на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Мониторинг СМИ

«Я забываю, что существую…»

По-настоящему интересные воспоминания – редкость. Тем ценнее встреча с книгой монахини Амвросии (Оберучевой) «История одной старушки». Поразительная цельность, верность себе, удивительное для женщины бесстрашие – отличительные черты главной героини. 1905 год, Первая мировая война, 1917 год, коллективизация, аресты духовенства и монашествующих, Великая Отечественная война… Все эти трагические, кровавые для России годы Александра Дмитриевна Оберучева (1870–1944) – студентка, затем врач, а после пострига монахиня Амвросия, переживает одинаково – служит людям. И читая эту книгу из сегодняшнего дня, когда так много людей, озлобленных на Церковь, снова и снова задаешься вопросом: «За что же можно Церковь так ненавидеть?». Ведь люди, отдающие другим без остатка всю свою жизнь, и даже больше того, всегда были и остаются ее «солью».

Книга о сокровенном

Читается «История» очень легко, это как раз тот случай, когда говорят: на одном дыхании. Язык книги прост, и это ее явное достоинство, она не перенасыщена церковной терминологией, в ней нет ни сентиментальности, ни лишних оценок событий. Автор книги лишь фиксирует все происходящее – рассказывает о событиях, людях, об их отношениях. Но происходящего так много, что вполне хватило бы на какой-нибудь многотомный роман. Да и события развиваются с динамизмом, не характерным для воспоминаний.

Неравнодушный читатель почерпнет из книги немало довольно уникальной по сути информации. По ней можно узнать жизнь наших соотечественников в конце девятнадцатого – первой половине двадцатого веков, увидеть, как перевернувшие историю России события отражались на жизни Церкви, духовенства, монашествующих.

Еще одно достоинство книги – она правдива, монахиня Амвросия описывает все, что видит и с чем она соприкасается. Иногда эта правда даже шокирует (как минимум удивление вызывают склоки между монахинями в монастыре), но в итоге испытываешь за эту правду чувство благодарности автору.

Но самое главное – читая ее, можно почувствовать и понять, в чем суть сокровенной жизни христианина. Так, во второй половине книги перед нами два известнейших российских монастыря – Оптина пустынь и Шамординская обитель, здесь же наставления последнего оптинского старца Никона, который уже после закрытия обителей становится духовником монахини Амвросии.

Большинство книг из ассортимента книжных церковных магазинов и лавок все же интересны в первую очередь людям Церкви. Воспоминания монахини Амвросии – совсем не тот случай. Осмелюсь предположить, что большинство читателей, каковы бы ни были их книжные вкусовые предпочтения, начав читать «Историю одной старушки», вряд ли остановятся на половине пути, и книга того стоит. За последние годы она издавалась не один раз, поэтому при желании ее вполне можно найти, чтобы прочесть. И кто-то наверняка, благодаря воспоминаниям, открыл или еще откроет для себя Церковь с новой стороны, для кого-то эта книга и вовсе станет откровением.

Вера как часть жизни

С самого начала знакомства с жизнью главной героини современному читателю есть чему удивляться: между устремлениями и менталитетом современного человека и нашего соотечественника, жившего сто или сто пятьдесят лет назад, огромная разница. Так, определяя свой жизненный путь, Александра Оберучева решает стать врачом и вместе с этим не выходить замуж, потому что уверена: ей как врачу семья будет мешать помогать людям, она не сможет в полной мере отдаваться своему делу. И действительно, в начале прошлого века хороший врач был большой и редкостью, и ценностью – работать ему приходилось буквально не покладая рук. Удивительно отношение мамы к такому решению дочери. Спустя годы, уже после многолетней работы Александры Дмитриевны врачом она скажет, что очень рада, что ее дочь живет благочестивой девицей. А ведь это обычная, внешне ничем не замечательная семья. Отец военный, мама, как было принято в те годы, посвятила себя семье, воспитанию детей. Но вера была глубинной потребностью для этих людей, самой важной составляющей жизни их сердца, отсюда чистота их помыслов и устремлений.

Во время учебы в Петербургском медицинском институте Александра, казалось бы, встает перед выбором – присоединиться к числу образованной, как сегодня сказали бы, продвинутой молодежи, которая увлечена революционными идеями, или остаться в одиночестве, но со своими убеждениями. Читательское внимание предвкушает некую внутреннюю драму, которая должна быть в душе героини. Но ничего подобного нет на протяжении всех воспоминаний. Там, где другой человек пошатнулся бы, засомневался, Александра Дмитриевна продолжает идти своим путем. Ни на секунду она не изменяет своему призванию и Богу – ни в институте, ни в момент образования в обители совхоза, ни в тяжелейших условиях лагерей.

Профессия врача с присущим профессии трезвым взглядом на мир не мешает автору воспоминаний верить. Напротив, вот что она пишет: «Существует мнение, что естественники – материалисты. Но из того, что я видела и сама пережила, могу утверждать обратное. Помню чувства, которые я испытывала, когда мы рассматривали под микроскопом строение живой клетки и тканей организма. Передо мной открывался особый мир, я удивлялась этому чудному строению и невольно благоговела перед Создателем всего этого. А какая мудрость в законах механики, по которым построено наше тело! Разве самый великий зодчий между людьми не должен брать здесь для себя уроки? Разве может он гордиться своим личным изобретением, когда все это уже предусмотрено Творцом?»

Испытания

А вот первые трудности взрослой жизни – Александра Дмитриевна идет служить простым земским врачом: хотя у нее есть возможность работать в городе, но для нее так важно помогать там, где это особенно нужно, где кроме нее оказать помощь некому. Десятки, сотни больных ежедневно, самые разные диагнозы, она помогает всем, работает почти без отдыха. Известие о новом враче разносится быстро, и люди едут со всей округи. Поразительно, как она, совсем молодой врач, одна, практически без всякой помощи, порой без возможности совета, справляется со своими обязанностями.

Вот лишь один случай из ее практики, который она описывает. Привезли больного с вывихом бедра, чего она очень боялась, потому что видела, какого труда стоит вправить такой вывих: «Назначила, какому фельдшеру хлороформировать. Ожидаю, пока больной заснет, все стали вокруг. Вижу: молодой врач с горделивой улыбкой стоит напротив в ожидании моего посрамления. Я перечисляю в уме все, что надо делать. Больной заснул. Я взяла его ногу, вытянула и сделала поворот, как сказано в учебнике. И что же? Послышался хруст, сустав стал на свое место, кто-то из фельдшеров даже произнес: «Вот так!». Это было для меня великое благодеяние Божие». Удивительное свойство по-настоящему верующей души – ничего, никаких своих достижений не приписывать себе, своим способностям, а за все только благодарить Бога. Такой вот маленький урок смирения и доверия своему Творцу.

Узнав о начале Первой мировой войны, Александра Оберучева сразу же отправляется в одиночку на фронт. По дороге она видит, как люди бегут ей навстречу, подальше от тех мест, где идут бои. Но сил и решимости прибавляет мысль, что где-то уже готовится к своему первому бою ее брат. Она идет туда, где стреляют, где рвутся снаряды, чтобы помогать раненым. После первого боя их очень много – она перевязывает, приносит воду, помогает священнику причащать умирающих. Вся ее одежда была буквально пропитана кровью бойцов. Позже она напишет, что считала эту кровь святой. Спит очень мало, но засыпает с трудом, не дает покоя мысль, что где-то есть еще раненые, которым она могла бы помочь. «Я сама забываю, что существую», – эти слова обо всей ее жизни.

Накануне революции 1917 года Александра Дмитриевна принимает монашеский постриг, понятно, что дальше ее ждут только испытания. Пересказывать все перипетии уникальной судьбы монахини Амвросии вряд ли нужно, но ее мемуары – как свежий ветерок в нашем душном мире, где каждый за себя, где радость, полноценность жизни ассоциируется с качеством и объемом потребляемого. А эта книга совсем о другом. Её полное название «Очерки из многолетней жизни одной старушки, которую не по заслугам Господь не оставлял Своею милостью и которая считала себя счастливой всегда, даже среди самых тяжелых страданий». Книга действительно о счастье отдавать и жить с Богом. Ведь самое большее, что может сделать человек в этом мире – отдать. Вряд ли есть более важные цели и смыслы. И ради встречи с неким совершенно иным, отличным от нашего, образом жизни и мыслей, книгу воспоминаний монахини Амвросии (Оберучевой) и стоит прочитать.

Юлия Семенова

Фото автора

Газета "Саратовский взгляд"

Православие и современность

30 октября 2012 г.

Разместить ссылку на материал

15 мая 2019 г.
Третья неделя по Пасхе: что православные отмечают в день жен-мироносиц
14 мая 2019 г.
Космическая скорость Московского Пасхального фестиваля
13 мая 2019 г.
В Пензе пройдет конференция о сохранении памяти новомучеников и жертв репрессий
03 мая 2019 г.
Декан исторического факультета ПСТГУ участвовал в комментировании прямой трансляции схождения Благодатного огня
02 мая 2019 г.
Институт сербского языка и коммуникаций (г. Белгород) и Клуб русско-сербской дружбы «ПСТГУ-Сербия» договорились о сотрудничестве
01 мая 2019 г.
Подведены итоги Всероссийской выставки научных, учебных и периодических богословских изданий духовных учебных заведений Русской Православной Церкви
24 апреля 2019 г.
При Свято-Никольском Черноостровском монастыре г. Малоярославца прошла просветительская программа для студентов ПСТГУ
24 апреля 2019 г.
Что такое «партнерский приход» в Русской Православной Церкви?
23 апреля 2019 г.
Страстная седмица: понедельник
22 апреля 2019 г.
Научно-практическая конференция по проблемам церковного искусства в ПСТГУ дала ответ на вызовы современности