на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Мониторинг СМИ

Лаговский Иван Аркадьевич

Погибший в Ленинграде Иван Аркадь-евич Лаговский имел необычную даже для российских новомучеников судьбу. Он прожил на советской территории лишь первые два года после революции и около года перед Великой Отечественной войной (в основном в тюрьме) — после чего был расстрелян за то, что жил по совести всю свою сознательную жизнь.

Выпускник Киевской духовной академии Иван Лаговский эмигрировал из «красного» Крыма в 1919 году. Во время учебы в Русском педагогическом институте в Праге вступил в Русское студенческое христианское движение (РСХД). С первого номера вместе с Николаем Зерновым был соредактором «Вестника РСХД». Вскоре стал одним из руководителей Движения и преподавателем Свято-Сергиевского богословского института в Париже.

Волею судьбы Иван Аркадьевич оказался среди лучших представителей русского религиозно-философского возрождения, высланных из России в 1922 году на «философском пароходе». Николай Бердяев, Георгий Федотов, протоиереи Сергий Булгаков, Георгий Флоровский, Василий Зеньковский, монахиня Мария (Скобцова) — их доклады звучали на встречах Движения, создавая серьезную и значимую атмосферу, что не мешало ей быть в то же время дружелюбной и очень теп-лой. Встречи Движения проходили в простой обстановке, например, в длинном деревянном бараке французского молодежного лагеря, а в соседних бараках располагались походный храм, украшенный цветами и зеленью, столовая, размещались гости и т. д. Случались и шуточные заседания, на которых молодые студенты пародировали старшее поколение движенцев, делая это тонко и с тактом.

Иван Аркадьевич пользовался большой любовью и авторитетом в Движении. Серьезный и одновременно очень светлый и жизнерадостный человек, знающий на собственном опыте о происходящем в советской России беззаконии, он был крупнейшим специалистом по современному положению Церкви в СССР и блестящим апологетом. О России он регулярно писал статьи в «Вестнике РСХД» (рубрика «Там, где с Богом борются») и в журнале «Путь».

В 1934 году Иван Аркадьевич возглавил РСХД в Эстонии. Он старался объединить не только студентов, но и крестьянскую молодежь, создал Русское крестьянское христианское движение, на первый съезд которого съехались семьдесят человек. «Не было ни „учителей“, ни „учеников“, не было ни „интеллигенции“, ни „простого народа“, а были сотрудники и соработники на ниве Христовой, дети единого народа, единой культуры и — еще глубже — что выше уже и культуры и народа — дети единой Православной Церкви», — писал об этом съезде сам Иван Аркадьевич.

Знаток истории «русской» Эстонии, профессор Тартуского университета С. Г. Исаков считает, что именно «благодаря усилиям Ивана Аркадьевича, вкладывавшего в работу всю свою душу, всю свою энергию, все свои обширные познания, деятельность РСХД в Эстонии в 1934–1939 гг. резко активизиро-валась, стала очень разнообразной и широкой, начала оказывать влияние на всю духовную жизнь русских в Эстонии».

Эта радостная и полная жизни работа была искусственно прервана. Через неделю после объявления Эстонии советской за Иваном Аркадьевичем пришли из НКВД. Стоял теплый август, Иван Аркадьевич находился в это время в деревне, и это подарило ему несколько дней свободы, а также — возможность подготовиться к аресту. Весь вечер и почти всю ночь они с женой жгли письма. Наутро причастились, а на следующий день сами пошли в НКВД. Кстати, НКВД заранее подготовился к «работе»: еще год назад под видом инженеров и летчиков в Эстонию были засланы сексоты (секретные сотрудники), поэтому аресты, в том числе и по «Делу деятелей РСХД в Эстонии», шли по готовому плану.

Со слов человека, просидевшего несколько месяцев в тюрьме вместе с Иваном Аркадьевичем, известно, что сначала его допросы проходили «с пристрастием» (то есть с пытками), потом — «как философские беседы». За «контрреволюционную деятельность» и «участие в антисоветской организации» Иван Аркадьевич Лаговский был приговорен к смертной казни и 3 июля 1941 в возрасте 51 года — расстрелян. Вместе с ним были казнены еще два члена Движения — Николай Николаевич Пенькин и Татьяна Евгеньевна Дензен, обвенчавшиеся накануне ареста.

Предположительное место захоронения этих страдальцев, как и десятков тысяч других жертв советских репрессий, — кладбище в Левашово под Петербургом. 

Анастасия Наконечная

Вода Живая
06 февраля 2013 г.

Разместить ссылку на материал

15 мая 2019 г.
Третья неделя по Пасхе: что православные отмечают в день жен-мироносиц
14 мая 2019 г.
Космическая скорость Московского Пасхального фестиваля
13 мая 2019 г.
В Пензе пройдет конференция о сохранении памяти новомучеников и жертв репрессий
03 мая 2019 г.
Декан исторического факультета ПСТГУ участвовал в комментировании прямой трансляции схождения Благодатного огня
02 мая 2019 г.
Институт сербского языка и коммуникаций (г. Белгород) и Клуб русско-сербской дружбы «ПСТГУ-Сербия» договорились о сотрудничестве
01 мая 2019 г.
Подведены итоги Всероссийской выставки научных, учебных и периодических богословских изданий духовных учебных заведений Русской Православной Церкви
24 апреля 2019 г.
При Свято-Никольском Черноостровском монастыре г. Малоярославца прошла просветительская программа для студентов ПСТГУ
24 апреля 2019 г.
Что такое «партнерский приход» в Русской Православной Церкви?
23 апреля 2019 г.
Страстная седмица: понедельник
22 апреля 2019 г.
Научно-практическая конференция по проблемам церковного искусства в ПСТГУ дала ответ на вызовы современности