на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Мониторинг СМИ

Свящ. Андрей Постернак: Мне кажется, что из этого болота должно родиться что-то великое



Была ли в истории человечества «Золотая эпоха»?


Я думаю, «золотая эпоха» наступает тогда, когда она проходит. Настоящее никогда не воспринимается как «золотая эпоха», потому что мы часто видим в нашей жизни больше минусов, чем плюсов. Но зато потом, когда все уходит в прошлое, мы вспоминаем какие бананы были сладкие, какая вода была мокрая, как все было прекрасно. Как сейчас с тоской вспоминают брежневские времена? Все было стабильно, никаких кризисов, прекрасный рубль. Но если мы перенесемся в брежневскую эпоху, я сомневаюсь, что верующие люди воспринимали то время как райскую жизнь. Поэтому все зависит от самоощущения своего прошлого и современности. Поэтому «золотая эпоха», она всегда позади. Всегда сзади, как назывался корабль Френсиса Дрейка.

Возможна ли канонизация царя Иоанна Грозного?


Надеюсь, что нет. Дело в том, что канонизируют все-таки святого, который является общепризнанным. И православными так воспринимается, и народом, далеким от Церкви должен восприниматься как святой. А личность Иоанна Грозного очень противоречива. Его можно оценивать с разных сторон, но о том, насколько он был святым человеком, об этом много вопросов и у православных и у не православных. Человек, который семь раз был женат, творил страшные жестокости, под большим вопросом, много ли он сделал, чтобы наше государство стало великим. Потому что после его правления начинается страшная смута, голод, эпидемии, и, собственно, кризис династии начинается тоже после его правления. Поэтому говорить о каком-то прогрессивном правлении Иоанна Грозного можно было в сталинские времена, чтобы оправдывать репрессии, тоталитарный режим. А в наше время это достаточно странно.

В каком государстве была самая жесткая и эффективная пропагандистская машина?

Дело в том, что пропагандистская машина рождается в 20-м веке. Кто автор современной рекламы? Йозеф Геббельс, министр пропаганды третьего рейха. И современные исследователи рекламы этого не отрицают, что основные принципы маркетинга, продвижения товара были сформулированы именно Геббельсом. Третий рейх просуществовал с 33-го по 45-й годы, но в его рамках сумели так оболванить людей, что они были готовы идти на смерть ради Гитлера. Собственно, сталинская эпоха сформировала тоже определенное поколение людей. Попробуйте убедить пожилых людей, что Сталин был плохим человеком. Это абсолютно невозможно. Это тоже есть плоды пропагандистской машины. Другой вопрос, что такая система не может существовать долго, она не может иметь приемников. Власть, основанная на насилии, может приносить эффективные, но временные плоды. А если речь идет о перспективе, власть должна опираться на определенные принципы.

Можете вспомнить ваше любимое четверостишье?

Кончаясь в больничной постели,
Я чувствую рук Твоих жар.
Ты держишь меня, как изделье,
И прячешь, как перстень, в футляр.

Б. Пастернак

Ваше любимое произведение у Достоевского?

«Братья Карамазовы». Я считаю, что для того, чтобы понять, что такое Россия, русский православный человек, нужно читать «Братьев Карамазовых». Однозначно! Ну еще есть такое, как я понял в последнее время, радостное произведение «Бесы». Некоторые считают, что оно мрачное, депрессивное. Но я более веселого произведения у Достоевского не читал, иронично, но при этом такого же глубокого как «Братья Карамазовы». Так что: «Братья Карамазовы», «Бесы», ну и в меньшей степени «Идиот». Вот прочтя эти три книги можно понять, что такое Россия.

Отличаются ли современные ученики от учеников прошлых лет?

Я уже сказал, что бананы были слаще 20 лет назад, вода была мокрее, поэтому я скажу, что нет.

Чем в культуре характеризуется эпоха постмодернизма?

Я разговаривал с одним кинокритиком о том, как он воспринимает постмодернизм, он сказал, что постмодернизм – это надолго. Т.е. это явления, с которым нам придется считаться и жить еще немало времени. Я думаю, что это отражение современного человека. Человек 20-го века лишен того религиозного содержания, которое было, безусловно, в 19-м веке и более раннее время. А поскольку религии нет, он ищет эти смыслы в чем-то другом. Он ищет их в крайних ситуациях. Это с одной стороны отталкивает, а, с другой стороны, показывает, насколько современный человек несчастен. Ведь что становится объектом искусства, культуры? Это какие-то крайние формы насилия, разврата, или нетрадиционная ориентация. И мы это хорошо видим по современным произведениям. И эти крайние ситуации показывают, что человек современный ищет, он хочет найти эту истину, но достигает ее, опустившись на самое дно. Достигнув этого нравственного дна, он, оттолкнувшись от него, может прийти к каким-то истинам, или не прийти. Но с другой стороны, мне кажется, что из этого болота все-таки должно родиться что-то великое. Собственно, как рождается великое в литературе? Поиск смыслов должен кончится чем-то, когда появится свой Достоевский, свой Толстой. Пока еще Прилепин не Толстой не Достоевский, но, надеюсь, что мы на пути к тому, что родится что-то великое.

Есть ли универсальное правило жизни для христианина?

Евангелие. Точнее, если уж выражаться формальным языком – это свод правил, на который надо ориентироваться. Та идеальная цель, к которой каждый должен стремиться и воплотить это немногим удавалось, но, безусловно, если человек хочет идти к тому, чтобы обрести смысл своего существования, он должен читать Евангелие. Именно потому, что в Евангелии все написано. Понятно, что время идет и нормы современного мира меняются, но христианские нормы остаются прежними. Они могут каким-то образом подстраиваться под современные условия, но сами они при этом не меняются. Поэтому, если человек задается таким вопросом, то понятно, что короткого ответа не будет на этот вопрос, но если говорить глобально - читайте Евангелие.



22 января 2015 г.

Разместить ссылку на материал

15 мая 2019 г.
Третья неделя по Пасхе: что православные отмечают в день жен-мироносиц
14 мая 2019 г.
Космическая скорость Московского Пасхального фестиваля
13 мая 2019 г.
В Пензе пройдет конференция о сохранении памяти новомучеников и жертв репрессий
03 мая 2019 г.
Декан исторического факультета ПСТГУ участвовал в комментировании прямой трансляции схождения Благодатного огня
02 мая 2019 г.
Институт сербского языка и коммуникаций (г. Белгород) и Клуб русско-сербской дружбы «ПСТГУ-Сербия» договорились о сотрудничестве
01 мая 2019 г.
Подведены итоги Всероссийской выставки научных, учебных и периодических богословских изданий духовных учебных заведений Русской Православной Церкви
24 апреля 2019 г.
При Свято-Никольском Черноостровском монастыре г. Малоярославца прошла просветительская программа для студентов ПСТГУ
24 апреля 2019 г.
Что такое «партнерский приход» в Русской Православной Церкви?
23 апреля 2019 г.
Страстная седмица: понедельник
22 апреля 2019 г.
Научно-практическая конференция по проблемам церковного искусства в ПСТГУ дала ответ на вызовы современности