на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Мониторинг СМИ

Преподаватель ПСТГУ протоиерей Константин Гипп: Миссия в чумах


Настоятель Покровского храма города Жиздры в Калужской области протоиерей Константин Гипп рассказывает о своих миссионерских поездках на Полярный Урал, о православной вере оленеводов и попытках уйти в иную реальность.


Отец Константин, где Жиздра и где – Полярный Урал. Как Вы там оказались и с чем столкнулись?

– Первый раз мы попали на Полярный Урал в 2008 году. К тому времени наш приходской турклуб существовал уже лет шесть, но так далеко мы еще не выбирались. А тут один калужанин подсказал, помог.

Мы сразу же столкнулись с тем, что местные – а это ханты, манси – реально себя считают православными, но о Православии ничего не слышали. С этим надо было что-то делать. Так совпало, что вскоре я начал преподавать на миссионерском факультете Свято-Тихоновского университета, и у меня возникла идея: почему бы не заинтересовать еще и студентов поездкой на Полярный Урал?! Приключения все-таки, дикая природа, Крайний Север! Все получилось в 2013 году: студенты-миссионеры и ребята из Жиздры взяли катамараны и сплавились по Каре, посетили несколько стойбищ.

Всего с 2013 года у нас было предпринято несколько таких экспедиций: это Ненецкий автономный округ, Ямало-Ненецкий…

Миссионерская экспедиция – звучит красиво, а как это выглядит на самом деле?


– Это сплав по рекам, беседы со стопроцентными кочевниками, ведущими традиционный образ жизни, который сотни веков не меняется, это совершение Таинств.

Один или два раза мы Литургию прямо в тундре служили, в палатках. Незабываемое ощущение! Особенно когда читаешь вечернее правило, а из кустов заяц вылезает – сидит, слушает.

Как на вас реагировали местные?


– Была выработана такая методика: мы приходим и говорим, что изучаем религиозность, и начинаем с опроса; это помогает завязать разговор. Я не участвовал в основном – не все священнику открываются сразу, молодым проще. Ребята начинали беседу с этих анкет, потом переводили плавно разговор в русло веры.

У кочевников нет храмов? Как и где они молятся? Иконы есть?

– Иконы у них небольшие бумажные – в чуме они хранятся. Устройство чума не претерпело никаких изменений за десять-пятнадцать столетий. В нем есть сакральный угол, и там висит занавеска, она расшита, в основном, крестами. Вот за ней и хранятся иконы.

Правда, все это мы видели только у оленеводов-частников – это те, кто в советское время не вступил в колхозы, у них традиции блюдутся: сакральный угол, национальные одежды, праздники. Требуется, конечно, более детальное исследование, чтобы понять, как сочетается их исконно национальное и православная вера. Это надо там жить не один год, вести включенное наблюдение.

А откуда в те районы пришло Православие?


– Проникать вера стала сразу, как только начались тесные контакты у русских с местными, примерно с XVII века. Есть сведения о XVIII столетии – в Мезени, пограничном городе, открыто было духовное училище. В 20-е годы XIX века была организована миссия архимандрита Вениамина, тогда крестили около трех тысяч ненцев. С этого момента миссионерство стало развиваться. Там появились первые деревянные храмы, первые священники… Но полной христианизации за XIX век не произошло, а после революции, естественно, стало не до этого.

Сегодня Церковь занимается организацией на Полярном Урале приходской жизни. Возникла епархия. И я думаю, что наши экспедиции свою лепту внесли в утверждение в этих краях Православия. Такие поселки, как Усть-Кара, Каратайка, нас помнят!

Что Вам дают эти поездки помимо возможности миссионерствовать?

– Путешествие – это такое дело, когда ты уходишь от реальности нашей и попадаешь тоже в реальность, но только другую. Это очень сильно помогает в обретении духовной радости. Если здесь мы общаемся с Господом непосредственно в Святых Тайнах, то там мы общаемся с Господом через сотворенную Им природу.

Когда собираетесь поехать на Полярный Урал снова?


– Тянет, хочется, но все это недешево стоит. К тому же надо обобщать материал, собранный за предыдущие поездки, а это не одно лето занимает. Но обязательно выберемся еще. Мне очень хочется расширить географию поездок дальше на Восток.

https://prichod.ru
03 марта 2019 г.

Разместить ссылку на материал

15 мая 2019 г.
Третья неделя по Пасхе: что православные отмечают в день жен-мироносиц
14 мая 2019 г.
Космическая скорость Московского Пасхального фестиваля
13 мая 2019 г.
В Пензе пройдет конференция о сохранении памяти новомучеников и жертв репрессий
03 мая 2019 г.
Декан исторического факультета ПСТГУ участвовал в комментировании прямой трансляции схождения Благодатного огня
02 мая 2019 г.
Институт сербского языка и коммуникаций (г. Белгород) и Клуб русско-сербской дружбы «ПСТГУ-Сербия» договорились о сотрудничестве
01 мая 2019 г.
Подведены итоги Всероссийской выставки научных, учебных и периодических богословских изданий духовных учебных заведений Русской Православной Церкви
24 апреля 2019 г.
При Свято-Никольском Черноостровском монастыре г. Малоярославца прошла просветительская программа для студентов ПСТГУ
24 апреля 2019 г.
Что такое «партнерский приход» в Русской Православной Церкви?
23 апреля 2019 г.
Страстная седмица: понедельник
22 апреля 2019 г.
Научно-практическая конференция по проблемам церковного искусства в ПСТГУ дала ответ на вызовы современности