на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Мониторинг СМИ

Вера — разная, судьба — общая


У Тульской области — репутация спокойного и благополучного с точки зрения межконфессиональных отношений региона. Историки и краеведы считают, что это не случайность: традиции добрососедского существования, культура общения с людьми иной веры на тульской земле были заложены еще более трех веков назад.

Без конфликтов


В настоящее время в Тульской области зарегистрировано несколько десятков самых разных религиозных объединений. Безусловное большинство людей, живущих в нашем регионе,— конечно, православные. При этом у нас есть старообрядцы, католики, представители разнообразных течений протестантизма (баптисты, евангелисты, адвентисты Седьмого дня и т. д. ), а также мусульмане, иудеи и даже буддисты.

— Посмотрите: с одной стороны проспекта Ленина — Всехсвятский храм, с другой — католический святых апостолов Петра и Павла, совсем рядом, на улице Свободы,— синагога. В пяти минутах от храма Александра Невского — гимназия адвентистов Седьмого дня. И все мирно сосуществуют, никаких проблем. В Туле XIX — XX веков наблюдалась похожая картина: храмы разных конфессий строились недалеко друг от друга, и конфликтов между людьми разной веры никогда не было,— рассказывает сотрудница Тульского областного краеведческого музея искусствовед Ольга Кантинова.

Ольга — тулячка, выпускница кафедры теологии ТГПУ им. Л. Н. Толстого. Второе высшее образование получила в Православном Свято-Тихоновском университете, где изучала теорию и историю христианского искусства. Исследованием религиозной жизни дореволюционной Тулы, и межконфессиональными отношениями в частности, Ольга занимается много лет, во многом это обусловлено историей ее семьи.

— Моя прабабушка была лютеранкой, в семье также были католики, старообрядцы, православные. Я — православная, это мой осознанный выбор. При этом с уважением отношусь ко всем конфессиям,— признаётся Кантинова.

До революции в Туле, кроме господствующей государственной религии — православия, было представлено несколько христианских конфессий: католицизм, лютеранство (протестантизм), старообрядчество. В католическую общину входили в основном поляки и прибалты, в лютеранскую — немцы и прибалты. В общем инославные граждане. Что же касается старообрядцев, то если в XVIII веке еще существовал так называемый тульский соглас — местное течение в рамках старообрядчества, то к XIX веку он уже практически исчез. А поповцев (приемлющих священство) и беспоповцев оставалось довольно много. Среди тульских старообрядцев были известные оружейники, купцы, выборные старосты, промышленники, простой люд. Поповцы собирались в моленном доме на ул. Георгиевской (сегодня — ул. бр. Жабровых) в двухэтажном здании 1760 года постройки, приобретенном специально для этих целей купцом Д. И. Сушкиным. Любопытно, но именно из старообрядческой семьи Сушкиных происходил схиархимандрит Макарий — первый русский настоятель православного монастыря на Святой горе Афон.

Кроме того, в Туле действовали старообрядческий храм на ул. Демидовской, 37, и моленная на ул. Володарского, построенная в 1914 году. Тульские беспоповцы-раскольники традиционно селились в Чулково. Именно здесь было решено построить храм для увеличивающейся единоверческой общины. Средства на строительство пожертвовали ее члены, в том числе 5000 рублей — купец М. Я. Салищев. 27 мая 1903 года состоялась торжественная церемония закладки храма во имя Иоанна Златоуста — именно в нем сегодня проводят богослужения современные тульские старообрядцы.

Архитектор, врач, самоварщик

— Если говорить о ссорах, то если иногда случались, то между старообрядцами — представителями разных течений. Тем не менее Благовещенско-Покровская церковь в Заречье принадлежала и поповцам, и беспоповцам, помещения были разделены стеной, и в каждом шли богослужения по своему обряду,— продолжает Ольга.— Это здание сохранилось, сейчас в нем размещается «Тулагорсвет», а вот немецкая кирха, построенная недалеко от него, была полностью разрушена. Хорошо, что такая же судьба не постигла католический храм Петра и Павла…

В 1892 году католики обратились к тульскому губернатору с прошением выделить участок земли для строительства храма, обещая взять на себя все расходы, связанные с его возведением и содержанием. Через год разрешение было получено, и 15 мая 1894 года на перекрёстке улиц Киевской и Мотякинской (ныне пр. Ленина и ул. Льва Толстого) состоялась закладка римско-католического храма. Автор проекта, католик Эварист Скавронский, в те годы занимал должность главного архитектора губернии. А синодиком церковного совета католического прихода Тулы был основатель городской больницы и санитарной комиссии, врач Викентий Смидович, отец писателя В. В. Вересаева — кстати, крещенного в православии. Известно, что семья Смидовичей жертвовала как на католический, так и на православные храмы.

Еще одно известное имя: Федор Заф — тлебен. Немец и, предположительно, лютеранин по вероисповеданию, преемник династии самоварщиков Баташёвых, был известным в городе меценатом, директором Тульского Мариинского детского приюта.

Да, православие было государственной религией. Но принадлежность к иной вере не становилась препятствием при назначении на высокие посты. Представители разных конфессий входили в местную элиту, слыли благотворителями и старались работать на благо Тульской губернии.

Немецкая готика в тульском храме


Как искусствоведа Ольгу Кантинову прежде всего интересуют образцы материальной культуры, рассказывающие о той эпохе. В фондах Тульского областного краеведческого музея хранится множество уникальных предметов церковного назначения, свидетельствующих о «близких контактах» и взаимовлиянии разных культур.

Икона «Благовещение» конца XVIII — начала XIX века — исключительно православная по содержанию, но с западной барочной иконографией, в окладе, расшитом стеклярусом и речным жемчугом. Нет сомнения, что образ был написан православным художником для православной семьи.

Готическое блюдо для водосвятия 1643 года из католической церкви под Ригой было кем-то привезено в Тулу и использовалось в православных храмах — также для водосвятия. На дне выгравирована сцена Благовещения. Иконография — традиционная для поздней готики Северных земель: Дева Мария и ангел молятся, преклонив колени.

Медные складни, образки, кресты, отлитые на Гуслицкой старообрядческой фабрике и бытовавшие в православных семьях, были чрезвычайно популярны у простых людей. Известно, что наша землячка, первая женщина — исследовательница Арктики Татьяна Прончищева, была похоронена со старообрядческим крестом — он принадлежал ее мужу Василию, а Татьяна носила его в память о покойном супруге…

У каждой из христианских конфессий — свои традиции, свой религиозный опыт, своя эстетика. Да, мы — разные, но живем на одной земле. И во многом судьба у нас общая. В 1930-е годы под каток репрессий попали все церкви: закрывались и разрушались храмы, гибли в лагерях священники. И духовное возрождение в последние десятилетия мы тоже переживаем вместе.

Митрополит Тульский и Ефремовский Алексий:

— Межконфессиональное согласие — это очень важно. Важный элемент человеческого религиозного сознания, которым поверяется доброкачественность принадлежности к тому или иному вероисповеданию — нахождение в состоянии внутреннего мира. А мир приходит через то, чтобы принять другого человека — не ощетиниваясь от него, не одергивая. Принять с уважением и в общении друг с другом достигнуть мирного духа и сделать его достоянием среды, в которой мы живем. Каждый человек — особенный, со своими гранями, со своим пониманием, своей индивидуальностью, которую он выявляет и одаряет ею весь мир. Мы должны это беречь, ценить — и тогда получается благо для всех…


01 августа 2018 г.

Разместить ссылку на материал

02 августа 2018 г.
Русская Церковь выдержала очередной натиск на Украине
01 августа 2018 г.
Депутаты предлагают лишить туркомпании возможности организовывать паломнические поездки
01 августа 2018 г.
Неоязычество не является "обращением к корням"
01 августа 2018 г.
Вера — разная, судьба — общая
12 июля 2018 г.
Рубль в настоящем
11 июля 2018 г.
Строительство храма планируют завершить к осени
11 июля 2018 г.
Переход Киевской митрополии к РПЦ в XVII веке был абсолютно законным, попытки оспорить это нельзя воспринимать всерьез - богослов
05 июля 2018 г.
Вспоминая роковые годы ГУЛАГа
05 июля 2018 г.
Состоялось вручение дипломов выпускникам Общецерковной аспирантуры
05 июля 2018 г.
Коммюнике X богословских собеседований между Русской Православной Церковью и Немецкой епископской конференцией