на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Мониторинг СМИ

«Не отрекайся ни от Бога, ни от священнического сана» — памяти священномученика Валериана Новицкого

23 февраля (10 февраля ст.ст.) Русская Православная Церковь чтит память священномученика Валериана Новицкого. Молодой сельский священник, отец троих детей, он был расстрелян в 1930 году в Несвижском районе Минской области (Белоруссия). Ему предлагали сохранить жизнь и даже получить «хлебную» должность, если он публично отречется от веры в Бога и снимет с себя сан. Он отказался.

«Диночка!»

В феврале 1930 года в г. Слуцк из села Телядовичи Минской губернии приехала молодая женщина, Доминика Игнатьевна Новицкая. Она ехала не в гости и не за покупками. Ей нужно было навестить мужа. Муж был священник. Муж был в тюрьме.

Она пришла в слуцкую тюрьму. Свидания им не разрешили. Лишь передали жене священника записку. Он писал: «Диночка! Мне для сохранения жизни предложили отречься от Бога и от священнического сана. Я отказался. Как ты справишься одна с детками?» В ответ она написала ему: «Валечка! Не отрекайся ни от Бога, ни от священнического сана. Мне поможет Господь»… Он не отрекся.

Валериан Новицкий с супругой, 1920-е годы (до рукоположения). pstbi.ru

Валериан Новицкий с супругой, 1920-е годы (до рукоположения). pstbi.ru

Отцу Валериану было 33 года.  У них с матушкой было трое маленьких детей – пяти, трех лет и одного года.

Матушка Доминика всю жизнь ждала возвращения мужа. Та записка была последней весточкой, которую она получила от отца Валериана. Она умерла почти полвека спустя, в 1976 году, так и не узнав, как и за что погиб ее муж.

«Надо спасать веру»

Потомственный священник, сын иерея Василия Новицкого, клирика Свято-Троицкой церкви села Телядовичи Минской губернии, он родился в 1897 году. Когда к власти в стране пришли большевики, он учился в Минской семинарии. Доучиться не успел – в 1918-м революционная власть семинарию упразднила.

Желая все-таки продолжить образование, в 1921 году он поступил на юридический факультет Минского университета, но и там проучился недолго, всего два учебных года. В 1923 году умер его отец, и Валериан, с горечью наблюдая разгар антирелигиозной кампании на селе, принял решение заступить на отцовское место.  По воспоминаниям жены, он объяснил свой выбор словами: «Надо спасать веру».

В том же году митрополитом Мельхисидеком (Павским) он был рукоположен во священника и стал служить в Свято-Троицкой церкви в родном селе Телядовичи.

 «У меня нет мысли бросать священство»

Он успел послужить в священном сане всего 7 лет. За этот короткий срок в Телядовичах произошло удивительное – многие местные жители, прежде известные как безбожники и противники Церкви, раскаялись и вернулись в православие.   В середине 20-х годов, как и во множестве других деревень, в Телядовичах местные власти попытались закрыть храм и переоборудовать его под зернохранилище. Однако люди отстояли церковь и приход был сохранен.

Постепенно молодой и активный отец Валериан стал «бельмом на глазу» у местных большевиков. Антицерковные мероприятия в Телядовичах не имели успеха, политруки небезосновательно видели в этом «вину» батюшки. Конфликт священника с властями особенно остро обозначился после 1928 года, когда на селе началась принудительная коллективизация.

Реквизиция крестьянских хозяйств и создание колхозов сопровождались усиленной пропагандой безбожия. На базе колхозов повсеместно создавались антирелигиозные кружки, в которых читались лекции о вреде религиозного «опиума» и разыгрывались антицерковные спектакли. Однажды отец Валериан заявил, что не будет отпевать тех крестьян, которые войдут в подобные кружки и будут участвовать в глумлении над святынями.

Напуганные репрессиями, крестьяне в основной своей массе вынуждены были вступать в колхозы. Приход отца Валериана начал стремительно таять, семья священника оказалась на грани голода. Описывая в письме к родственникам, жившим в Западной Белоруссии, входившей тогда в состав Польши, происходящее на родине, отец Валериан писал:

«…С каждым днем становится все хуже, в нашем селе хотят сделать коллектив, а так как жители не особенно хотят этого, то предлагают убраться вон. Так или иначе, но все-таки сделают коллектив… У меня нет мысли бросать священство, но страшит близкое будущее – голод для  детей. Почти в каждой деревне моего прихода организуются коллективы. В них антирелигиозная пропаганда занимает одно из главных мест. Таким образом, количественно приход сокращается, а налоги на нас с каждым днем растут… Имеете ли вы, мои дорогие, хотя бы смутное представление о том, что делается у нас?! Страшен день будущий, но с Божьей помощью надеемся выйти из нищеты и голода, от сана не отказавшись».

По-видимому, авторитет отца Валериана и его влияние на односельчан не позволяли властям успешно завершить коллективизацию в Телядовичах.  Тогда священника решено было «устранить»…

Собственноручно вырыть себе могилу

11 января 1930 года отец Валериан был арестован. Основанием для ареста послужил донос местной учительницы. Обвинение гласило, что священник занимался агитацией против колхозов. В предъявленном обвинении отец Валериан виновным себя не признал.

Отца Валериана увезли в тюрьму г. Слуцка. 23 февраля 1930 года постановлением «тройки» при Полномочном представительстве ОГПУ по Белорусскому военному округу отец Валериан был приговорен к расстрелу.

Он был расстрелян в тот же день в Тимковичском лесу (15 км от г.Несвижа), точное место расстрела до сих пор неизвестно.

Свято-Троицкая церковь с.Телядовичи (Минская обл., Копыльский р-н) – место служения священномученика Валериана Новицкого. pravoslavie.by

Свято-Троицкая церковь с.Телядовичи (Минская обл., Копыльский р-н) – место служения священномученика Валериана Новицкого. pravoslavie.by

Позже, в 1970-е годы, один из палачей, участвовавших в расстреле отца Валериана, — житель деревни Тимковичи, — умирая, был мучим совестью. Он рассказал односельчанам, как ему пришлось вести троих приговоренных к расстрелу в лес. Двое из них были священниками, и один из них отец Валериан. Перед расстрелом священникам еще раз предложили отказаться от веры в Бога и от сана. После того, как они отвергли это предложение, им приказали собственноручно вырыть себе могилу, а затем расстреляли.

Эта информация дошла до детей отца Валериана. Матушка Доминика умерла раньше, подробностей гибели мужа она так и не узнала. Много раз она писала письма в советские инстанции, с просьбой дать сведения о судьбе отца Валериана, обращалась даже в правительство. В ответ на запросы ей отвечали, что он умер от желудочной болезни в 1935 году в ссылке…

В 1999 году священник Валериан Новицкий был причислен к лику местночтимых святых Белорусского Экзархата РПЦ. Юбилейным Архиерейским собором 2000 года отец Валериан был причислен к лику новомучеников и исповедников Российских.

Анастасия Коскелло

Православие и мир

25 февраля 2013 г.

Разместить ссылку на материал

15 мая 2019 г.
Третья неделя по Пасхе: что православные отмечают в день жен-мироносиц
14 мая 2019 г.
Космическая скорость Московского Пасхального фестиваля
13 мая 2019 г.
В Пензе пройдет конференция о сохранении памяти новомучеников и жертв репрессий
03 мая 2019 г.
Декан исторического факультета ПСТГУ участвовал в комментировании прямой трансляции схождения Благодатного огня
02 мая 2019 г.
Институт сербского языка и коммуникаций (г. Белгород) и Клуб русско-сербской дружбы «ПСТГУ-Сербия» договорились о сотрудничестве
01 мая 2019 г.
Подведены итоги Всероссийской выставки научных, учебных и периодических богословских изданий духовных учебных заведений Русской Православной Церкви
24 апреля 2019 г.
При Свято-Никольском Черноостровском монастыре г. Малоярославца прошла просветительская программа для студентов ПСТГУ
24 апреля 2019 г.
Что такое «партнерский приход» в Русской Православной Церкви?
23 апреля 2019 г.
Страстная седмица: понедельник
22 апреля 2019 г.
Научно-практическая конференция по проблемам церковного искусства в ПСТГУ дала ответ на вызовы современности