на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Мониторинг СМИ

Как провожали пароходы

Почему объявление о высылке из Советской России ряда деятелей науки и культуры появилось в период НЭПа?

Первые пять послереволюционных лет были достаточно пестрыми в творческом отношении и довольно продуктивными. Люди, лишившись устойчивого положения и материального достатка, стали относительно свободными в творческой самореализации. Вспомним «Вольную академию духовной культуры» Николая Бердяева, созданную в Москве именно в эти годы, Дом ученых в Петрограде, где читал лекции Лев Карсавин. Как грибы после дождя возникали книгоиздательства и журналы. Бердяев, не имевший законченного высшего образования, получил возможность стать профессором Московского университета.

То, что произошло в 1922 году, было связано с несколькими факторами: с одной стороны, новой власти было необходимо укрепляться, сталинская национальная политика постепенно стала замещать ленинскую, право наций на определение сменялось центростремительными тенденциями, что завершилось созданием новой империи — СССР. Постепенная смена курса подразумевала и смену дискурса — идеи мировой революции Льва Троцкого уходили в архив, а потому появилась необходимость в установлении единой государственной идеологии — опять-таки в приспособленном для нужд революции марксизме. И первым символическим актом установления этой идеологии стала высылка нескольких десятков ученых и писателей, которые опасности для советской власти не представляли.

А на чем основывался выбор имен? Ведь высланы были далеко не все мыслители Серебряного века.

Во-первых, за чертой этого списка оказались молодые философы — такие как Алексей Лосев и Василий Зубов. Во-вторых, не были высланы мыслители, которые в той или иной степени пошли на сотрудничество с советской властью, или в которых власть была заинтересована. К таковым можно отнести, например, Густава Шпета и священника Павла Флоренского. Последний начал реализовывать себя как ученый-физик и электротехник, и его фундаментальный труд «Диэлектрики и их техническое применение» вышел в Москве в 1924 году.

Конечно же, при составлении списка высылаемых учитывалась их позиция, хотя явным противником большевиков среди них был только Иван Ильин. Значительная же часть высланных — и Бердяев, и Семен Франк, и высланный следом из Крыма священник Сергий Булгаков — в молодости были убежденными марксистами, а некоторые из них — идейными творцами революции 1905 года, инициаторами создания кадетской партии.

То есть, получается, значительная часть высланных сами заложили ту мину, на которую в итоге наступили?

Это неизбежный закон любой революции. Она всегда бумерангом возвращается к тем, кто ее породил. И культуртрегеры Серебряного века были ее отцами. Речь, конечно же, идет не об Октябрьской революции, а о Феврале 1917 года. Остракизм, высылка из страны были далеко не худшим исходом. Большинство оказавшихся в эмиграции смогли найти возможности к существованию и даже продолжили преподавать, творить и публиковаться. Участь многих оставшихся в Советской России была куда трагичнее: Шпет и Флоренский были расстреляны в конце 1937 года.

Но осознали ли мыслители-эмигранты свою ошибку? Было ли с их стороны некое покаяние?

В эмиграции произошло воцерковление русской философии: оказавшись на чужбине, практически все мыслители обратились к христианскому миросозерцанию. Более того, если тот же Бердяев в 1905 году утверждал, что самый яркий мыслитель-консерватор XIX века Константин Леонтьев «сатанизировал христианство», то в 1926 году в Берлине вышла бердяевская книга «Константин Леонтьев. Очерк из истории русской религиозной мысли», полностью комплиментарная к леонтьевским консервативным идеям. Или Петр Струве, который в 1898 году написал Манифест РСДРП, затем стал одним из кадетских лидеров, а в эмиграции превратился в убежденного православного монархиста. То есть вполне правомерно говорить о религиозно-консервативном повороте русской мысли.

Можно ли воспринять события 90-летней давности как некое предупреждение сегодняшней либеральной интеллигенции, которая так любит заигрывать с революцией?

Я бы все-таки развел понятия «революция» и «либерализм». При определенных условиях право на революцию у народа может возникнуть, и, кстати, эта революция вполне может быть и консервативной. Но каждый интеллигент должен осознавать свою ответственность за последствия того пожара, который он разжигает. И особенность первой волны русской эмиграции была именно в том, что эти люди обладали очень высоким уровнем философской честности и были готовы нести крест последствий революции. Сегодняшняя общественная элита реализует себя в реалиях постмодерна, непрекращающегося карнавала, а потому у нее мало серьезного: ни сложившихся убеждений, ни уж тем более той меры ответственности, которая была у людей, отправленных на чужбину на философских пароходах.

Михаил Тюренков

Татьянин День

08 октября 2012 г.

Разместить ссылку на материал

15 мая 2019 г.
Третья неделя по Пасхе: что православные отмечают в день жен-мироносиц
14 мая 2019 г.
Космическая скорость Московского Пасхального фестиваля
13 мая 2019 г.
В Пензе пройдет конференция о сохранении памяти новомучеников и жертв репрессий
03 мая 2019 г.
Декан исторического факультета ПСТГУ участвовал в комментировании прямой трансляции схождения Благодатного огня
02 мая 2019 г.
Институт сербского языка и коммуникаций (г. Белгород) и Клуб русско-сербской дружбы «ПСТГУ-Сербия» договорились о сотрудничестве
01 мая 2019 г.
Подведены итоги Всероссийской выставки научных, учебных и периодических богословских изданий духовных учебных заведений Русской Православной Церкви
24 апреля 2019 г.
При Свято-Никольском Черноостровском монастыре г. Малоярославца прошла просветительская программа для студентов ПСТГУ
24 апреля 2019 г.
Что такое «партнерский приход» в Русской Православной Церкви?
23 апреля 2019 г.
Страстная седмица: понедельник
22 апреля 2019 г.
Научно-практическая конференция по проблемам церковного искусства в ПСТГУ дала ответ на вызовы современности