских службах моменты, когда поют все прихожане?

Кахабер Онашвили: Думаю, каждый подпевает, когда ему хочется. «Верую» и «Отче наш» также поют все. Но что касается дирижирования, то у нас этого нет. Вообще-то и грузины, и русские — православные, традиции должны совпадать, но кое-чем они отличаются.

—Участники хора общаются между собой в свободное от концертов и репетиций время?

Зураб Спарсиашвили: Участники хора — это одна семья. Мы ведь репетируем по 2-3 раза в неделю в течение многих лет. Думаю, наши хористы видят друг друга даже чаще, чем родственников (смеется). Конечно, за это время все очень сдружились. Мы часто собираемся вместе, отдыхаем и поем для собственного удовольствия.

—Каковы Ваши впечатления от России?

Кахабер Онашвили: Россия — прекрасная страна. Приезжая, общаясь с людьми, мы видим, что Грузия, грузинская культура вызывает большой интерес. Нас всегда встречают очень тепло и провожают со слезами на глазах. Это никак не связано с политикой. Когда политики воюют, страдают простые люди. Но хорошо, что нам удается оставаться друзьями несмотря ни на что.

Беседовала Екатерина Юсупова

Вода Живая

02 мая 2011 г.

Разместить ссылку на материал

15 мая 2019 г.
Третья неделя по Пасхе: что православные отмечают в день жен-мироносиц
14 мая 2019 г.
Космическая скорость Московского Пасхального фестиваля
13 мая 2019 г.
В Пензе пройдет конференция о сохранении памяти новомучеников и жертв репрессий
03 мая 2019 г.
Декан исторического факультета ПСТГУ участвовал в комментировании прямой трансляции схождения Благодатного огня
02 мая 2019 г.
Институт сербского языка и коммуникаций (г. Белгород) и Клуб русско-сербской дружбы «ПСТГУ-Сербия» договорились о сотрудничестве
01 мая 2019 г.
Подведены итоги Всероссийской выставки научных, учебных и периодических богословских изданий духовных учебных заведений Русской Православной Церкви
24 апреля 2019 г.
При Свято-Никольском Черноостровском монастыре г. Малоярославца прошла просветительская программа для студентов ПСТГУ
24 апреля 2019 г.
Что такое «партнерский приход» в Русской Православной Церкви?
23 апреля 2019 г.
Страстная седмица: понедельник
22 апреля 2019 г.
Научно-практическая конференция по проблемам церковного искусства в ПСТГУ дала ответ на вызовы современности