на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Мониторинг СМИ

Для верующих Украины наступает момент истины, — церковный историк Владислав Петрушко


Константинопольский Патриархат «в рамках подготовки к предоставлению автокефалии Православной Церкви на Украине» назначил своими экзархами в Киеве архиепископа Памфилийского Даниила из США и епископа Эдмонтонского Илариона из Канады. Что это может значить для канонической Украинской Православной Церкви и ее паствы? Об этом «Фома» спросил профессора Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета, доктора церковной истории Владислава Петрушко.

— Прежде всего, это действие, которое совершено Константинопольской Патриархией без согласования, как со священноначалием Московского Патриархата, так и со священноначалием канонической Украинской Православной Церкви. Поэтому его однозначно можно квалифицировать как вопиющее попрание канонов и проявление очень недружественных чувств по отношению к Украинской Церкви и Московскому Патриархату в целом. По меньшей мере, эти действия оскорбительны сами по себе, но кроме того, на мой взгляд, они имеют и более далекую перспективу, делающую этот шаг еще более вызывающим, так как он, несомненно, будет способствовать углублению церковного раскола на Украине.

И хотя подчеркивается, что статус этих так называемых «экзархов» — только статус посланников Патриарха, неких спецпорученцев, но мы знаем, что в структуре Константинополя существуют и экзархаты территориальные, как, например, Русская архиепископия в Западной Европе. Поэтому фанариоты (представители Фанара — центра Константинопольского Патриархата — ред.) — великие мастера жонглировать терминами — вполне могут в дальнейшем этих «экзархов»-посланников конвертировать в полноценных возглавителей территориального экзархата или какой-либо иной новосозданной структуры константинопольской юрисдикции на территории Украины, что станет еще большим углублением юрисдикционного конфликта и еще большим нарушением канонического порядка в Православной Церкви со стороны Константинопольской Патриархии.

Эти так называемые «экзархи» уже не раз посещали Украину и вели от лица Константинопольской Патриархии диалог с раскольниками-автокефалистами, участвовали в совместных с ними мероприятиях. Скорее всего, они продолжат свою деятельность в том же духе, и ничего хорошего от их пребывания на Украине, я думаю, ожидать не приходится.

Что касается дальнейшего положения канонической Церкви на Украине, то следует ожидать в случае создания параллельной структуры Константинопольского Патриархата развития точно такой же ситуации, которая сложилась в Эстонии, где уже больше 20 лет параллельно сосуществуют две юрисдикции — Константинопольского и Московского Патриархатов. Понятно, что в Эстонии все происходит в совсем ином масштабе: там власти рассматривают православие как религию меньшинства, прежде всего, русского и некоторой части православных эстонцев.

Но мы же знаем, чего требует Порошенко, чего требует нынешний режим на Украине, а именно — Поместной Украинской Церкви. Таким образом, если константинопольская юрисдикция будет создана на Украине, и даже если она сразу не станет автокефальной, а параллельной юрисдикции Москвы, мы можем ожидать, что Украинскую Церковь Московского Патриархата тут же объявят нежелательной организацией, Церковью, чей духовный центр, как все время подчеркивается, находится на территории «страны-агрессора». По сути, ее поставят вне закона, и, боюсь, начнутся открытые гонения, отнятие приходов, храмов и монастырей и т.д.

Вопрос об автокефалии на Украине — это, конечно, вопрос исключительно политический, потому что она выгодна Порошенко, но при этом выгодна также и, так сказать, «коллективному Западу». Но она выгодна и Фанару, который утверждает свои амбиции в православном мире и пытается трактовать первенство чести Константинопольской кафедры как первенство власти.

Украинская Православная Церковь не раз декларировала, что она целиком самостоятельна в своей внутренней жизни, и кроме канонической связи с Москвой ее ничего не связывает. Этого статуса более чем достаточно для того, чтобы вести полноценную церковную жизнь. Так что для реальной церковной духовной жизни проблема независимости — это, в общем-то, надуманная проблема. Но теперь противостояние тому натиску, который происходит на каноническую Церковь, я думаю, становится для паствы Украинской Церкви вопросом духовным, так как это вопрос верности своей духовной традиции, которой они принадлежат, вопрос противодействия давлению государства, которое, по-сути, вмешивается в церковную жизнь. Причем, вмешивается с позиций агрессивного национализма, который является идеологией этого государства, и который совершенно несовместим с православием. В целом, это вопрос отстаивания своей духовной свободы.

Для простых верующих, на мой взгляд, складывающаяся ситуация — это момент истины. Те, для кого вера — это лишь некое выражение национальных чувств, думаю, уйдут в новосозданную структуру, которая, несомненно, с самого начала будет политизированной и станет исполнять роль идеологической прислужницы режима Порошенко. Хотя, в общем-то, самые ярые националисты и так уже давно ушли в раскол.

В канонической Церкви останутся те, для кого Церковь — «Царство не от мира сего», вне политических страстей, вне националистической идеи, те, для кого наша общая православная традиция, восходящая к истокам Киевской Руси, к святому князю Владимиру, не является пустым звуком, для кого остается значимым вопрос духовного единства русского, украинского, белорусского народов.

Источник

14 сентября 2018 г.

Разместить ссылку на материал

21 сентября 2018 г.
Страшную тайну НКВД помогло раскрыть фото, сделанное воздушными разведчиками Люфтваффе
14 сентября 2018 г.
Священник Александр Мазырин о том, что происходит во взаимоотношениях Русской и Константинопольской Церквей
14 сентября 2018 г.
Церковный историк, священник Александр Мазырин: Константинополь хотел подчинить себе православных эмигрантов всего мира
14 сентября 2018 г.
Для верующих Украины наступает момент истины, — церковный историк Владислав Петрушко
13 сентября 2018 г.
Профессор Дворкин выступил на конференции по славянскому неоязычеству
13 сентября 2018 года в Нижегородской духовной семинарии состоялась конференция «Славянское неоязычество: генезис и развитие феномена в России в начале XXI века». «Тема неоязычества в настоящее время актуальна, хотя изучена еще недостаточно. Есть потребность в написании фундаментальной монографии. У нас создана рабочая группа, занимающаяся проблемой неоязычества, много аспектов еще предстоит изучить, — прокомментировал модератор конференции, профессор Московского государственного лингвистического университета, доктор исторических наук Роман Силантьев. — Это первая конференция по неоязычеству в Нижнем Новгороде по церковной линии, но не первая в целом, поскольку здесь находится ведущий центр по изучению этого явления, который возглавляет Роман Шиженский. Кроме того, здесь когда-то возникла первая официально зарегистрированная неоязыческая община».
13 сентября 2018 г.
Профессор Петрушко о действиях Константинопольского Патриарха
13 сентября 2018 г.
Декан педагогического факультета ПСТГУ: Нас признают как профессионалов
13 сентября 2018 г.
ПСТГУ способствовал формированию кадров в епархиях
13 сентября 2018 г.
Штатные катехизаторы храмов о радостях и горестях своей работы
13 сентября 2018 г.
В карельском поселке побывала группа миссионеров из ПСТГУ