на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Мониторинг СМИ

Монахиня Анастасия (Платонова)

«Существует предание, что ангелы, пролетая над землей, роняют на нее голубые цветы, чтобы люди не забывали о небе. Оттого эти цветы и называют незабудками».

Эти слова Александра Фёдоровна Платонова вынесла в эпиграф к первому номеру детского журнала «Незабудка», основанного ею в возрасте тридцати лет, в 1914 году. В работе над ним, как и во всей своей жизни, она и старалась, чтобы взрослые и дети не забывали о небе. Издавая в начале ХХ века биографии древних мучеников, вряд ли известная детская писательница, по плоти дочь иконописца и духовная дочь отца Иоанна Кронштадтского, думала о том, что и ее ждет этот путь.

Свои стихи и рассказы будущая монахиня начала публиковать в детстве; за десять лет она издала более тридцати книг и брошюр со стихами, рассказами и духовными размышлениями. Одной из самых известных стал «Апостол Японии» — биография равноапостольного Николая Японского, русского миссионера, основателя Православной Церкви в Японии.

После революции Александра Фёдоровна много трудилась в миссионерском Андреевском братстве при соборе Андрея Первозванного на Васильевском острове, которое в 1919 году основали два ее младших брата — протоиерей Николай, известный в городе проповедник, и диакон Симеон. Братство ежедневно собиралось на молитву, помогало больным, занималось просвещением братчиков, имело свой хор и библиотеку, а вскоре вступило в Союз православных братств, основанный при митрополите Вениамине Петроградском. Александра Фёдоровна вела в Андреевском братстве лекции по изучению творений святых отцов и активно участвовала в работе Детского союза: специально для детей были организованы богослужения, во время которых они прислуживали в алтаре, читали и пели. При братстве устраивались также утренники и небольшие паломничества за город с участием детей. Активно участвовала Александра Фёдоровна и в жизни Союза: в 1921 году ее включили в число организаторов богослужебной секции очередной общебратской конференции.

Из Андреевского братства матушке Анастасии пришлось уйти: один из ее братьев, Николай, стал обновленцем. В знак протеста против обновленческой деятельности отца Николая из братства ушло большинство его членов, и оно распалось.

Тогда же, в 1921 году, митрополит Вениамин совершил монашеский постриг Александры Фёдоровны с именем Анастасия. Прожив два года в Иоанновском монастыре, после его разорения матушка создала общину сестер. За десять лет община возросла до 23–25 человек, из которых в постриге были лишь несколько. Сменившая за десять лет несколько квартир в связи с гонениями властей, эта община состояла, по воспоминаниям современников, из «высокоинтеллигентных сестер», среди них были люди очень разных мирских путей: например, вдова старосты университетской церкви академика Б. Тураева монахиня Иулиания и вдова начальника Главного тюремного управления при временном правительстве Любовь Жижиленко. Собрания общины были открыты для верующих разных храмов. Совершалась молитва, затем матушка читала собравшимся проповеди священников и свои произведения (их названия говорят сами за себя: «О кресте», «О Голгофе», стихотворение «За Церковь»). Сестры помогали репрессированному духовенству, отчисляя суммы из своих заработков и собирая средства среди верующих. Распространяли среди прихожан разных храмов произведения монахини Анастасии, утешавшие и вдохновлявшие.

Первый срок (пять лет лагерей) матушка получила в 1934 году, в связи с делом «евлогиевцев». На допросе она прямо назвала причину создания ею тайных общин: так ей советовал делать для сохранения института монашества митрополит Вениамин незадолго до своего ареста. Матушка спокойно говорила, что является противницей советского строя и идеалом считает «строй, основанный на христианских началах».

Второй арест произошел через три года после освобождения: во время войны, в октябре 1941 года.Ее взяли в Вышнем Волочке вместе с родным братом отцом Симеоном, который поселился там, отбыв свой срок: по существовавшим правилам им нельзя было селиться ближе 100 километров от больших городов. В конфискованной у матушки записке к брату она воздавала славу и благодарение Богу «за всё, за всё, за всю жизнь, за все скорби и радости».

За «проведение религиозных обрядов и антисоветской деятельности» монахиня Анастасия, отец Симеон и еще четверо человек, арестованных вместе с ними, были приговорены к десяти годам лагерей. После закрытия храма в Вышнем Волочке они все вместе молились на квартире, и это было вменено им в вину.

Монахиня Анастасия умерла в тюрьме 19 ноября 1941 года в возрасте 57 лет, через месяц после оглашения приговора. 

Анастасия Наконечная

Вода Живая
20 ноября 2013 г.

Разместить ссылку на материал

15 мая 2019 г.
Третья неделя по Пасхе: что православные отмечают в день жен-мироносиц
14 мая 2019 г.
Космическая скорость Московского Пасхального фестиваля
13 мая 2019 г.
В Пензе пройдет конференция о сохранении памяти новомучеников и жертв репрессий
03 мая 2019 г.
Декан исторического факультета ПСТГУ участвовал в комментировании прямой трансляции схождения Благодатного огня
02 мая 2019 г.
Институт сербского языка и коммуникаций (г. Белгород) и Клуб русско-сербской дружбы «ПСТГУ-Сербия» договорились о сотрудничестве
01 мая 2019 г.
Подведены итоги Всероссийской выставки научных, учебных и периодических богословских изданий духовных учебных заведений Русской Православной Церкви
24 апреля 2019 г.
При Свято-Никольском Черноостровском монастыре г. Малоярославца прошла просветительская программа для студентов ПСТГУ
24 апреля 2019 г.
Что такое «партнерский приход» в Русской Православной Церкви?
23 апреля 2019 г.
Страстная седмица: понедельник
22 апреля 2019 г.
Научно-практическая конференция по проблемам церковного искусства в ПСТГУ дала ответ на вызовы современности