на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Мониторинг СМИ

Религия в школах Германии: без учебника и идеологии

Как построено религиозное образование в школах Германии, где и как готовят учителей и, главное, становится ли жизнь немецких школьников более христианской?
За информацией мы обратились к Варваре БАЗАНОВОЙ, преподавателю Православия в церковно-приходской школе им. А.С. Пушкина при кафедральном соборе святых новомученников и исповедников Российских в Мюнхене, и иерею Владимиру ЕГОРОВУ, клирику храма Пророка Ильи города Штутгарта Берлинской епархии (Московский Патриархат).


СПРАВКА:

Варвара БАЗАНОВА родилась в 1982 году в Мюнхене в семье священника РПЦЗ. В 2005 году окончила Сорбонну, Париж (бакалавриат по русистике), в 2008 году — Мюнхенский университет Людвига-Максимилиана (магистр; славистика с дополнительными предметами — межкультурная коммуникация, Православное богословие). В 2011 году прошла аттестацию баварского министерства просвещения для преподавания Православия в школах Баварии (на всех уровнях, от начальной школы до гимназии). Прихожанка кафедрального собора Святых Новомучеников и исповедников Российских в Мюнхене. Замужем.

Иерей Владимир ЕГОРОВ родился в 1966 году в Обнинске в семье физиков. Окончил Полтавскую семинарию, Московский институт национальных и региональных отношений (славяноведение); кандидат философских наук. Работал в России в системе РОНО, учителем истории, химии. Женат, две дочери.


В государственных школах Германии католицизм изучает 61% учащихся (общее число католиков в школах 62,9%), протестантизм — 23,6% (на 23,8% протестантов). Оставшаяся часть приходится на общины, признанные на государственном уровне как «корпорации общественного права», среди которых и Православие — 0,2% .

Самый древний предмет


Варвара Базанова: Преподавание религии в школах Германии — давняя традиция, которая никогда не прерывалась. Как и во многих христианских странах, здесь сначала изучали религию, а потом появились другие предметы. Первые школы возникали при монастырях, где учили Священное Писание, Священную историю. Конечно, светский дух коснулся и Германии. Во времена Веймарской республики (1919-1933) и после Первой мировой войны (1945) возникали дискуссии на тему: нужна ли религия в школе, можно ли создавать светские школы, где бы этот предмет не преподавался. Но в итоге на государственном уровне было принято решение религию в школе оставить. Сегодня изучение религии закреплено в Конституции, гарантирующей гражданам Германии «свободу совести и нерушимость религиозных прав» (ст. 4). Это штатный предмет (Religion), оценка за который идет в аттестат. Лишь в некоторых землях (округах) Германии (Berlin, Brandenburg, Hamburg, Mecklenburg-Vorpommern, Niedersachsen, Schleswig-Holstein) Religion преподают факультативно, но это исключение, а не правило. Все школьные каникулы в Германии (кроме летних) установлены в прямой зависимости от христианских праздников.

Для преподавания религии государство предоставляет школу и учителя (образование которого оно оплачивает на теологических факультетах университетов или в педагогических институтах, а в школе платит ему зарплату). За методику преподавания, содержание уроков, учебники отвечает Церковь.

Отношение к религии в Германии определено отношениями государства и Церкви, построенными на принципах конкордата: Церковь и государство рассматриваются в качестве самостоятельных, равноправных партнеров; они отделены друг от друга и имеют свои собственные задачи и зоны влияния, а также сферы взаимного сотрудничества.

Как преподают Religion?


Варвара Базанова: Religion преподается с первого класса начальной школы до старших классов гимназии (последней школьной ступени), то есть с 7 до 19 лет. Он представлен двумя обязательными модулями: это католицизм и протестантизм. В качестве альтернативы — курс светской этики. Решение о преподавании других конфессий или религий (Православие, Иудаизм) вправе принять сама школа на основе просьбы родителей учеников (если группа не менее пяти человек), и, как правило, оно положительное. В качестве эксперимента в некоторых школах Германии с 2009 года пробуют вводить уроки Ислама. Также экспериментальными являются совместные уроки религии и этики, где дети разных вероисповеданий ищут общие ценности, учатся терпимо относиться к взглядам друг друга.

Выбор — что именно будет изучать ребенок — делают родители. Лишь в последнем классе гимназии (в 18 лет) он может изменить это решение (изучать религию другой конфессии, или другую религию, или светскую этику). Если родители ребенка неверующие или по каким-то причинам не выбирают Religion, они обязаны выбрать светскую этику.

На Religion отведено два учебных часа в неделю. Чаще всего класс делится на католическую и протестантскую группы, остальные идут на светскую этику. Если в группе количество учеников меньше пяти, школы договариваются между собой и объединяют учеников в одну группу.

Есть и альтернатива: когда конфессия берет на себя религиозное образование, и предмет изучается в христианских общинах. Но аттестацию по нему школьник должен все равно получить в школе.

Кто преподает?


Варвара Базанова: Преподавателем Religion могут быть как священники, так и светские лица. Главное требование — обязательное высшее богословское образование, полученное либо в конфессиональном учебном заведении (семинарии), либо на теологическом факультете университета или в педагогических институтах по специальности «преподаватель религии». По определению и априори учитель религии в школе должен быть верующим. Ведь у нас религию изучают не культурологически, а как Закон Божий, здесь нет дистанции, взгляда «извне».

К преподавателям других конфессий или религий, например иудаизма, ислама, требования те же: высшее богословское образование плюс хороший немецкий, а также опыт преподавания.

Иерей Владимир Егоров: На теологическом факультете будущий преподаватель религии в школе изучает древнееврейский, древнегреческий, латынь — чтобы свободно работать с древними текстами, читать и переводить Священное Писание, Платона, Аристотеля, Гомера и проч. Изучают основное богословие, всю мировую религиозную философию, Новый Завет, историю Церкви — это только общие предметы, потом начинается специализация.

Что преподают


Иерей Владимир Егоров: Уроки религии, конечно, дают информационный багаж по христианскому вероучению, Священной истории, Священному Писанию, жизни и правилах Церкви. Но не только. Важная цель — интеграция веры в жизнь. В младших классах проходят основы веры, в более старших изучают то, как эти основы прилагаются к жизни, во взаимоотношениях между людьми, между народами, в семье, в отношениях к ближнему, слабому, сильному и т. д. Разбираются с христианской точки зрения конфликтные ситуации, рассматривается весь спектр жизненных ситуаций.

Варвара Базанова: Все эти задачи актуализируются в разных классах по-разному, в зависимости от запросов, психологии ребенка: например, когда у подростка появляется множество вопросов к себе и ближним, применяется «биографический» подход — им предлагают помощь в понимании своего «я», в ответах на вопросы «откуда я?», «зачем я пришел?», в правильном выстраивании отношений с другими, с миром, в вырабатывании своей позиции в этических вопросах.

Примерно к восьмому классу у школьников возникает критическое отношение к Священному Писанию — как к «бабушкиным сказкам». И здесь важно предложить иное, духовное измерение, которое материалистическому анализу не поддается. То есть на Religion учат в том числе и аргументированному контркритическому мышлению по отношению к чистому материализму.

Иерей Владимир Егоров: Решается это с помощью принципа межпредметных связей: например, если по биологии проходят зарождение жизни, на Religion обсуждаются различные теории эволюции в христианском дискурсе, те же вопросы, в своем аспекте, обсуждаются на физике и химии. Так у ученика возникает знакомство с теориями из разных областей знаний и умение с ними работать.

Варвара Базанова: Уроки католиков и протестантов также проходят в согласовке: например, в пятом классе все конфессии проходят устройство храма, церковные праздники, в шестом — также все конфессии знакомятся с Евангелием, в седьмом — с другими вероисповеданиями и т. д.

Иерей Владимир Егоров: В двух последних классах школы (это уже гимназический курс) подготовка по религии очень серьезная. Могут даже учить древнегреческий, латынь. В сравнении с нашей образовательной системой два класса гимназии в Германии по религии — это два первых курса семинарии или богословского института. И если школьник подходил к учебе ответственно, то с ним после окончания гимназии можно говорить очень серьезно о началах богословия.

Религия без учебника


Варвара Базанова: С учебниками по религии в Германии совершенно особая ситуация. Рекомендованных для общего пользования учебников попросту нет. Есть учебники (католические и протестантские), которые учитель может рассматривать как некий ориентир. Причем ни один из них не имеет одного автора, это всегда авторский коллектив, состоящий из специалиста-теолога, методиста и педагога.

Есть единый учебный план, где выложены темы, необходимые для изучения. Но как будет раскрыта тема, например, Заповеди блаженств — дело учителя. Есть множество методических разработок, составленных нередко совместно министерством просвещения Германии и разными конфессиями, во всяком случае скоординированных. Но их статус также необязательный, ориентирующий. Более того, такую методичку может написать любой дипломированный учитель, допущенный министерством просвещения к преподаванию религии, и, если она одобрена Церковью, вести по ней свой урок. Творческий подход, поиск новых форм и идей только приветствуются. А при приеме учителя на работу у него обязательно спросят: какова ваша методика преподавания?

Не менее широкие творческие возможности есть и у учителя светской этики. Здесь также нет единого учебника, лишь разные пособия, и от учителя требуются свои идеи и программы, способность организовывать и вести дискуссии, проявлять адекватную толерантность или, наоборот, принципиальность.

Религия без идеологии


Иерей Владимир Егоров: Немецкий школьник изучает просто религию, а не религию в государственно-идеологическом контексте. В государственных школах связь религии и идеологии исключена: во времена нацизма в Церкви были общины, лояльные к нацистскому режиму, были и те, кто открыто выступал против и кого уничтожали за антифашистские взгляды. Поэтому после Второй мировой войны к любой идеологии немцы относятся с огромной осторожностью. Этим они отличаются, например, от России. У нас сегодня разговор о Православии в школах нередко строится по принципу: «Сергий Радонежский основал свой монастырь, чтобы заложить основы культуры и величия русского народа». Еще не всем понятно, что преподобный Сергий основ культуры не закладывал — это духовная культура русского народа сложилась под влиянием того, что сделал он и его ученики-последователи. К сожалению, есть опасение, что христианские ценности в школьном курсе ОПК могут отрабатываться в контексте государственно-церковной идеологии: «Москва — третий Рим». Такая идеология по вкусу даже атеистам: когда я защищал диссертацию по философии (специальность — «философия политики и права») уже будучи священником, профессора в совете говорили мне: «Батюшка, ты нас извини, мы в Бога не верим, но мы все православные». Большинство из них воспринимают Православие не как мировоззренческую, а как общественно-политическую систему, в которой Христу порой не оставляют места.

Урок Православия


Варвара Базанова: Право на преподавание Православия в школах Германии было получено в 1956 году. С тех пор католики по закону не могут преподавать православным Православие, если они не получили разрешение от епархии РПЦЗ или РПЦ. Правда, это право нарушается, но лишь потому, что православных учеников гораздо меньше, чем католиков и протестантов, и для них просто может не найтись учителя. Тогда Православная Церковь разрешает детям посещать уроки католицизма или протестантизма, оговаривая, чтобы им не предлагали участвовать в таинствах Западной Церкви.

Согласовывать свою программу преподавания учитель Православия должен с министерством просвещения той земли Германии, на которой она расположена. Контроль министерства выражается в том, что к нам могут прийти на урок.
В государственных школах преподавание Закона Божия ведется на немецком, но, поскольку на такие уроки ходят русские, мы стараемся объяснять в министерстве просвещения, как важен нам и русский, и церковнославянский язык, на котором ведется наше богослужение, и в министерстве на такую замену языка смотрят с пониманием. Лишь в двух последних классах гимназии мы ведем преподавание по-немецки, но это делается уже в интересах самих детей, которые обязаны сдать экзамен по Православию на немецком языке.

«Главных» учебников у нас также нет. За ориентир мы берем старый и прекрасный учебник отца Серафима Слободского, а в остальном каждый преподаватель ищет свой материал и методику.

Светская этика на христианских началах


Варвара Базанова: Светскую этику в Германии выбирают в основном некрещеные дети неверующих родителей. Но есть и верующие, которые не крестят своих детей в детстве, считая, что они должны свободно выбрать себе веру. Такие родители нередко посылают ребенка изучать «не свою» религию, например, католики записывают ребенка в протестантский класс, и наоборот. Или на курс светской этики. Но для этого нужно специальное разрешение: если верующая семья, соотносящая себя с какой-либо религией (эти данные указываются в анкете, потому что немцы платят налог на Церковь), принимает решение о том, чтобы ребенок ходил не «на свою» религию или курс светской этики, им нужно сделать мотивированный запрос в свою епархию и получить разрешение.

Иерей Владимир Егоров: На светской этике проходят практически то же самое, что и в этике религиозной, только там не дается религиозного обоснования каких-то максим поведения, нет корня этики. Можно сказать, что светская этика в Германии, и не только, это христианство без Христа.

«Вера — от слышания»


Варвара Базанова: По статистике, почти 80 процентов школьников Германии ходят на уроки религии. Конечно, не все они — практикующие христиане. Но когда я вспоминаю детей, которые, придя к нам на урок, о Церкви и понятия не имели, а потом, не сразу, стали появляться на службах, приступать к таинствам, я перестаю мыслить статистически, в процентах. Помню некрещеную девочку, которой в порядке исключения разрешили ходить на наш урок (ради русского языка, как хотела ее мама). У меня в классе она была активнее и живее всех и скоро изъявила желание креститься. Мама была не против, но вела себя пассивно. Девочка же добилась, чтобы мама договорилась с батюшкой, и очень осознанно приняла крещение. В храме ее, правда, видно нечасто, ведь трудно десятилетнему ребенку из нецерковной семьи заставить родителей регулярно участвовать в богослужениях. Но на занятия она ходит всегда.

Я заметила, что, поскольку на уроках религии детей учат слышать друг друга, уважать чужие взгляды, дети становятся более внимательными к другим, добрее.

Иерей Владимир Егоров: В государственных школах Германии не занимаются воспитанием в том смысле, как это понимают у нас. Предмет «религия» дает набор знаний и навыки к их применению, чтобы человек пришел в свою религиозную общину уже подготовленным (я не говорю об уроках Православия). Эти знания могут быть востребованы, а могут — нет. А глубокое религиозное воспитание дети получают в основном в рамках своих религиозных общин и семей.

Однако любая информация влияет на наше сознание. Если эта информация осмыслена, правильно подана, исключает идеологическую корысть, она самим своим содержанием будет влиять на нравственность. Ведь сказал же апостол Павел: «…вера от слышания, а слышание — от слова Божия» (Рим. 10: 17). Ну а дальше остается та свобода, которую дал Христос: принять Его или отвергнуть. Но предмет «религия» позволяет этот выбор сделать ответственно — с полным пониманием того, что человек выбирает или что отвергает, без мифов, иллюзий, безграмотности «ой, а я и не знал».

Нескучный сад
04 сентября 2012 г.

Разместить ссылку на материал

15 мая 2019 г.
Третья неделя по Пасхе: что православные отмечают в день жен-мироносиц
14 мая 2019 г.
Космическая скорость Московского Пасхального фестиваля
13 мая 2019 г.
В Пензе пройдет конференция о сохранении памяти новомучеников и жертв репрессий
03 мая 2019 г.
Декан исторического факультета ПСТГУ участвовал в комментировании прямой трансляции схождения Благодатного огня
02 мая 2019 г.
Институт сербского языка и коммуникаций (г. Белгород) и Клуб русско-сербской дружбы «ПСТГУ-Сербия» договорились о сотрудничестве
01 мая 2019 г.
Подведены итоги Всероссийской выставки научных, учебных и периодических богословских изданий духовных учебных заведений Русской Православной Церкви
24 апреля 2019 г.
При Свято-Никольском Черноостровском монастыре г. Малоярославца прошла просветительская программа для студентов ПСТГУ
24 апреля 2019 г.
Что такое «партнерский приход» в Русской Православной Церкви?
23 апреля 2019 г.
Страстная седмица: понедельник
22 апреля 2019 г.
Научно-практическая конференция по проблемам церковного искусства в ПСТГУ дала ответ на вызовы современности