на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Мониторинг СМИ

Рассечь границы времени

Парижский художник и публицист Ксения Игоревна Кривошеина принимает самое активное участие в подготовке к печати духовного наследия архиепископа Василия (Кривошеина), много публикуется во французских и российских СМИ. Недавно в Санкт-Петербурге – родном городе Ксении, в издательстве «Сатис» была издана книга её воспоминаний «Пути Господни». О самой книге и о том, что побудило её взяться за перо, Ксения Игоревна поведала читателям портала Православие.Ru.

Ксения Игоревна Кривошеина
Ксения Игоревна Кривошеина
Полжизни мне довелось прожить в России и полжизни – во Франции, и вот, как говорил святитель Иоанн Златоуст, «пришла пора сокрушиться своим сердцем, исчислить время твоей жизни, и сказать самому себе: дни бегут и проходят; годы оканчиваются; много пути нашего мы уже совершили; а что мы сделали доброго?»

Поэтому и я решилась поделиться своими наблюдениями, вспомнить кое-что из детства, рассказать о том, как жили наши родители, что им удалось сберечь вопреки всему и передать уже в эмиграции детям и внукам... Кто были эти люди? И почему они всю жизнь, несмотря ни на что верили в возвращение на родину и в будущее России?

Мне хотелось, преодолевая время, пересечь реальные и виртуальные границы прошлого, настоящего и заглянуть в будущее.

После пережитой клинической смерти у меня появилось как бы еще одно подтверждение, что помимо нашей физической оболочки есть и бестелесная душа. Я поняла, что человеку необходимо совершенствовать свою душу и ухаживать за ней как за садом. Какими прекрасными цветами и деревьями мы засадим свою душу сад, так и будем жить, только от нас зависит, станет ли он Раем или адом.

Причины, следствия и последствия нашей жизни нам не всегда понятны. Считается, что мы формируемся рано, а в первые годы жизни фундаментальную роль в нашем самосознании играют родители. Можно ли обрести полноту личности посредством обрубания семейных корней, традиций или забытья? Что может наполнить нашу душу и сердце? Как сохранить добро и тепло? Что есть вера в Бога и как пронести её через все искушения и не потерять? Советы давать легко, но каждый находит для себя свой путь....

Известно, что путешествия хороший рецепт борьбы с одиночеством, подпитка души, общение с миром и взросление; есть в передвижении умиротворение, а любопытство служит надежным мотором для молодости и свойственной ей жажде познания. Наши предки отправлялись в кругосветные путешествия на несколько лет, тогда не было самолётов, и знакомство с миром затягивалось. И, наверное, эта неспешность имела смысл, – молодой человек возвращался домой возмужавшим. Сегодня мы совершаем как бы набеги на памятники, не всегда можем замедлить свой шаг, вникнуть, дослушать и досмотреть до конца... так же, как не хотим вглядеться в прошлое, обращение к которому   тоже может быть очень увлекательным путешествием и познанием времён.

У святителя Августина есть прекрасное объяснение времени. Время, говорит он, лишь длительность, у которой есть прошлое, настоящее и будущее. Прошлое уже было – его нет; будущее будет, и его нет, а что же есть? Есть настоящее, но и его почти нет, оно – точка соприкосновения между прошлым и будущим, в которой будущее постоянно переходит в прошлое. Святого Августина называют первооткрывателем времени. С невероятной глубиной вглядывается Отец Церкви в тайну того, что уже было, чего еще нет, и что в настоящем своем неуловимо. Человек неразрывно связан со временем, живет во времени, во времени раскрывается его историчность, а в историчности – богообразность в своей неповторимости.

* * *

Дед, К.И. Кривошеиной , Рисунок Ивана Ершова, художник Борис Кустодиев, Русский музей, СПБ
Дед, К.И. Кривошеиной , Рисунок Ивана Ершова, художник Борис Кустодиев, Русский музей, СПБ
Я родилась в известной актёрской семье, – мой дед знаменитый оперный певец Иван Ершов, был самородок, выходец из бедной казачьей семьи, и в его душе навсегда, несмотря на театральную карьеру, сохранилась вера в Бога. Я говорю об этом так, потому что, профессия актёра-лицедея чаще всего вытесняет из души трепет и восторг перед Храмом Божиим. Актёру (но думаю, что не художнику и поэту) очень трудно оставаться самим собой, сохранить интимность своего «Я» и познание себя в нетронутом виде.

У каждого из нас свой путь к вере. Много примеров того, как человек, «случайно» зайдя в храм, вдруг осеняется прозрением и постигает все враз. Конечно, самое прекрасное, когда ты получаешь церковь и молитву с самого крещения, с молоком матери, но этого счастья были лишены миллионы советских людей, и только сейчас русский человек начинает возвращаться к Богу и в храм. Ярче и глубже всего вера проявляется во время катаклизмов и войн. И конечно, за утешением в церковь приходят люди, помеченные болезнями и несчастьями. Другое дело, когда они получают «вымоленное» – остаются ли они в Церкви, благодарят ли Бога?

Вот уже более тридцати лет, как я живу в Париже и приезжаю в свой любимый Питер все реже, – семья и работа связывают нас и диктуют свои законы и правила, – но каждый раз, когда я бываю в городе своего детства и юности, я прихожу к гранитному дому номер 4 на Гороховой улице. На его сером фасаде висит большая мемориальная доска, на которой золотом выписано: здесь «...жил знаменитый оперный певец Иван Васильевич Ершов». Рядом – другие мемориальные доски, громкие имена, прославленные люди, – в разное время все они проживали в этом доме.

Юная Ксения с бабушкой
Юная Ксения с бабушкой
Я родилась в квартире, расположенной на предпоследнем, пятом, этаже. Она занимала пространство всего периметра дома. Вся анфилада комнат соединялась огромным коридором, по которому я совершила первые шаги, а чуть позже каталась на деревянном желтом велосипеде, пряталась в шкафы и чуланчики. У меня с детства сохранилось ощущение таинственности нашей огромной и во многом «сказочной» квартиры. Все комнаты и коридор были увешаны сценическими фотографиями деда и бабушки, полотнами самого деда, рисунками и картинами Кустодиева и Репина, с дарственными надписями, эскизами костюмов Бенуа к вагнеровским циклам. В нашей квартире было два рояля и с детства завораживавший меня инструмент фисгармония, нотные шкафы до потолка, книжные полки, – и всегда много, много живых цветов. Это букеты от поклонников. Здесь же, на кушетках и креслах валялись шкуры, мечи и щиты Зигфрида, гусли Садко, многочисленные гримерные ящики и масса зеркал самых разных форм и размеров. Атмосфера была пропитана творческими деяниями деда и бабушки, воздух вдохновения десятилетиями питал не только меня и моих родителей, но и многих друзей, соратников и учеников.

Известно, что актёрство разрушает личность, а «многоликий Янус» превращает человека в «вечного лицедея». Чаще всего Театр вытесняет из души трепет и восторг перед Храмом Божиим. Актёру очень трудно оставаться самим собой, ему не хватает зрителей и вечного любования. Всё это, – скорее всего гордыня и никакого отношения к Церкви не имеет. Недаром в Средние века актёров хоронили за кладбищенской оградой. В силу того, что я сама родилась в актёрско-художественной семье, так строго судить не могу. Могу лишь свидетельствовать, что страх Божий и склонность к самопознанию оставались у моего деда всю жизнь. Он был самым знаменитым исполнителем партии Гришки Кутерьмы, в опере Римского-Корсакова «Град Китеж». Его образ Гришки, разбойника, вероотступника и предателя, был сыгран так, как мог бы сыграть только глубоко верующий человек.

А ещё у меня была нянюшка. Она досталась мне «по наследству» от папы, которого она вынянчила. Сейчас уже таких нянь нет, этот «класс» вымер, а были они особыми женщинами. Ее звали Елена Михайловна Субботина, ее родная сестра Дуня (которую все звали Дуду) одевала мою бабушку для сцены и заведовала ее театральным гардеробом. Обе сестры приехали из новгородской деревни Крестцы на заработки в Петербург в 1909 году. Крестцы славились вышивкой, которая так и называлась «крестецкой строчкой». Дуду и моя нянечка Елена были мастерицами в «строчке», – до сих пор в Париже у меня сохраняется скатерть ее рукоделия. Набожность и церковность няни сыграли большую роль в моем воспитании. Помню, как она почти машинально, как бы между делом, молилась. У нее были молитвы на всякий случай, каждое утро – «Отче наш», на ночь – «Вечернее благодарение»... Только сейчас я начинаю осознавать, какое значение в моем воспитании сыграла эта малограмотная, но кроткая и смиренная старушка. Она научила меня прощать и молиться за обидевших нас. Доброта и покой нянюшки сыграли в моей жизни огромную роль.

* * *

Никита Игоревич Кривошеин (племянник вл. Василия), патриарх Алексий II, Москва 1999, Сретенский монастырь
Никита Игоревич Кривошеин (племянник вл. Василия), патриарх Алексий II, Москва 1999, Сретенский монастырь
Бог велик, и он послал мне встретиться с моим мужем Никитой Кривошеиным. Наверное, ни к чему рассказывать здесь об этой исторической семье, – о ней достаточно много написано, – но в своей книге я не могла обойти стороной историю нашей с Никитой «запланированной» небесами встречи на земле. Когда мы с ним познакомились в Женеве, то слово за слово выяснилось, что в 1913 году мой дед ухаживал за родной тётушкой Никиты, Ниной Алексеевной Мещерской, в Крыму! Нашлись чуть позже и пожелтевшие фотографии... В то же лето 1913 года, как в романе Л.Н. Толстого «Война и Мир», Нине Алексеевне Сергей Прокофьев предлагал руку и сердце. Иван Ершов и Сергей Прокофьев проводили то лето на даче Мещерских, – музицировали, пели, живописали и ухаживали за сестрами.

Но перенесемся чудесным образом в 1979 год, где в семье Кривошеиных в Париже я погрузилась в мир русской эмиграции, традиций, Церкви, стала преподавать в приходской школе, вести общественно-церковную деятельность (сейчас вместе с Никитой мы – модераторы православного сайта/блога «Поговорим о Православии» «Parlons dorthodoxie») А главное, передо мной открылся неведомый мир ярких и замечательных людей из первой волны эмиграции – «белых русских». Потом я стала работать в семейных архивах. Это было открытием, настоящий клад! Благодаря тетрадным страницам, газетным вырезкам, письмам, фотографиям я узнала о Сопротивлении, активным участником которого был мой тесть Игорь Александрович Кривошеин. В своей книге «Пути Господни» я привожу рассказ о Вике Оболенской, С.Левицком, Б.Вильде, м.Марии (Скобцовой), о христианском Сопротивлении во время войны в Германии, подпольной организации «Белая роза» и недавно прославленном Синодом РПЦЗ новомученике Александре Шмореле.

Как русскому человеку отделить зёрна от плевел, избавиться от всепроникающей лжи и обрести то, что было изничтожено: вернуться к самобытности общественного уклада России ? На протяжении долгих десятилетий истерзанная страна и предположить не могла, что однажды случится чудо, и молитвой о нас грешных, убиенных святых Новомучеников, Россия очнётся от страшного сна. В тяжёлые годы тьмы и гнёта многодесятилетний узник Гулага, замечательный историк церкви Сергей Фудель написал: « Мы очень многого не знаем. Ясно нам только одно: ночь истории подошла к концу. Может быть, вся задача нашего уходящего поколения в том и есть. Чтобы передать молодым христианам это чувство рассвета, чувство приближения сроков».

* * *

Ксения Кривошеина. Пути Господни
Ксения Кривошеина. Пути Господни
В повествовании о «Путях Господних», я не могла обойти стороной и свои впечатления от паломничеств по святым местам как в России, – особый рассказ о Пюхтицах и Дивеево, – так и о Франции, которая наполнена раннехристианскими святынями.

Всё чаще, даже в отдалении от больших городов, в католических храмах можно увидеть у алтаря или в пределах, копии русских икон: Рублёвскую Троицу, Богородицу, Спас Нерукотворный. В октябре 2007 года Патриарх Алексий II посетил Францию и преподнёс в подарок кардиналу Вэнт-Труа список иконы Владимирской Богородицы. Патриарх выступил на Парламентской ассамблее Совета Европы, встретился с Президентом Н.Саркози и служил молебен у великой Святыни, Тернового Венца Спасителя в Соборе Парижской Богоматери. Гигантский Собор не мог вместить всех желающих, толпа вылилась на площадь. Своды Нотр-Дам и площадь, на которой были установлены экраны с трансляцией, наполнились православным песнопением. Народ замер, затаил дыхание, кто-то молился, кто-то плакал от переполнявших чувств. Терновый Венец вместе с частицей Креста Господня и Гвоздем были вынесены на алтарь, и молитва православного Предстоятеля, клира, хора и молящихся, впервые за тысячу лет зазвучала в центре Европы!

О преподобном Серафиме, Саровском Чудотворце, известно далеко за пределами России. Книги о святом, его жития есть на всех европейских языках, в интернете можно найти фильмы о Дивеево. Множество паломников из Франции посетило это святое место. Во Франции есть несколько эмигрантских храмов св. Серафима, с иконой и частицами мощей Преподобного. В Бургундии, после того как несколько монахинь съездили в Дивеево, открылся небольшой женский православный монастырь. Сестры, француженки и англичанки, настолько почитают батюшку Серафима, что у себя в саду воспроизвели келью Преподобного. Это трогает и умиляет до слёз, а саровчане наверняка не догадываются, насколько велика слава и молитва их земляка.

Архиепископ Василий (Кривошеин)
Архиепископ Василий (Кривошеин)
«Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя грешную», – звучало всюду в Дивеево. С этими словами молитвы на устах, монахини приглашают нас к трапезе, на прогулку по канавке, с ней мы начинали день и отходили ко сну. В 1957 году Никита Кривошеин был арестован, почти год одиночки, потом – Дубравлаг. В какой несчётный раз на краю смерти сохранилась семья Кривошеиных молитвами преподобному Чудотворцу Серафиму Саровскому? Через все испытания, аресты, обыски, лагеря, эмиграции и реэмиграции хранится в семье медальон с частицами мощей (власов) Святого Серафима. Прислан этот медальон был Государыней в 1918 году из Тобольска в благодарность за помощь Александра Васильевича Кривошеина (деда Никиты), которую он оказал Государю Императору и его семье.

P.S. Блуждал человек в царстве Тьмы и вдруг увидел Свет, который ощущал интуитивно, но понять его природу не мог. А потому ещё и сегодня состояние нашей воцерковлённости, нашего молодого христианства больше всего напоминает времена первохристианские: с теми же сомнениями, искушениями, жаждой чудес, со стремлением стяжания Духа Святого и радости богообщения. Но как трудно всё это вместить в себя, как тяжело душе выхолощенной и хладной прикоснуться к слову Евангельскому, когда на поверхности столько соблазнов. Как укрепить сердце и чем наполнить душу?

Ксения Кривошеина



31 октября 2012 г.

Разместить ссылку на материал

15 мая 2019 г.
Третья неделя по Пасхе: что православные отмечают в день жен-мироносиц
14 мая 2019 г.
Космическая скорость Московского Пасхального фестиваля
13 мая 2019 г.
В Пензе пройдет конференция о сохранении памяти новомучеников и жертв репрессий
03 мая 2019 г.
Декан исторического факультета ПСТГУ участвовал в комментировании прямой трансляции схождения Благодатного огня
02 мая 2019 г.
Институт сербского языка и коммуникаций (г. Белгород) и Клуб русско-сербской дружбы «ПСТГУ-Сербия» договорились о сотрудничестве
01 мая 2019 г.
Подведены итоги Всероссийской выставки научных, учебных и периодических богословских изданий духовных учебных заведений Русской Православной Церкви
24 апреля 2019 г.
При Свято-Никольском Черноостровском монастыре г. Малоярославца прошла просветительская программа для студентов ПСТГУ
24 апреля 2019 г.
Что такое «партнерский приход» в Русской Православной Церкви?
23 апреля 2019 г.
Страстная седмица: понедельник
22 апреля 2019 г.
Научно-практическая конференция по проблемам церковного искусства в ПСТГУ дала ответ на вызовы современности