на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Мониторинг СМИ

Узкий путь в широкой степи


«Как вы попали в нашу обитель?» — спросила матушка Севастиана, настоятельница карагандинского Рождественского женского монастыря. «Ну как, на автобусе», — развела руками моя подруга. Мы сидели в тесной келье, завешанной иконами и фотографиями церковнослужителей. Полвека назад в этой комнатке ютился старец Севастиан Карагандинский. Житие преподобного и его духовных чад, обретенных в казахстанской ссылке, так напоминает подвиги первых христиан, что и в самом деле кажется нереальным приехать сюда на автобусе.

Прославление местночтимого схиархимандрита Севастиана (Фомина) в лике святых Новомучеников и Исповедников Российских прошло для меня незаметно. Вся Православная Церковь тогда казалась мне маленьким ветхим храмом в старом районе под названием Михайловка. Это наименование осталось от поселка, в 1930-х годах включенного в состав нового советского города Караганда. Только рабским трудом ссыльных и спецпереселенцев можно было в считанные десятилетия освоить эти земли, где лето раскаленное, а зима ледяная. На костях узников Карагандинского трудового лагеря построены шахты, засеяны поля, выращены сады.

Осужденный за веру иеромонах Севастиан полностью отбыл срок и остался служить молитвой жертвам Карлага, живым и мертвым. В 50-х годах ему удалось открыть ту самую крохотную михайловскую церковь: одноэтажный дом с маковкой на крыше, которую советские власти не разрешили приподнимать. Поэтому прихожане углубили пол на метр в землю, чтобы высота потолка соответствовала пожарной безопасности.

Сейчас, заходя в церковь Рождества Пресвятой Богородицы, спускаешься по ступенькам вниз. В храме сумрачно, душно, а службы по-монастырски длинные. Перед амвоном на складных стульчиках сидят старушки. Они присматривают за входящими: достаточной ли длины юбка, правильно ли налагается крест и своевременны ли поклоны. Помню, как изменила мой взгляд на этих бабушек книга жития старца Севастиана. В ней рассказывается, что почти все его духовные чада с супругами и малыми детьми были насильно отправлены в холодную степь, где на голой земле жили, молились и умирали, не поступаясь своими принципами.

Еще большее потрясение ждало меня в Прощеное воскресенье, когда встали с крестами перед народом священники, а за ними из алтаря вышел и подсел с краю схимник. Иссушенное лицо, деревянный крест на груди и удивительное одеяние, он казался пришельцем из средних веков. А уж история схиигумена Евфимия не уступала его внешнему виду.

Иван Тимаков родился в многодетной крестьянской семье. Женился и со всей родней был раскулачен. В ссылке молодой спецпереселенец трудился на шахте в страшных условиях. Верою в Бога выжил, остался в Караганде и нашел духовника — преподобного Севастиана. Выйдя на пенсию, стал иереем, затем иеромонахом. Ушел в затвор. Схиигумен Евфимий скончался в прошлом году на Радоницу в возрасте 103 лет...

Официально карагандинский Рождественский женский монастырь открыли в 1998 году. Но монашеская община сложилась здесь еще при жизни батюшки Севастиана. В атмосфере строгости воспитано целое поколение христиан. В их числе и настоятельница обители матушка Севастиана. Паломников она ошарашивает поучительным чтением стихов Пушкина и Жуковского. Делится рассказами о голодных временах, тяжелом труде, тайных крещениях.

Духовник монастыря архимандрит Петр — тоже ученик святого Севастиана. Попасть к нему на беседу сложно: много желающих. Однажды я пришла к нему за благословением уехать в Москву. Близкая приятельница звала, говорила, что есть хорошая работа, дескать, с обустройством разберемся на месте. Отец Петр скептически отнесся к такому предложению. Но, видя мою неудержимость, шагнул ближе, накрыл мои пальцы ладонью и сказал: «Вот батюшка Севастиан, когда Манечка хотела уехать, взял ее так за руку и сказал: «Не уезжай!» И она осталась. А я так не могу...», — и он отошел, грустно качая головой. Я не уехала. Тогда этих слов оказалось достаточно.

Через несколько лет я все-таки покинула Караганду. Не потому, что архимандрит Петр не такой, как старец Севастиан! Это я никак не дотягиваю до Манечки, до всех тихих, безвестных страдальцев, мучеников и исповедников пустынных степей. На иконе Собора Карагандинских святых более 50 ликов, чьи подвиги подтверждены документами. А сколько их в действительности? Святые Новомученики и Исповедники Российские, молите Бога о нас!

Юлия Нурмагамбетова

Вода Живая
10 февраля 2014 г.

Разместить ссылку на материал

17 января 2019 г.
Религиовед прокомментировал доклад Open Doors о притеснениях христиан
16 января 2019 г.
Спецпредставителем врио губернатора Петербурга Александра Беглова стал Алексей Куимов
13 января 2019 г.
Паломнические туры смогут продавать только религиозные организации
12 января 2019 г.
Госдума ужесточит законодательство в отношении «деструктивных сект»
11 января 2019 г.
Время как судия. Русская и Константинопольская Православные Церкви в XX веке
31 декабря 2018 г.
Временное высшее церковное управление на Юге России в 1919–1920 годах
28 декабря 2018 г.
Эксперт: поместные церкви со временем должны пересмотреть статус Константинополя
26 декабря 2018 г.
Подлинная Украинская Церковь выстояла
26 декабря 2018 г.
В Посольстве Республики Сербии прошёл научно-просветительный вечер «Россия и Сербия. Славянский культурный диалог»
25 декабря 2018 г.
Представители ПСТГУ приняли участие во XVIII Всероссийской научно-практической конференции аспирантов и студентов в Саратове