на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Мониторинг СМИ

О наивном разоблачительстве

Есть два взаимозависимых мифа относительно Библии и церковной истории - я  бы обозначил их как "наивный фундаментализм " и "наивное  разоблачительство". Наивный фундаменталист верит в то, что Библия в  готовом виде упала с неба, наивный разоблачитель поражает его в самое  сердце своим сообщением, что Библию, оказывается, писали люди. Наивный  фундаменталист верит, что великие деятели церковной истории (и особенно  канонизированные святые) были эфирными существами с иконописными ликами;  наивный разоблачитель является со скандальным сообщением, что они - кто  бы мог подумать! - были людьми из плоти и крови,  принадлежавшими к своей  эпохе и культуре.

Как-то я видел научно-популярный фильм производства ВВС, в котором ведущий объяснял, что наивные христиане верят в то, что Пятикнижие Моисеево написал лично Моисей (в кадре - какие-то трогательно  простодушные темнокожие протестанты поют "Go down, Moses") а вот наука доказала, что текст складывался постепенно, на протяжении столетий, и получил свою окончательную форму уже долгое время спустя после Моисея (в кадре являются  умудренные британские ученые и объясняют, как оно все было на самом деле).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вообще-то это "разоблачительное" мнение сообщается в учебниках для семинарий, и о том,  что проецировать современные представления об авторстве на античный мир было бы анахронизмом, я впервые узнал от верующих и церковных  христиан - но наивные разоблачители полагают, что это страшный удар по христианской вере, которую они представляют себе исключительно в виде "наивного фундаментализма".

Наивное разоблачительство порождает свои устойчивые мифы, один из которых мы рассмотрим немного подробнее. Миф этот состоит в том, что  церковная догматика, какой мы ее знаем,  сложилась в результате безобразных свар, конфликтов, носивших скорее политический, чем духовный  характер, и, какая точка зрения в итоге была принята в качестве  ортодоксальной, определялось случайной игрой политических сил. Эта точка зрения может выдаваться с безыскусной безграмотностью, как в "Коде да Винчи", может - несколько более изысканно, как, например, в недавно вышедшей книге "Войны за Иисуса: как Церковь решала, во что верить". Автор, например, пишет: "Мы даже могли бы сказать, что ход истории христианства зависел даже не  от какого-то человека, но от одной определенной лошади – той, которая  споткнулась в 450 году, что стало причиной смерти императора Феодосия  II, поддерживавшего монофизитов". Формирование церковной веры во Христа как в Бога подается как результат постепенного искажения подлинного послания Иисуса: "Как думают некоторые исследователи, жесткий канон Нового Завета  создавался из стремления поддержать это постепенное возвышение Иисуса до  уровня божества. По их мнению, демократичное, эгалитарное и исполненное  Духа движение Иисуса ранних времен выродилось в репрессивную  кафолическую церковь Средних веков... Христос pantokrator заслонил человека Иисуса. Многие авторы видят в  Никее трагическое завершение славной эпохи в истории христианства и  начало мрачного периода"

Филипп Дженкинс, автор этой книги - как и другие разоблачители - желает обратить наше внимание на то, что церковная история развивалась на этой земле, среди политических и национальных конфликтов, и творили ее люди,  вовлеченные в бурную жизнь эпохи. А где бы еще ей было развиваться? В одной далекой-далекой галактике?

Разумеется, Соборы происходили в Римской Империи, разумеется, императоры были живо заинтересованы в религиозном единстве своей державы. Только вот выводы, которые предлагают сделать из этого разоблачители, оказываются очевидно ложными. Не было никакого “постепенного возвышения Иисуса до  уровня божества”. Императоры могли сколько угодно падать с лошадей или жить долго и счастливо - на церковную веру это бы никак не повлияло. Даже подзаголовок книги - “как Церковь решала, во что верить” - ошибочен. Соборы не решали, во что верить. Они ограждали и (с этой целью) четко формулировали веру, “однажды преданную святым”.

Конечно, как христиане, мы верим в промысел Божий в жизни Церкви; но утверждения наивных разоблачителей ошибочны не с точки зрения нашей веры, а с точки зрения истории.

Дело в том, что мы хорошо знаем, во что верила ранняя Церковь до Вселенских Соборов. Первые поколения христиан оставили по себе предостаточно документов, в которых они выражали свою веру. Самые ранние из них вошли в Новый Завет. Мы можем сопоставить веру новозаветных авторов (писавших в 50-90-тые годы первого века) с последующей верой Церкви и понять, имело ли место “постепенное возвышения Иисуса до  уровня божества”. Вот, например, что об Иисусе говорит новозаветное послание к Колоссянам: “Который есть образ Бога невидимого, рожденный прежде всякой твари; ибо Им создано все, что на небесах и что на земле, видимое и невидимое: престолы ли, господства ли, начальства ли, власти ли, - все Им и для Него создано; и Он есть прежде всего, и все Им стоит. (Кол.1:15-17)”. А послание к Ефесянам говорит о том, что Христос поставлен “превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем” (Еф.1:20,21)”. Богом и Творцом называет Сына также послание к Евреям: “А о Сыне: престол Твой, Боже, в век века; жезл царствия Твоего - жезл правоты. Ты возлюбил правду и возненавидел беззаконие, посему помазал Тебя, Боже, Бог Твой елеем радости более соучастников Твоих. И: в начале Ты, Господи, основал землю, и небеса - дело рук Твоих; они погибнут, а Ты пребываешь; и все обветшают, как риза, и как одежду свернешь их, и изменятся; но Ты тот же, и лета Твои не кончатся. (Евр.1:8-12)”

Мы можем привести еще множество свидетельств того, что уже самый ранний пласт христианской письменности утверждает Иисуса как Бога, Творца, который создал все существующее и поддерживает его в бытии. Куда еще Церковь эпохи Вселенских Соборов могла бы “постепенно возвышать Иисуса”? Уже Новый Завет ставит Его “превыше всякого Начальства, и Власти, и Силы, и Господства, и всякого имени, именуемого не только в сем веке, но и в будущем”.

Но, может быть, конкретное догматическое истолкование этих новозаветных свидетельств зависело от некстати упавшей лошади императора? Может быть, и впрямь, повернись политика Восточной Римской Империи иначе, мы были бы несторианами или монофизитами?

Нет - вся православная догматика уже содержится в Новом Завете, Соборы лишь придали ей четкие формулировки. Да, наши разоблачители с этим не согласятся - потому, что они не воспринимают Новый Завет всерьез. Те, кто воспринимают его всерьез, приходят к тем же выводам, что соборные Отцы. В самом деле, европейская Реформация провозгласила лозунг “Sola Scriptura”, “Только Писание” и породила ряд общин, признающих Библию и только Библию источником своего вероучения. Лютеране, Реформаты, Баптисты, Пятидесятники и другие протестантские общины не признают авторитета Вселенских Соборов - однако в догматике соглашаются с ними, принимают тот же Никео-Царегранский Символ веры и Халкидонский Догмат. Почему? Их к этому принуждает какой-нибудь византийский император? Нет. Церковное руководство? Да нет у них никакого общего церковного руководства. У них есть Новый Завет, они всерьез признают его вероучительный авторитет и внимательно его читают - и приходят к тем же догматическим формулировкам, к которым Православная Церковь пришла задолго до них. Бог един по существу и троичен в Лицах; Христос есть совершенный Бог и совершенный человек.

Наивное разоблачительство думает напасть на нашу веру, торжественно сообщая нам то, что мы и так знали. Церковь отстояла веру, “однажды преданную святым” в тяжелой борьбе с ересями. Но это та самая вера, которую возвестили Апостолы - чтобы убедиться в этом, просто прочтите первоисточник.

Автор: ХУДИЕВ Сергей

Фома.ru

13 ноября 2012 г.

Разместить ссылку на материал

27 июня 2019 г.
Украшением храма займётся команда художников из ведущих российских школ (ВИДЕО)
26 июня 2019 г.
224 новых социальных проекта запущено в храмах Московского Патриархата
25 июня 2019 г.
На Соловках пройдет международная конференция «История страны в судьбах узников Соловецких лагерей»
24 июня 2019 г.
В нижегородской Александро-Невской православной гимназии начался конструирующий семинар по программе «Лествица добродетелей»
23 июня 2019 г.
Духовный фестиваль в Свято-Тихоновском университете посетили около пяти тысяч человек
19 июня 2019 г.
В Оптинском лектории выступит проректор ПСТГУ протоиерей Георгий Ореханов
14 июня 2019 г.
«Возмутительно считать, что волонтёр — это бездельник»
12 июня 2019 г.
Пастырские совещания: залог братской поддержки в трудностях священнического служения
11 июня 2019 г.
История Церкви и русский язык: монахи и трудники Сийской обители сели за парты
08 июня 2019 г.
Состоялись VII Валаамские образовательные чтения, посвященные 30-летию возрождения обители на Валааме