на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Мониторинг СМИ

Михаил Щепенко: «Театр наш – светский. А идеалы наши – православные»

Один из самых ярких режиссеров, блистательный мастер эксперимента и при этом подлинный последователь реалистических традиций на сценических подмостках, создатель Московского театра русской драмы и герой Книги рекордов Гиннеса  как единственный театральный режиссер, имеющий богословское образование, готовится встретить свой 70-летний юбилей. Впрочем, это его не очень занимает.

 Прежде всего, скажите, как дела в вашем театре, после пожара в 2013 году было как-то совсем не замечательно...

– Да вы знаете, и сегодня не особенно все изменилось. Пока что рано говорить о каком-либо изменении культурной политики Москвы. Доносятся разговоры об объединении театров – как школ недавно. Ну, а финансирование ограничено, считается, что мы сами должны зарабатывать, а это в корне неверно. Сценической площадки своей у нас нет по-прежнему. Хорошо, что другие театры дают свою сцену, а то...

Но артисты все равно от вас не уходят...

– И за это им великая благодарность. Но... среди них весьма немало и многодетных, а тут, каким бы ты энтузиастом и подвижником ты ни был, а надо на что-то жить, кормить детей.

И все же приятно, что вы смогли отметить 40-летие творческой деятельности вашего театра. А нынешний сезон – юбилейный...


– Скромно, в своем кругу, собрались самые близкие театру люди, камерно отметили, словом.

Однако в этом году грядет и следующий юбилей, теперь уже ваш личный...


– Вы знаете, я как-то не специалист по юбилеям. Наверное, будет отмечено каким-то образом.

А что в ближайших планах?

– Спектакль «Не унывай!» по «Василию Теркину» Твардовского. Это мы ко Дню Победы, разумеется, ставим. Шукшина собираемся поставить. Заслуженная артистка России Валентина Полякова над детской сказкой работает – «Снежная королева» называется.

Не такая уж она и детская. В советские времена ее даже «подчистили» изрядно, убрав молитву «Отче наш», что читает Герда.


– Безусловно, Андерсен – не только великий сказочник, но и истинно христианский автор. В «Снежной королеве» у него очень много линий, даже тайн... Но что-то мы можем разгадать со всей очевидностью. Так, мы знаем, что тролль и сама снежная королева – это силы зла. Конечно, они действуют, как положено по законам сказки, а тем более детской, но это не лишает этих отрицательных персонажей их глубинного смысла.

Думается, что в «Снежной королеве» весьма значителен и подвиг Герды. Подвиг христианской любви.

– Да, безусловно. И ее подвиг противостоит греху уныния Кая – этому самому страшному греху на свете; недаром и в слове «вечность», которое Кай выкладывает из льдинок, совершенно нет тепла. И только Герда приносит его с собой – лишь тогда несчастный духовно ослепленный и с осколком в сердце мальчик может быть спасен. Потому что у Герды горячее сердце. Всегда очень важно то, что происходит с нашим сердцем.

Ваш театр называют «христианским», «православным», «духовным»...


– И неправильно называют, между прочим...

?

– Как можно так себя назвать, если величайшие святые на смертном одре своем говорили о том, какие они грешники? Как после этого можно назвать театр, ну, например, «духовным»? Я не могу.  Да, идеалы наши – православные, но театр наш – светский, а не религиозный, если таковой и вообще-то может быть.

Ну, например, средневековые вертепы на Рождество..
.

–  Вертепы – возможно... Мы же – театр разных форм, театр психологический. И мы ищем эти формы, ибо в искусстве всегда должна присутствовать некая «отстраненность».  Искусство вовсе не должно быть буквальным отражением нашей жизни, реалистический театр не должен быть ее подобием-близнецом. Это будет просто скучно, неинтересно и бессмысленно. Разве опера, а порой и водевиль – не разговор о жизни, но только в определенных формах? Гениальным мастером новых форм был Чехов, который оставался при этом реалистом.

Но наряду с формой мы служим и идее. Идея должна быть всегда. Иначе нет произведения, нет явления.

Но вот у постмодернистов нет идеи...


– Да, они отказываются от логоцентризма, то есть от какой-либо идеи. Но ведь этот отказ – тоже идея. Хотя и негативная.

Да уж, постмодернизм – это совсем не про вас...


– «Веленью Божию, о, Муза, будь послушна», – сказал великий поэт почти 200 лет тому назад, но слова эти сказаны были навсегда. И вот этому девизу хотели бы следовать мы. Подчиняясь ему, я на старости лет даже пошел учиться в Свято-Тихоновский университет, получил богословское – третье высшее – образование. Как можно было мне, воспитанному в атеистическом государстве, безграмотному религиозно, руководить нашим театром?

Зато теперь даже в Книгу рекордов Гиннеса попали.

– Чего-чего, но этого – уж совсем не ожидал!

Все равно поздравляем.

– Спасибо!

Беседовал Сергей ЛИТВИН

Приход.ru
06 мая 2015 г.

Разместить ссылку на материал

15 мая 2019 г.
Третья неделя по Пасхе: что православные отмечают в день жен-мироносиц
14 мая 2019 г.
Космическая скорость Московского Пасхального фестиваля
13 мая 2019 г.
В Пензе пройдет конференция о сохранении памяти новомучеников и жертв репрессий
03 мая 2019 г.
Декан исторического факультета ПСТГУ участвовал в комментировании прямой трансляции схождения Благодатного огня
02 мая 2019 г.
Институт сербского языка и коммуникаций (г. Белгород) и Клуб русско-сербской дружбы «ПСТГУ-Сербия» договорились о сотрудничестве
01 мая 2019 г.
Подведены итоги Всероссийской выставки научных, учебных и периодических богословских изданий духовных учебных заведений Русской Православной Церкви
24 апреля 2019 г.
При Свято-Никольском Черноостровском монастыре г. Малоярославца прошла просветительская программа для студентов ПСТГУ
24 апреля 2019 г.
Что такое «партнерский приход» в Русской Православной Церкви?
23 апреля 2019 г.
Страстная седмица: понедельник
22 апреля 2019 г.
Научно-практическая конференция по проблемам церковного искусства в ПСТГУ дала ответ на вызовы современности