на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Мониторинг СМИ

Протоиерей Алексий Емельянов в Северном арктическом федеральном университете в Архангельске рассказал о неуязвимости Библии

В России всегда мало читали Библию, между тем мир знает множество примеров, когда фраза из неё, услышанная налету, творила историю. Размышления об этом изложил проректор Свято-Тихоновского гуманитарного университета, библеист, протоиерей Алексий Емельянов во время лекции в Северном арктическом федеральном университете в Архангельске, сообщает пресс-служба Архангельской митрополии.

«Противоречит ли Библия современной науке?» — такова была тема лекции. Отец Алексий отметил, что наука живет по закону внутреннего саморазвития, библейский же рассказ, сохраняется неизменным: «Библейское повествование преодолело все научные кризисы, парадигмальные сдвиги. Не будучи научным трактатом или справочником, Библия трактует Иное — передает религиозный опыт, который не есть мифологическое представление о мире. Это такое трансцендентное содержание, которое нужно имманентно сообщить публике, аудитории, слушателям». По словам священника, для выполнения такой задачи большие возможности предоставляет поэтический язык.

«Язык Библии — это язык поэзии, — сказал спикер. — В Библии много книг, и они разножанровые. Есть совсем поэтические — среди них, например, Псалтирь, это просто древнееврейская поэзия, а есть книги, которые более напоминают исторический рассказ, потому что в целом литературная культура Ближнего Востока времени написания этих книг была метафорична, поэтична. То, о чем говорится в Библии, носит принципиально метафизический характер. Для авторов это совершенно ясно и для слушателей такожде».

Любая поэзия предлагает метафорический язык, отметил священник: «Ясно, что поэзию мы ценим за возможности донести до слушателя иррациональное переживание любви, красоты. Какое же переживание доносит Библия? Без исключения все библейские тексты хотят донести религиозный опыт, откровение, опыт авторов, сообщества людей, или в целом народа Божия, если мы говорим о ветхозаветных книгах народа израильского. Этот опыт бывает личным, не абстрактным и переживается конкретно. Однако он становится общим, он общий для множества разных людей, которые дышат одним духом».

Как сказал отец Алексий, религиозный опыт в первую очередь относится к взаимоотношениям человека с Богом и характеризуется, как и иные опыты, повторяемостью: «Переживания апостольские, евангельские, запечатленные в документах две тысячи лет назад, узнаваемы и сегодня. Результаты этого опыта идентичны в I и в XXI веке, и они одинаковы у тех, кто имеет настоящий религиозный опыт. Во все времена плоды были, есть и будут такими, как описал их апостол Павел. Плод духа — читай религиозного опыта — есть любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание».

Говоря об интерпретациях собрания священных текстов по отношению к естественнонаучному знанию, отец Алексий отметил, что  Библия — это не научное произведение. Библия повествует о причине мира, основании его, и для неё бесспорно, что оно в Боге. Но в одном из текстов возникает такая мысль: все сотворил Бог числом, мерой и весом.

«Мой родственник, который занимается теорией меры в МГУ, избрал это эпиграфом к своей монографии, — сказал священник. — Абсолютный дух, Бог, не имеющий ни веса, ни меры, ни измерения, вдруг имеет некую идею о творении, числом, мерой и весом. Для профессионала это восторг! Всякий математик понимает, что понятие числа, это нечто совершенно божественное. Откуда взялась такая мера абстрагирования? За этим для специалиста в теории меры стоит откровение о том, что замысел божественный очевиден, этот замысел удивительно согласуется с каким-то безмерным зданием науки, которая, конечно, гораздо больше сказала слов, несопоставимо больше продумала, выстрадала. Какие-то поистине титанические усилия принимались человечеством, чтобы продвинуть познание в той или иной области».

Также спикер обратил внимание слушателей на фразу из книги Иова: «В этой поэтической книге, любимой Достоевским, встречается мысль о том, что Бог повесил землю ни на чем. Всякий знакомый с теорией гравитации понимает, что точнее не скажешь. Мы понимаем, но одновременно и не понимаем до сих пор, что за этим стоит, не понимаем, что стоит за фактом пребывания в космическом пространстве всех наших планет и Вселенной. Да, мы не вычитываем дальше в книге Иова планетарных рассуждений, но сталкиваемся с фундаментальными понятиями. Да, они разрознены, не систематизированы, не согласованы, но дают основания независимо от того, на дворе средневековье со своими представлениями о вселенной или завтрашний день».

Отец Алексий продолжил лекцию размышлениями о фарисействе людей, фальсифицирующих религиозный опыт: «Если бы Библия могла расширяться в зависимости от состояния мировидения, как бы она, скорее всего, была уязвима! Ведь каждый человек ищет в религиозной области чего-то абсолютного. Так и в человеке — носителе религиозного опыта — ищут соответствия религиозному опыту, а когда не находят, обвиняют в фарисействе и лицемерии. Нет более кричащего противоречия на земле, когда люди играют роль двуличную, говоря об абсолютном и святом. Именно это единственное подвергнуто семикратному проклятию в Евангелии, где прощались грешники, воры, блудницы».

Протоиерей Алексий Емельянов также рассказал об известнейших персонах истории мировой мысли, жизненные траектории которых приобретали самые неожиданные очертания после соприкосновения с текстами Библии.

Информационное агентство "Православие на Северной земле"
10 ноября 2016 г.

Разместить ссылку на материал

15 мая 2019 г.
Третья неделя по Пасхе: что православные отмечают в день жен-мироносиц
14 мая 2019 г.
Космическая скорость Московского Пасхального фестиваля
13 мая 2019 г.
В Пензе пройдет конференция о сохранении памяти новомучеников и жертв репрессий
03 мая 2019 г.
Декан исторического факультета ПСТГУ участвовал в комментировании прямой трансляции схождения Благодатного огня
02 мая 2019 г.
Институт сербского языка и коммуникаций (г. Белгород) и Клуб русско-сербской дружбы «ПСТГУ-Сербия» договорились о сотрудничестве
01 мая 2019 г.
Подведены итоги Всероссийской выставки научных, учебных и периодических богословских изданий духовных учебных заведений Русской Православной Церкви
24 апреля 2019 г.
При Свято-Никольском Черноостровском монастыре г. Малоярославца прошла просветительская программа для студентов ПСТГУ
24 апреля 2019 г.
Что такое «партнерский приход» в Русской Православной Церкви?
23 апреля 2019 г.
Страстная седмица: понедельник
22 апреля 2019 г.
Научно-практическая конференция по проблемам церковного искусства в ПСТГУ дала ответ на вызовы современности