на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Мониторинг СМИ

Протоиерей Симеон Сиранчук: Партизаны охраняли нас во время богослужений

В прошлом году заметным событием в культурной жизни России стал фильм Владимира Хотиненко «Поп», рассказывающий о жизни православного священника Псковской миссии во время Великой Отечественной войны. Однако мало кто знает, что в московском храме Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино есть священник, которому в этом году исполняется 90 лет и которому также довелось служить на оккупированной немцами территории, только на Украине. В канун Дня Победы корреспондент ЦВ попросил протоиерея Симеона Сиранчука рассказать об этом и некоторых других периодах своей жизни.

- Отец Симеон, где вас застала война?

- В это время я учился на первом курсе Педагогического института г. Луцка (Волынская область). Рано утром 22 июня началась страшная бомбежка, наш институт разбомбили (студенты жили в общежитии). Когда мы с приятелем прибежали, там никого уже не было. Страшный беспорядок, все разбросано - бери чего хочешь, какие хочешь дипломы! Нам стало страшно. Стоим и думаем, что делать? Куда бежать? Домой? А дома уже немцы, я звонил своим родным. Они ночью мою деревню заняли... И тогда мы решили идти в Почаевскую Лавру.

- Почему именно в Лавру? Вы хотели стать священником?

- Наверное, так подействовало на меня все, что я пережил в эти часы. Когда я поступал в институт, то и не думал быть священником. Хотя родился в семье верующих. До 1939 года Ровенская область и мое село Великомильча находились на польской территории и никаких гонений за веру у нас не было. До Почаевской Лавры было 40 километров, и мы за сутки прошли это расстояние. С немцами не встретились, хотя иногда до нас доносилась стрельба. В Лавре в это время открыли курсы по подготовке священников. Нас с другом сразу приняли на эти курсы, а в 1942 году меня рукоположили.

- Почему вы не эвакуировались вместе со всеми?

- Немцы мгновенно заняли всю приграничную область, от Луцка до границы было всего 20 километров. Никто ничего не успел сообразить и подготовить эвакуацию. В итоге Почаевская Лавра оказалась в глубоком немецком тылу.

- Настоятелем какого храма и куда вас назначили?

- После рукоположения я недолго послужил в г. Кременец в мужском монастыре. А потом меня перевели в село Берег Ровенской области, в храм Рождества Богородицы.

- Как вели себя немцы по отношению к Церкви?

- Сначала объявили: организуйте церковную жизнь, открывайте храмы. А когда их начали бить партизаны, их отношение к Церкви изменилось на прямо противоположное. Иногда они просто зверели, если не могли ничем ответить на успешные вылазки партизан, и мстили беззащитным людям. В пасхальную ночь 1943 года в селе Лишня (20 км от Почаевской Лавры) немцы заперли в храме всех молящихся и сожгли заживо вместе со священником. Храм был деревянный. В другой раз собрали с окрестных сел всех мужчин (нас сорок человек было), вывезли в поле, построили в ряд и расстреляли каждого десятого. Я помню, был ни жив ни мертв, молился, конечно, как и все, кто рядом был. Мы думали - они нас сейчас всех убьют. Им хотелось показать, кто тут хозяин. После этих случаев мы все, кто жил в селе, стали прятаться ночью от немцев в лесу. Потому что днем они не заходили к нам, партизан боялись, и в лес они по той же причине не совались...

Партизаны охраняли нас и во время церковных служб. И даже ночью во время пасхальной службы, после того случая в Лишне. И знаете, как бы плохо ни жилось нам, в любое время пасхальные переживания - это всегда только радость. Обо всех печалях забываешь.

- Как у вас складывались отношения с партизанами, они же коммунистами были?

- Партизаны были двух типов: советские партизаны и бандеровцы. Советские уже лояльно к священникам относились. А бандеровцы сначала с немцами сотрудничали, но потом стали против них. Между собой во время войны те и другие у нас не конфликтовали. Они все защищали и охраняли народ. Заодно и продукты у нас брали, хлеба хотели все. К слову, немцы разбили все жернова на наших мельницах, требовали, чтобы мы все зерно отдавали им и не мололи его в муку. Когда немцев наши войска прогнали, я думал - коммунисты вернулись, теперь опять храмы начнут закрывать. Но ко мне зашел командир отряда советских партизан и говорит: «Батя, иди в храм служить». - «Как так, коммунисты же против Бога!» - «Сталин разрешил, не бойся никого, иди и служи». - «Ну и хорошо». Он потом у меня дома целый месяц жил.

- Вы помните день Победы?

- Конечно! Я как раз в Москву приехал, поступать в Духовную семинарию. Народ ликовал, плясали на улицах и благодарили Бога. Встречали все поезда на Белорусском вокзале...

- А при Хрущеве испытали на себе гонения?

- Помню, Хрущев издал распоряжение, чтобы медработники приходили в храм и брали с Причастия пробу на инфекцию. Пришли и ко мне. Я им сразу сказал, что не допущу этого. Так и ушли ни с чем.

Власть запрещала в Пасху крестный ход. Однажды вызвали меня перед Пасхой в райисполком: «Крестного хода быть не должно, мы не разрешаем». - «Как это? На Пасху и без крестного хода?! Это же начало Пасхальной службы!» - «Ну, как знаешь». И что вы думаете, подослали хулиганов, которые во время крестного хода стали бросать в народ бутылки. Народ их сам и утихомирил!

В другой раз мне пришлось встретиться с самим Хрущевым. А дело было так. Я служил в храме Петра и Павла у Яузских ворот. Рядом там была шашлычная, где я обедал. Познакомился с каким-то военным, который приходил в шашлычную каждый раз, выпивал стакан водки и уходил. Однажды я его спросил: «Что ж ты пьешь и не закусываешь?» А он: «Я в Кремле служу в охране, в столовой покушаю, а водки там нет, пить нам нельзя, вот и хожу сюда». Прошло какое-то время, мы почти подружились, и он мне говорит однажды: «С вами хочет первый секретарь побеседовать». Хрущев ему поручил вызывать к себе священников и беседовать с ними, чтобы они храмы закрывали. Так я оказался в кабинете Хрущева. Он мне то же самое заявил: «Закрывайте храм, через месяц ни одного попа не будет». - «А куда же я пойду?» - «Мы вам найдем работу. Там, на Яузе есть институт». - «Я не понимаю, как это все возможно?» - «А как хочешь, так и понимай, но надо уходить». Через месяц его самого сняли.

- Вы как-то планировали свое будущее, если вдруг пришлось бы остаться без средств к существованию?

- Я и не думал об этом. Почему-то был уверен, что так быстро это у них не получится. Сначала же должны были хотя бы какой-то указ издать - дескать, закрываем все храмы. Но такого указа не было, поэтому я и не боялся. Думаю, ну если посадят в тюрьму, то посадят. С другой стороны, закрыть храм просто так, без существенного повода тоже было не просто. Ведь в Москве в каждом храме была «двадцатка» (приходской совет при храме), и, чтобы закрыть храм, надо было их всех вызывать, принуждать подписывать какие-то бумаги и прочее. Но если был повод, они не церемонились. Как взорвали, например, в 1964 году церковь Спаса Преображения (другое название - храм Петра и Павла) на Преображенской площади. В качестве предлога - якобы потребовалось именно под храмом сделать вестибюль метро. Говорили, что метро может повредить фундамент храма, он рухнет, народ погибнет и кто тогда будет отвечать? На самом деле, вестибюль сделали на 200 метров восточнее.

- Вы о чем-нибудь жалеете, оглядываясь на прожитую жизнь?

- Жалеть не о чем, были и радость, и горе в жизни. Но сейчас лучше - можно служить свободно. Это счастье и радость для меня, что Господь не отнял память, и я еще могу Ему послужить.

Протоиерей Симеон Сиранчук родился 22 июня 1921 года в селе Великомильча на территории Польши (Ровенская обл., в 1939 году вошла в состав СССР). Рукоположен в священники в 1942 году. В годы войны служил на занятой немцами территории (с. Берег Ровенской области, настоятель храма Рождества Богородицы). После окончания Московской духовной семинарии служил в московских храмах: Иоанна Воина, свт. Николая при Преображенском кладбище, Петра и Павла у Яузских ворот. В настоящее время почетный настоятель храма Рождества Пресвятой Богородицы во Владыкино (здесь отец Симеон служит более 30 лет).

Алексей Реутский

Церковный вестник

12 мая 2011 г.

Разместить ссылку на материал

15 мая 2019 г.
Третья неделя по Пасхе: что православные отмечают в день жен-мироносиц
14 мая 2019 г.
Космическая скорость Московского Пасхального фестиваля
13 мая 2019 г.
В Пензе пройдет конференция о сохранении памяти новомучеников и жертв репрессий
03 мая 2019 г.
Декан исторического факультета ПСТГУ участвовал в комментировании прямой трансляции схождения Благодатного огня
02 мая 2019 г.
Институт сербского языка и коммуникаций (г. Белгород) и Клуб русско-сербской дружбы «ПСТГУ-Сербия» договорились о сотрудничестве
01 мая 2019 г.
Подведены итоги Всероссийской выставки научных, учебных и периодических богословских изданий духовных учебных заведений Русской Православной Церкви
24 апреля 2019 г.
При Свято-Никольском Черноостровском монастыре г. Малоярославца прошла просветительская программа для студентов ПСТГУ
24 апреля 2019 г.
Что такое «партнерский приход» в Русской Православной Церкви?
23 апреля 2019 г.
Страстная седмица: понедельник
22 апреля 2019 г.
Научно-практическая конференция по проблемам церковного искусства в ПСТГУ дала ответ на вызовы современности