на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Мониторинг СМИ

Русская Церковь выдержала очередной натиск на Украине


1030-летие Крещения Руси стало великим праздником для всех православных христиан и трагикомическим фарсом для украинских националистов.

Помните у Достоевского: «Тут дьявол с Богом борется, а поле битвы — сердца людей»? Богословски фраза не вполне точная, однако ее образность как нельзя лучше применима к украинской ситуации последних лет. И не столько к тому, что недавние сводки с фронтов Донбасса столь сильно напоминали сообщения Советского информбюро времен Великой Отечественной войны, сколько непосредственно к брани духовной.

В наши дни эта брань все больше и больше обретает черты геополитического противостояния, в котором задействованы вполне реальные мировые игроки. А потому духовный «1-й Украинский фронт» сегодня, когда пушки в Донбассе затихли, проходит через самое сердце Украины — ее каноническую Православную Церковь. Именно на этом направлении в минувшие выходные, в дни празднования 1030-летия Крещения Руси, состоялась битва, значение которой вполне сравнимо с Бородинским сражением. Как по неопределенности итогов, так и по тому, что вопреки чаяниям врагов Русской Церкви серьезнейший натиск был выдержан.

Не Москва ль за нами?

Как бы патетически это ни прозвучало, нужно понимать: именно каноническая Украинская Православная Церковь сегодня находится в авангарде борьбы за сохранение Русского мира не как русскоязычного пространства, но цивилизации. Благо сегодняшний «последний окоп» находится не в Третьем Риме, Москве, а в Матери городов русских — древнем Киеве. И «наши западные партнеры» это понимают, пожалуй, лучше нас самих: привести к власти послушных марионеток несложно, куда сложнее сделать так, чтобы лишить людей Русского мира самой основы их идентичности — православной веры.

Конечно, те, кто сегодня на Украине продавливает идею «Единой поместной автокефальной церкви», никогда не скажут, что эта «церковь» не будет православной. Так, тот же Константинопольский Патриарх Варфоломей в своем «Киевском послании» по случаю 1030-летия Крещения Руси говорит о перспективах именно православной автокефалии (цитируем по официальному сайту «президента Украины» с сохранением особенностей орфографии): "Признавая высокую ответственность первопрестольной Константинопольской Церкви, которая никогда не переставала и не смирялась перед незаконными и неканоническими ситуациями, которые потрясали естественное функционирование православной церкви, и в эти ответственные времена она взяла на себя инициативу восстановить единство православных верующих Украины с конечной целью даровать украинской церкви автокефалии".

Но вместе с тем очевидно: в реальности эти автокефалистские устремления разделяют исключительно крайне политизированные, националистически и русофобски настроенные персонажи. И объединяет их не столько желание укрепить Православную Церковь на Украине, исцелив многочисленные расколы, сколько объединить и усилить последние. А в перспективе, скорее всего, соединить их и с униатской Украинской греко-католической церковью, идеологически близкой раскольникам-националистам. Хотя и подчиняющейся не ряженым самозванцам, наподобие главы так называемого Киевского патриархата, лжепатриарха Филарета (Денисенко) или еще более маргинального лидера «УАПЦ», лжемитрополита Макария (Малетича), но непосредственно Римскому папе.

Впрочем, последнее не является проблемой ни для украинских раскольников, которые зачастую устраивают совместные молебны с униатами, ни для Константинопольского Патриарха Варфоломея, который впереди планеты всей продвигает идеологию экуменизма — преступного, с позиций христианской ортодоксии, компромисса в вопросах веры с теми же католиками. Ватикан же готов принять в свои «объятия» не только при сохранении любой обрядности, но и «православного» самоназвания. И именно поэтому сама идея украинской автокефалии — не что иное, как шаг к новой унии. Столь же антимосковской, как и в позднем средневековье, правда, куда более секулярно-модернистской.

И отступили басурманы...

Тем не менее празднования 1030-летия Крещения Руси не только в Москве, но и в Киеве стали символами единства русского православного духа. Крестный ход канонической Украинской Православной Церкви, являющейся самоуправляемой, но неотъемлемой частью Церкви Русской, собрал не менее 250 тысяч верующих, а объединенная «хресна хода» раскольников, совмещенная с националистической демонстрацией под «жовто-блакитными» флагами, — в десятки раз меньше. При этом, как ни мечтали украинские националисты именно в эти дни получить Томос (указ) Константинопольского Патриарха о даровании им «автокефалии», несмотря на все их старания (а по некоторым данным, даже щедрые подношения), «Всесвятейший» Варфоломей ограничился лишь весьма расплывчатым приветственным посланием — этаким «послезавтраком».

Более того, если представители Константинопольского Патриархата лишь крайне дипломатично приняли участие в националистических действах киевских властей, а от непосредственно раскольничьих уличных маневров вовсе воздержались, то каноническую Церковь поддержали многие Поместные Церкви. От Грузинской (митрополит Зугдидский и Цаишский Герасим в киевском крестном ходе шел по правую руку от митрополита Киевского и всея Украины Онуфрия) до Александрийской. Предстоятель последней, Папа и Патриарх Александрийский и всей Африки Феодор II, прибыл в Москву, где вместе со Святейшим Патриархом Кириллом совершил Божественную литургию в Московском Кремле, после чего дал эксклюзивное интервью телеканалу «Царьград», где, в частности, подчеркнул: "Моя большая любовь к Русской Церкви заставила меня прибыть сюда, чтобы рядом с вами отпраздновать эти праздники. Я должен был находиться в миссии в Африке, но отложил свою программу, чтобы принять участие в этих торжествах. Я был очень обрадован тому количеству, которые молились за Божественной литургией, которую мы совершили с Патриархом Кириллом. И очень большая радость, что вместе с нами крестным ходом прошел Президент России Владимир Путин. В эти минуты я взирал на памятник равноапостольному великому князю Владимиру и размышлял о том, каким великим мужем и лидером он был. Я сравниваю его с императором Константином Великим, ведь через то, что на Русь пришло Православие, изменилась история вашей страны, вашего народа".

Более того, Александрийский Патриарх, который, согласно церковному диптиху, занимает почетное второе место среди Предстоятелей Православных Поместных Церквей, а также с глубокой древности имеет титул «Судия Вселенной», дал четко понять, что полностью поддерживает Русскую Церковь по украинскому вопросу. В частности, подчеркнув, что «нельзя поддаваться политическому давлению», и что «когда разделяются государства, а потом и Церковь — это неправильно».

Словом, именно единство православных людей перед лицом очень серьезной опасности — самой настоящей религиозной войны — позволило устоять перед одним из самых серьезных натисков за всю историю Православия.

Но, повторимся, состоявшаяся духовная битва очень напоминает Бородинскую. А это значит, что расслабляться не только рано, но и преступно. Так, в интервью телеканалу «Царьград» известный специалист по украинской церковной тематике, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета Владислав Петрушко отметил:

"Мы видим, что все эти горделивые заявления Порошенко, что уже к 1030-летнему юбилею Крещения "Руси-Украины" Константинополем будет дарована украинская автокефалия, обернулись "пшиком". Очевидно, что желаемое выдавалось за действительное, а сам Патриарх Варфоломей в своем послании, по сути, дал понять, что с украинскими властями они лишь "договорились договариваться". И хотя вряд ли Фанар (стамбульский квартал, где находится резиденция Константинопольского Патриарха — ред.) откажется от своих намерений, то, что ему продемонстрировали такую силу, активное неприятие автокефалистских намерений, а главное — то, что православные сердца в Москве и Киеве бьются в унисон, заставит его задуматься. Хотя успокаиваться, конечно, пока нельзя".

Да, были люди в наше время

Конечно, выстоять в сложившейся на Украине ситуации невозможно без единства православных людей разных стран, а также без их поддержки со стороны светских властей Государства Российского. И здесь особенно символично то, что его Глава принял самое активное участие в московских торжествах, посвященных 1030-летию Крещения Руси. Разумеется, единой Древней Руси, а не мифической «Киевской Руси-Украины». И неслучайно Владимир Путин в своем слове процитировал русского историка и философа, не мыслившего разделения России и Украины, Льва Гумилева: "Крещение дало нашим предкам высшую свободу — свободу выбора между добром и злом, а победа Православия подарила Руси тысячелетнюю историю".

Но говоря о соборном духовном единении миллионов православных людей в разных городах России и Украины, нельзя не сказать об одном человеке, чье исповедническое служение сегодня напоминает служение русских архипастырей в страшные годы советских богоборческих гонений. Этот человек — Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Онуфрий. Сложно преувеличить уровень того колоссального давления, которое оказывают на владыку русофобские власти и всевозможные раскольники и сектанты-националисты. Но несмотря ни на что, Предстоятель канонической Украинской Православной Церкви, сохраняя политическую дипломатичность, ни в чем не поступился в вере.

И неслучайно в своей последней проповеди, произнесенной 29 июля, митрополит Онуфрий напомнил, почему апостол Петр, хотя и пошел по воде за Христом, но стал тонуть. Блаженнейший владыка напомнил слова Господа, произнесенные апостолу: «Маловерный! Чего усомнился?» (Мф. 14, 31) и подчеркнул:

"Недостаток сердечной веры делает нас трусами. Он согрешил против Бога, то есть он умалил Бога, подумал, что волна сильнее Бога. Согрешив, начал тонуть".

С тех пор прошло два тысячелетия, но и сегодня именно такие люди, как владыка Онуфрий, своим примером дают нам понять, что никакие националистические волны не способны одолеть Церковь Христову и ее верных чад.

Источник 
02 августа 2018 г.

Разместить ссылку на материал

14 декабря 2018 г.
Региональные Рождественские чтения в Магадане: Молодежь. Свобода и ответственность
14 декабря 2018 г.
В Воронеже состоялись Митрофановские церковно-исторические чтения
13 декабря 2018 г.
ПСТГУ возглавил тройку лучших гуманитарных вузов в рейтинге востребованности вузов МИА "Россия сегодня"
13 декабря 2018 г.
Принята к рассмотрению диссертация протоиерея Олега Давыденкова на соискание ученой степени доктора теологии
11 декабря 2018 г.
ВИДЕО Представление книги протоиерея Георгия Ореханова о Льве Николаевиче Толстом
11 декабря 2018 г.
«Одна лишь Сербия родная… осталась верной до конца»
11 декабря 2018 г.
Константинополь отменяет Киевский патриархат и создает параллельную церковь
10 декабря 2018 г.
Под Державным Покровом. История народного почитания
09 декабря 2018 г.
Декан факультета церковного пения принял участие в VIII Иеронимовских чтениях
07 декабря 2018 г.
Батюшка чрезвычайных обстоятельств
Руководитель группы церковной помощи в чрезвычайных ситуациях отец Андрей рассказал, как помогал пострадавшим при наводнениях и сопровождал родственников погибших в авиакатастрофах. Отец Андрей (Близнюк) — клирик храма Святителя Николая в Кузнецкой слободе и аттестованный священник-спасатель. Он преподает в Свято-Тихоновском гуманитарном университете и православной Свято-Петровской школе. И часто оказывается в зоне чрезвычайной ситуации. Порой, когда пострадавшим и родственникам погибших уже не в силах помочь ни врач, ни психолог, вся надежда остается только на священника, на его духовную поддержку. О том, как проходил специальную подготовку, почему в трудный момент стоит вспоминать сказки, о заочном отпевании, а также кто и как в критической ситуации может провести чин экстренного крещения, протоиерей Андрей рассказал спецкору «МК».