на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Мониторинг СМИ

Непрерывающаяся традиция: мученица Винефрида Валлийская и ее святой источник в Холивелле

Самый известный из многочисленных святых источников Уэльса – источник Ффиннон-Венфреви («источник святой Винефриды») в Холивелле уэльского графства Флинтшир.

    

Самая древняя святыня на этом месте – Маэн Беуно, то есть «камень святого Беуно» – камень, на котором этот великий подвижник и миссионер Уэльса, живший в VI–VII веках, совершал коленопреклоненные молитвы много дней и ночей подряд. «Дева Гвенфреви», более известная под именем Винефрида (сер. VII века; память 3/16 ноября), была его племянницей. Однажды, когда святая дева находилась дома одна, некий молодой аристократ[1], проезжавший мимо, попытался ее соблазнить. Святая Винефрида, обещавшая посвятить свою жизнь Христу, выбежала из дома и, спасаясь от соблазнителя, решила спрятаться в часовне, построенной ее дядей-подвижником. Однако злодей догнал девушку и, мстя за ее отказ, отсек голову святой Винефриде. На том самом месте, где голова мученицы упала на землю, в тот же момент бурно забил целебный источник. Первые три дня вода в источнике была словно молоко. Согласно более поздней – римо-католической – традиции, святой Беуно, в то время возвратившийся домой, застал молодого человека на месте преступления, и в наказание за совершенное злодеяние по слову Беуно тот сразу растаял, как тает воск от огня. Потом преподобный Беуно приставил голову своей святой племянницы к шее, и девушка чудесным образом ожила. Святая угодница позже стала монахиней, а впоследствии и игуменьей монастыря, прожив на свете еще много лет.

    

Камень Маэн Беуно можно видеть в бассейне для омовений на этом месте и сегодня.

Благодаря своей целительной силе этот источник пользовался всеобщей известностью и находился под покровительством королевского дома. Не только простые люди, но и короли, принцы и знать приходили сюда паломниками, жаловали святыне Холивелла богатые украшения и делали ежегодные денежные пожертвования. Выдающиеся барды и поэты, такие как Иоло Гох (1315–1402) и Тидир Алед (ок. 1365 – 1425) слагали хвалебные стихи в честь великой чудотворицы Винефриды:

Заступничеством сей целительницы
оба вида здравия будут поданы:
здравие телесное даруется свыше,
а она сохранит здравие моей души.

Примечательно, что на силе потока этого святого источника, равнявшейся, согласно подсчетам, 21 тонне воды в минуту, работали 19 мельниц и фабрик, находившихся далее вниз по течению.  

Таинства и обряды, совершавшиеся на этом месте, включали исповедь, многократные омовения в воде источника на протяжении нескольких дней, чтение молитв при максимальном погружении в воду и ночные молитвенные бдения в стоявшей рядом часовне.

В начале XVI столетия мать короля Генриха VII Маргарет Бофорт (ок. 1441 – 1509), глубоко почитавшая святую Винефриду, выстроила в Холивелле новую и великолепную по красоте часовню. Скорее всего, эта королевская забота и спасла великую святыню Холивелла от разрушения. Даже протестантские реформаторы, уничтожившие все монастыри и многие великие святыни Британии, воздержались от разорения святыни Холивелла – по финансовым соображениям, поскольку ежегодный доход, даваемый ею, составлял 10 фунтов стерлингов, что было немалой суммой. Было ли это политически приемлемо или нет, но традиция совершения паломничеств и поклонения святыне в Холивелле не прерывалась даже в последовавшие столетия протестантизма, и за это время появилось бесчисленное количество новых свидетельств об исцелениях. Богатые и бедные, из близлежащих мест и отдаленных регионов – все стекались к источнику святой Винефриды, и остановить паломников было невозможно. В XVII веке сюда были отправлены солдаты для ареста священников, местные часовни закрыли, а сама святыня была повреждена сторонниками парламента и фанатичной антикатолической толпой. Однако всё было напрасно. Уже к концу XVIII века почитание «Гвенфреви» (Винефриды) возродилось с новой силой и распространилось среди протестантских общин – если оно вообще когда-либо прекращалось!

Красные полоски на камнях в источнике, по преданию, являются следами крови святой страстотерпицы Винефриды. Это утверждает и анонимное стихотворение 1823 года:

На камнях источника эта кровь,
пролитая обезглавленной Винефридой,
ясно видна здесь и сейчас.

Источник св. Винефриды в Вулстоне, Шропшир.Источник св. Винефриды в Вулстоне, Шропшир.
    

Они были видимы на трех камнях и почитались богомольцами как великая святыня. Однако уэльский писатель, врач и путешественник Эндрю Бурд (ок. 1490 – 1549) был настроен более скептически; он писал: «В Уэльсе есть один источник, называемый источником святой Винефриды. Валлийцы говорят, что если бросить в него чашку, палку или носовой платок, то они… станут красными, будто от крови. Но это неправда, ибо я сам удостоверялся в противном, и не раз…» Возможно, ему просто не хватило терпения.

Уэльский натуралист, путешественник, писатель и антиквар Томас Пеннант (1726–1798) тоже обратил внимание на этот феномен и объяснял его обильным ростом красного мха в источнике. Он также утверждал, что вода источника никогда не замерзает!

В 1917 году источник был серьезно поврежден: сила его потока значительно ослабела из-за строительства гидротехнических сооружений для светских нужд. К счастью, позже вода забила, как и прежде, и не иссякает по сей день. Многочисленные паломники до сих пор стекаются к этому святому месту за телесным и духовным исцелением. Ежегодное православное паломничество по традиции совершается в первую субботу октября.

Послесловие: Еще немного о почитании святой Винефриды

Одна из самых почитаемых святых Уэльса наравне со святой Мелангеллой, Винефрида являет нам уникальный пример святого древней Церкви, чье непрерывное почитание продолжается с эпохи ранних кельтских православных святых до наших дней, несмотря на норманнское завоевание, суровую реформацию, пуританство и эпоху секуляризма. А Холивелл – уникальное (хотя не единственное на Британских островах) место, где на протяжении более тысячелетия остается живой эта традиция. Разве это не настоящее чудо Божие?!

Аббатство Шрусбери, Шропшир (фото И. Лапа)Аббатство Шрусбери, Шропшир (фото И. Лапа)
    

По одной из версий, чудесным образом воскрешенная по молитве святого Беуно дева стала монахиней и позднее – настоятельницей в Холивелле, то есть там же, где ранее пострадала за Христа. По другой версии, она собрала общину сестер в ином месте Уэльса – в Гуитерин нынешнего графства Конви. Мощи святой чудотворицы сначала пребывали в Гуитерине, а в начале XII века их перенесли в монастырь города Шрусбери граничащего с Уэльсом английского графства Шропшир, что на самом западе страны. В этом монастыре от них происходили многочисленные чудеса исцеления. Для мощей святой была специально изготовлена красивая и богато украшенная рака. Благодаря мощам святой Винефриды Шрусбери в средние века стал одним из главных центров паломничества во всей Англии, уступая лишь, пожалуй, Дарему, Кентербери и Уолсинхэму. На протяжении многих веков как источник святой Винефриды в Уэльсе, так и мощи святой в Шрусбери привлекали ежегодно тысячи паломников. Благодаря совершенным этой угодницей многочисленным чудесам ее почитание распространилось по всему Уэльсу и многим районам Англии, достигнув даже Кентербери. Удивителен тот факт, что хотя мы очень мало знаем о земной жизни этой великой святой, Господь открыл ее святость сразу после ее смерти, и она продолжает оставаться верной заступницей многих верующих, приезжающих к ее святым местам или просто призывающих ее в молитвах!

Шрусбери, бывшая кафедра аббатства (фото И. Лапа)Шрусбери, бывшая кафедра аббатства (фото И. Лапа)
    

К мощам Винефриды в позднем средневековье стекалось столько паломников, что в городке Ладлоу недалеко от Шрусбери специально для них была построена большая гостиница. Сохранились свидетельства о том, что король Генрих V в 1416 году прошел босиком 50 миль к святыне Винефриды простым паломником, и то же паломничество немного позднее повторил Эдуард IV. Король Генрих VIII во время реформации распустил монастырь Шрусбери, монастырская церковь стала приходской. Но паломничества к источнику в Холивелле не прекратились. Так, в 1629 году, спустя почти 100 лет после официального прекращения почитания святых в Британии, в день памяти святой Винефриды к ее источнику пришло 14 000 паломников, не считая священников и их семей! Спустя полвека король Яков II приезжал вместе с супругой Марией молиться в Шрусбери о даровании им наследника, и уже в следующем году Мария родила ребенка. Еще примерно полтора столетия спустя источник посещала девятилетняя принцесса Виктория, будущая королева Англии (1819–1901).

Церковь св. Винефриды в Бранскомбе, Девон.Церковь св. Винефриды в Бранскомбе, Девон.
    

Часовня и источник в Холивелле в настоящее время постоянно посещаются православными и инославными паломниками. Есть многочисленные свидетельства о современных чудесах, происходящих на этом святом месте. Регулярные паломничества на источник совершает, например, приход во имяпреподобномученицы великой княгини Елисаветы Феодоровныв городе Уолласи английского графства Мерсисайд (РПЦЗ) – второй покровительницей прихода является святая Винефрида. Многие верующие издавна называют Холивелл «уэльским Лурдом» благодаря его популярности.

Интересно, что глубокий и удобный для купания источник Холивелл – не единственный источник, связанный с Винефридой. Посвященные ей источники существуют также в следующих местах: в деревне Вулстон графства Шропшир (по преданию, когда мощи угодницы перевозили в Шрусбери, процессия заночевала на этом месте, а на следующее утро здесь появился святой родник), после омовения в котором у болящих заживают не только раны и ушибы, но даже переломы суставов; а также источник в ныне недействующей ферме Холивелл-Фарм между деревнями Тэттинхолл и Клаттон графства Чешир.

Икона св. Винефриды (иконописец Айдан Харт, Шрусбери)Икона св. Винефриды (иконописец Айдан Харт, Шрусбери)
    

Большая монастырская церковь в честь Животворящего Креста в городе Шрусбери, которой уже более 900 лет, тоже постоянно посещается паломниками разных деноминаций. В этой очень милой и интересной церкви хранится часть великолепной раки святой Винефриды, уцелевшая после реформации. От монастыря Шрусбери сохранились также некоторые постройки, например кафедра бывшей трапезной и часть стены. Пальчик святой Винефриды хранится в римско-католическом соборе Шрусбери. Этот город связан также с двумя другими древними православными святыми, в честь которых здесь освящены храмы: это святитель Чед и страстотерпец Алкмунд.

В городе действует греческий православный приход во имя святых отцов Первого Вселенского Собора. Бывшая опустевшая англиканская церковь, выкупленная этим приходом в 1990-е годы, датируется саксонским периодом, так что это первая и пока, скорее всего, единственная церковь во всей Англии, которая первоначально основана как православная и спустя тысячу лет снова стала православной! Как видим, Шрусбери является еще одним уникальным, редким, тихим местом, где продолжается древняя православная традиция на этих островах. Шрусбери еще и один из красивейших городов Англии, он сохранил средневековый облик, милую древнюю архитектуру и первоначальную планировку улиц. Еще Шрусбери – город цветов, которые здесь можно видеть повсеместно.

В честь святой Винефриды освящено не менее шести древних храмов. Этой угоднице составлена православная служба на английском языке.

Святая мать Винефрида, моли Бога о нас!

Говард Хавс
Перевод с английского и послесловие Дмитрия Лапы

[1] Согласно позднему житию, это был сын одного местного принца и его звали Карадок.

Православие.ru

15 ноября 2013 г.

Разместить ссылку на материал

15 мая 2019 г.
Третья неделя по Пасхе: что православные отмечают в день жен-мироносиц
14 мая 2019 г.
Космическая скорость Московского Пасхального фестиваля
13 мая 2019 г.
В Пензе пройдет конференция о сохранении памяти новомучеников и жертв репрессий
03 мая 2019 г.
Декан исторического факультета ПСТГУ участвовал в комментировании прямой трансляции схождения Благодатного огня
02 мая 2019 г.
Институт сербского языка и коммуникаций (г. Белгород) и Клуб русско-сербской дружбы «ПСТГУ-Сербия» договорились о сотрудничестве
01 мая 2019 г.
Подведены итоги Всероссийской выставки научных, учебных и периодических богословских изданий духовных учебных заведений Русской Православной Церкви
24 апреля 2019 г.
При Свято-Никольском Черноостровском монастыре г. Малоярославца прошла просветительская программа для студентов ПСТГУ
24 апреля 2019 г.
Что такое «партнерский приход» в Русской Православной Церкви?
23 апреля 2019 г.
Страстная седмица: понедельник
22 апреля 2019 г.
Научно-практическая конференция по проблемам церковного искусства в ПСТГУ дала ответ на вызовы современности