на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Мониторинг СМИ

Церковный историк, священник Александр Мазырин: Константинополь хотел подчинить себе православных эмигрантов всего мира


Готовность Константинопольского патриарха признать украинских раскольников и войти - в нарушение всех мыслимых и немыслимых правил - на чужую каноническую территорию со своими епископами сделало эти новости топовыми. Разворачивается драма, назревает новый раскол, ситуация может обернуться человеческими трагедиями. Константинополь взял на себя весьма странную для православного мира роль "главной церкви" в 20-х годах 20 века. О том, что тогда произошло, наш разговор с церковным историком, специалистом по истории Русской церкви 20 века, профессором, священником Александром Мазыриным.

Отец Александр, в 20-е годы XX века произошло что-то серьезное: Константинополь стал заявлять о себе как не о символической, а взаправду Вселенской церкви.


Священник Александр Мазырин: С начала XX века в жизни Константинопольской церкви, действительно, произошли очень серьезные изменения. 10-20-е годы стали периодом многочисленных войн: сначала две Балканские, потом Первая мировая, затем война Греции и Турции. В результате всех этих потрясений значительно сократилась греческая паства Константинопольской церкви, которую она традиционно окормляла на территории Турции. И если в начале XX века Константинопольская церковь являла картину полноценной Поместной церкви с десятками епархий, множеством духовенства, несколькими миллионами человек паствы, то после массового изгнания греческого населения из Малой Азии, она осталась почти без паствы. Исключением был только сам Константинополь, но и там количество греков все время сокращалось. Перед Константинопольской патриархией встала задача выживания в чужом ей Стамбуле. И, решая эту задачу, Константинополь сделал ставку… на поиск внешних покровителей. Первоначально в роли такого покровителя рассматривалась Великобритания. Присланный из Америки архиепископ Афинагор летел в Стамбул на президентском самолете Трумэна

Почему именно Великобритания?

Священник Александр Мазырин:
В 20-е годы в сознании греческих патриотов доминирующей была так называемая Великая идея - идея восстановления греческой державы в рамках прежней Византийской (Ромейской) империи со столицей Константинополем. Но греки, конечно, не могли реализовать эти планы своими силами и искали помощи великих держав. В первую очередь Англии. Возник даже грандиозный замысел фактического объединения Константинопольской и Англиканской церквей, чтобы заручиться содействием в этом политическом проекте влиятельной Англиканской церкви и опереться на военно-политический ресурс Великобритании. С этой целью Константинопольская патриархия затеяла целый ряд реформ, призванных сблизить Православную церковь с Англиканской. В частности, реформировала календарь, перейдя к так называемому новоюлианскому календарю. Было видно, что Константинопольская патриархия готова идти на самые серьезные уступки англиканам в надежде, что Англия поможет грекам "заполучить Святую Софию" - символ величия Константинопольской церкви. Однако англичане не оправдали надежд и серьезной помощи грекам не оказали.

Их единственной помощью стало давление на Турцию на Лозанской конференции, заставившее ее отказаться от требования полного изгнания Константинопольской патриархии из Стамбула. Изгнание не состоялось, но это была, по сути, единственная помощь, которую Константинопольская патриархия смогла тогда получить от Англии. В целом же, после провала авантюрной военной кампании греков в Малой Азии, положение Константинопольской патриархии было катастрофическим.

Константинополь искал поддержку даже у Советской власти?

Священник Александр Мазырин:
Да, неожиданно он начал искать поддержку… у атеистов большевиков. Политические причины: советское правительство единственное в начале 20-х годов поддерживало тесные связи с новым революционным правительством Турции Кемаль-паши (Ататюрка). И Константинопольская патриархия рассчитывала оказать через большевиков воздействие на турецкое правительство, с тем чтобы то смягчило свой нажим на нее. Но и со стороны большевистского руководства она тоже не получила существенной поддержки, хотя пошла на целый ряд существенных шагов, чтобы расположить к себе большевиков. И самым существенным ее шагом стала поддержка со стороны Константинопольской патриархии просоветского обновленческого раскола.

Это невероятное предательство.

Священник Александр Мазырин:
Да, Константинополь поддержал раскол, инспирированный большевистским руководством с целью раздробления и ослабления Русской церкви изнутри - с последующей ее ликвидацией.

Лишившись основной части собственной паствы в Малой Азии, Константинопольская патриархия попыталась компенсировать этот ущерб в других местах. Именно тогда и была провозглашена доктрина исключительных прав Константинопольской патриархии в православной диаспоре. Цель - подчинить себе православных эмигрантов всего мира и в Западной Европе, и в Америке, и в других местах земного шара. И в первую очередь русских, оказавшихся в ситуации трагического "исхода".

Главной силой, которая могла воспрепятствовать этим планам, была именно Русская церковь. Поэтому Константинопольская патриархия не стеснялась вместе с большевиками участвовать в ее максимальном ослаблении. Кроме обновленцев они поддерживали и других раскольников Русской церкви.

Конечно, столь агрессивная политика Константинополя фактически завела взаимоотношения между Русской и Константинопольской церквями в тупик. В 20-30 годы они, по сути, были приостановлены, и не только из-за того, что опустившийся "железный занавес" сделал крайне затруднительными контакты между ними.

А как на такое поведение Константинополя реагировал Патриарх Тихон?

Священник Александр Мазырин:
Патриарх Тихон указывал на абсолютную неправомерность всех этих действий. Прямо говорил, что хотя мы и признаем "первенство чести" Константинополя в православном мире, но это не дает Константинопольской патриархии никаких властных прерогатив. И никакого права вмешиваться в дела других Поместных церквей, направляя к ним каких-то своих уполномоченных представителей без согласования с руководством поместных Церквей. Он без резких выражений, но очень твердо указал Константинопольскому патриарху его место. Другие православные церкви, в частности Антиохийская, встали на сторону Московского патриарха, найдя притязания Константинополя совершенно необоснованными.

Тем не менее, несмотря на фактическое приостановление отношений с крупнейшей православной Поместной церковью - Русской, Константинополь и в 20-е, и в начале 30-х годов продолжал предпринимать активные усилия для того, чтобы организационно оформить свое "первенство власти" в православном мире. С этой целью они пытались провести так называемый Восьмой Вселенский или Всеправославный собор. Причем желая, чтобы Русская церковь на этом соборе была представлена раскольниками-обновленцами, которых они в тот момент всячески поддерживали. Но другие православные поместные церкви - Антиохийская, Сербская, Румынская - отказались поддержать в этом Константинополь, и в результате этот Всеправославный собор не состоялся. Константинополь поддержал обновленческий раскол, задуманный большевиками для раздробления, ослабления и ликвидации Русской церкви

Константинополь остался церковью с внешними покровителями?

Священник Александр Мазырин:
Да. Не добившись политической поддержки со стороны большевиков, Константинопольская патриархия уже в 40-е годы переориентировалась на другого политического покровителя. Им стали Соединенные Штаты Америки. На Константинопольский престол был возведен американский архиепископ Афинагор, который прямо говорил, что его главная задача как главы Константинопольского патриархата - отстаивание американских интересов.

В послевоенный период Константинополь фактически превратился в инструмент внешней политики США. Это в чем только не проявлялось, даже в препятствовании нормальной жизни русского Афона, который формально относится к юрисдикции Константинопольского патриархата.

Это продолжающееся превращение Константинополя в политический инструмент США ярко иллюстрирует и современная ситуация. Константинопольский патриарх по-прежнему стремится расширить свое влияние в православном мире и превратиться в некий аналог Ватикана. И точно так же, как в 20-е годы, главным препятствием в этом видит Русскую церковь. И старается способствовать ее всяческому ослаблению. Если в 40-50-е, да вплоть до 90-х годов, это было затруднительно, то после распада СССР и образования новых государств, Константинопольская патриархия получила значительный простор для действий. Ее интересы совпадают с интересами нескольких правительств, стремящихся оторвать своих православных граждан от Русской церкви. Но и, конечно, с очевидными интересами США и западного мира, заинтересованного в ослаблении России и ее главной духовной силы - Русской православной церкви.

И тут разворачивается история с Украиной…

Священник Александр Мазырин:
В данный момент наиболее уязвимое место для единства Русской церкви - Украина. И как мы видим, именно туда и явно с политического благословления "внешних покровителей" наносится удар.

И это не наша с вами конспирология?

Священник Александр Мазырин:
Нет, факты очевидны. Мы же видим, какую поддержку оказывают украинским раскольникам из-за океана. Весьма показательно, что два так называемых экзарха, направляемых Константинополем на Украину, едут из Америки - из США и Канады.

В Facebook их уже окрестили "Петров и Васечкин". По их лицам многое прочитывается.

Священник Александр Мазырин:
Еще со времен исхода греческого населения с территории Турции в 20-х годах большая часть паствы Константинопольского патриархата находится в США. Свое основное содержание Константинопольский патриархат получает именно оттуда. Оттуда идет и основное влияние. То же самое и с украинскими раскольническими структурами. Когда после войны эти расколы на территории Украины были ликвидированы, их основными местами базирования стали США и Канада. Они там благополучно развивались все эти годы, а в 90-е годы были приняты в юрисдикцию Константинопольской патриархии. При том, что происхождение этих структур невероятно скандально: так называемая украинская автокефалия ведет свою родословную от киевских "самосвятов" 20-х годов.

Кто были эти "самосвяты"?

Священник Александр Мазырин:
Украинские националисты, провозгласившие автокефалию, но и так не нашедшие канонических епископов, которые бы согласились ее возглавить. И тогда они совершили акт "самопосвящения", провозгласили своего руководителя Василия Липковского Киевским митрополитом. Для надежности возложив ему на голову мощи почившего много веков назад святого Киевского митрополита Макария. В народе их за это точно и мудро прозвали "мертворучники". Наследники этих самосвятов-мертворучников в течение всего послевоенного периода действовали за океаном, а после 90-х как "готовые структуры" были использованы для насаждения раскола на Украине. Здесь явная тесная связь Константинопольской патриархии, принявшей под свое крыло последователей "самосвятов", ее американских кураторов, украинских националистов и постсоветских правительств Украины, начиная с президента Кравчука.

То, что мы видим сейчас, в принципе не ново. К этому все шло, но ныне достигло самой опасной стадии.

Источник

14 сентября 2018 г.

Разместить ссылку на материал

21 сентября 2018 г.
Страшную тайну НКВД помогло раскрыть фото, сделанное воздушными разведчиками Люфтваффе
14 сентября 2018 г.
Священник Александр Мазырин о том, что происходит во взаимоотношениях Русской и Константинопольской Церквей
14 сентября 2018 г.
Церковный историк, священник Александр Мазырин: Константинополь хотел подчинить себе православных эмигрантов всего мира
14 сентября 2018 г.
Для верующих Украины наступает момент истины, — церковный историк Владислав Петрушко
13 сентября 2018 г.
Профессор Дворкин выступил на конференции по славянскому неоязычеству
13 сентября 2018 года в Нижегородской духовной семинарии состоялась конференция «Славянское неоязычество: генезис и развитие феномена в России в начале XXI века». «Тема неоязычества в настоящее время актуальна, хотя изучена еще недостаточно. Есть потребность в написании фундаментальной монографии. У нас создана рабочая группа, занимающаяся проблемой неоязычества, много аспектов еще предстоит изучить, — прокомментировал модератор конференции, профессор Московского государственного лингвистического университета, доктор исторических наук Роман Силантьев. — Это первая конференция по неоязычеству в Нижнем Новгороде по церковной линии, но не первая в целом, поскольку здесь находится ведущий центр по изучению этого явления, который возглавляет Роман Шиженский. Кроме того, здесь когда-то возникла первая официально зарегистрированная неоязыческая община».
13 сентября 2018 г.
Профессор Петрушко о действиях Константинопольского Патриарха
13 сентября 2018 г.
Декан педагогического факультета ПСТГУ: Нас признают как профессионалов
13 сентября 2018 г.
ПСТГУ способствовал формированию кадров в епархиях
13 сентября 2018 г.
Штатные катехизаторы храмов о радостях и горестях своей работы
13 сентября 2018 г.
В карельском поселке побывала группа миссионеров из ПСТГУ