на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Мониторинг СМИ

Сыны века догадливее, или О фирменном поведении

Сегодня всем известно, что такое фирменное поведение. От сотрудника фирмы, оказывающей какие-либо услуги, от банковского служащего, продавца-консультанта, кассира в магазине требуется определенное поведение по отношению к клиенту. Подчеркнутая приветливость, доброжелательность, терпение, «граничащее с безграничным» (как выразилась одна моя знакомая, работающая в офисе сотовой связи). А также — обязательное выражение благодарности за выбор, за покупку. И приглашение пользоваться услугами именно этой фирмы (магазина, банка) впредь. В советские времена этому значения не придавалось, поскольку не было конкуренции, а сейчас — сейчас совсем другое дело: будешь хамить и психовать — прогоришь.

Кто-то скажет, что эти требования не имеют никакой нравственной ценности: все ведь неискренне, фальшиво, только ради выгоды… Однако это не так! Принуждение тоже воспитывает. Необходимость каждый день, с утра до вечера быть вежливым и даже просто добрым с незнакомыми людьми заставляет человека меняться и внутренне тоже — потому, что иначе у него не получится быть таким внешне. Утверждение вежливого, уважительного и притом теплого отношения к человеку как нормы помогает воспринять иное поведение как ненормальное. Требование быть терпеливым избавляет от высокомерия. Вот почему я очень рада за молодых ребят и девушек, работающих сегодня там, где требуется такое вот — фирменное — поведение. Это совсем неплохой противовес нынешнему одичанию и для многих — просто необходимая школа.

Более того: мне кажется, что нам, называющим себя христианами, желающим таковыми быть — стоит взять этот метод на заметку. И написать своего рода «кодекс внешнего поведения» для себя самих. Я сейчас не собственно церковную жизнь имею в виду — там «кодекс» давно написан — а поведение в повседневной жизни, на улице, на работе, дома, в быту. Именно здесь нам надлежит навыкать в любви к ближнему, без которой нет любви к Богу.

Вернемся к фирмам и организациям, оказывающим услуги. Вы заметили, что их сотрудники никогда не забывают представиться, назвать свое имя — если общаются с нами по телефону. А если непосредственно — то у обслуживающего нас работника всегда имеется бэйджик, пластиночка с его именем на груди. Нам известно имя этого человека! Но вот вопрос: часто ли мы обращаемся к нему по имени? Приходит ли нам в голову назвать кассира в каком-нибудь «Магните» или продавца-консультанта в «Связном» Аней, Дашей, Денисом? Увы: в абсолютном большинстве случаев мы предпочтем стандартное «девушка» или «молодой человек». Почему? Не потому ли, что этот человек не имеет для нас никакого личного значения, что он — лишь ходячая функция, биоробот, существующий для удовлетворения возникшей у нас потребности?

Произнесем имя, скажем: «Аня» или даже «Анечка», и сразу увидим, как меняется что-то у девчонки в глазах, как иной — не принужденной уже, а искренней — становится ее улыбка. Назовем Александра Сашей, и его обязательное «спасибо, обращайтесь к нам еще» прозвучит уже совсем по-другому, это будет уже не только фирменное, но и естественное человеческое поведение, живая благодарность за теплое отношение. Поступая так, мы не только сами меняемся к лучшему, но и помогаем меняться другим.

Влезая в маршрутку, скажем «доброе утро» водителю и всем, кто уже сидит в маленьком салоне. Почему нет, скажите, ну почему нет? Покидая эту маршрутку, поблагодарим водителя. В конце концов, он с утра до вечера, включая праздники, крутит баранку, чтобы прокормить семью, продирается через пробки, объясняется с гаишниками… и никто никогда не скажет ему «спасибо».

Обратим внимание на дворника-таджика. Подумаем о том, в каком положении должна оказаться его маленькая горная страна, его народ, чтобы молодые мужчины ехали не в Москву даже, а в заштатный и заплеванный Саратов и махали здесь метлами, спасая свои семьи от голодной смерти. Поздороваемся с этим гастарбайтером, перекинемся несколькими словами — ну хоть о погоде, дело ведь не в теме. Дело в том, что человек человеком себя должен чувствовать среди людей.

Станем, не ленясь, крутить головой. Женщина в автобусе уронила в проход, в грязь кожаные перчатки. У вас в сумочке есть упаковка проспиртованных салфеток, прекрасно счищающих грязь,— предложите ей эту помощь. Она удивлена, у нее в глазах недоумение, даже подозрение? Это пройдет через секунду. А завтра она сама предложит помощь незнакомому человеку, потому что это станет для нее, как минимум, ближе к норме поведения.

Просто запретим себе резкий, раздраженный тон — что бы ни происходило, как бы нас ни допекли, ни «достали», дома это будь или на работе. Если случилось сорваться — непременно извинимся. Не удается совладать с собой? Зададим себе исключительно простой вопрос: а на своего начальника, на того, от кого судьба наша зависит — будем мы рычать вот так, как на уборщицу тетю Валю, нечаянно зацепившую шваброй провод нашего компьютера?.. Честный ответ отрезвит.

Легко все это? Легко, когда у нас самих все в порядке и настроение хорошее. А вот когда наоборот, когда на нас навалилось все, что могло навалиться… Тогда — не приветливость и доброжелательность ко всем хочется проявлять, а нечто противоположное.

Есть, однако, такой простой закон духовной жизни: чем меньше хочется, тем больше нужно. Чем меньше хочется нам в конкретный момент молиться, тем нужней нашей душе молитва в этот самый момент. Чем меньше хочется в церковь воскресным утром, тем скорее нужно туда собраться. И с нашим фирменным, то есть, простите, нашим христианским поведением — то же. Чем естественней для нас этим хмурым утром пройти мимо старенькой соседки молча и быстро, тем важнее, опять же, для нас (не для нее, а для нас именно!) остановиться возле этой лавочки у подъезда, приветливо поздороваться, назвав при этом соседку по имени-отчеству, и справиться о ее здоровье.

Ведь с нашим-то здоровьем, душевным и духовным — беда. Мы больны, мы злы и унылы. Нам срочно нужна лечебная процедура. Для того и посадил Господь эту бабушку на лавочку у подъезда.

Внешнее поведение, пусть вынужденное, пусть даже вымученное — меняет внутренне. Не только человека с бэйджиком, но и любого из нас. Нам остро не хватает любви к ближнему, и единственный способ решить эту проблему — делать дела любви. Хотя бы без любви как таковой, хотя бы с притворным выражением этого чувства, но — делать.

Сыны века сего догадливее сынов света в своем роде (Лк. 16, 8). Сыны века вмиг догадываются, что именно им нужно, что им выгодно. И пишут правила поведения сотрудника фирмы. А мы, так хотящие быть детьми света,— пока-то сообразим…

Газета "Православная вера", № 4 (480), февраль, 2013 г.

25 февраля 2013 г.

Разместить ссылку на материал

15 мая 2019 г.
Третья неделя по Пасхе: что православные отмечают в день жен-мироносиц
14 мая 2019 г.
Космическая скорость Московского Пасхального фестиваля
13 мая 2019 г.
В Пензе пройдет конференция о сохранении памяти новомучеников и жертв репрессий
03 мая 2019 г.
Декан исторического факультета ПСТГУ участвовал в комментировании прямой трансляции схождения Благодатного огня
02 мая 2019 г.
Институт сербского языка и коммуникаций (г. Белгород) и Клуб русско-сербской дружбы «ПСТГУ-Сербия» договорились о сотрудничестве
01 мая 2019 г.
Подведены итоги Всероссийской выставки научных, учебных и периодических богословских изданий духовных учебных заведений Русской Православной Церкви
24 апреля 2019 г.
При Свято-Никольском Черноостровском монастыре г. Малоярославца прошла просветительская программа для студентов ПСТГУ
24 апреля 2019 г.
Что такое «партнерский приход» в Русской Православной Церкви?
23 апреля 2019 г.
Страстная седмица: понедельник
22 апреля 2019 г.
Научно-практическая конференция по проблемам церковного искусства в ПСТГУ дала ответ на вызовы современности