на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Новости университета

Круглый стол «Научные проблемы современного духовного образования в России» (28 апреля 2006 г.)

28 апреля 2006 года в ПСТГУ прошел круглый стол «Научные проблемы современного духовного образования в России»

В заседании приняли участие:

АНДРОСОВА
Людмила Ивановна  – заместитель декана по научной работе педагогического факультета ПСТГУ, кандидат философских наук, доцент

БОНДАРЕВСКАЯ
Евгения Васильевна  – заведующий кафедрой педагогики Ростовского государственного педагогического университета, академик РАО

прот. ВЛАДИМИР (Воробьев),
– ректор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), профессор

прот. ВЛАДИСЛАВ (Цыпин),
– первый заместитель председателя Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви, профессор

ВОРОБЬЕВ
Вадим Сергеевич – научный консультант ООО «НТВП «Преком», кандидат медицинских наук (Москва)

игумен ГЕОРГИЙ (Шестун),
– заведующий кафедрой педагогики Самарской духовной семинарии, профессор

ГОРЕЛОВА
Наталья Георгиевна – директор Православной общеобразовательной школы-пансиона «Плесково», кандидат технических наук (Мос-ковская область)

ДАНИЛЮК
Александр Ярославович – заместитель главного редактора журнала «Педагогика», член-корреспондент РАО

ДИВНОГОРЦЕВА
Светлана Юрьевна – заместитель декана педагогического факультета, заведующая кафедрой педагогики и методики начального образования ПСТГУ, кандидат педагогических наук, доцент

архимандрит ЗИНОВИЙ (Корзинкин)
– доцент Курского государственного педагогического университета

иеромонах КИПРИАН (Ященко),
– декан педагогического факультета ПСТГУ, ректор Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений, кандидат педагогических наук, доцент

иерей КОНСТАНТИН
(Польсков) – проректор по научной работе ПСТГУ, доцент

КУЛИКОВСКАЯ
Ирина Эдуардовна – доктор педагогических наук, профессор Ростовского государственного педагогического университета (Ростов-на-Дону)

ЛАЗАРЕВ
Владимир Николаевич – проректор по научной работе Московского государственного открытого педагогического университета им. М.А. Шолохова, профессор

ПЕТРАКОВА
Татьяна Ивановна –  доктор педагогических наук, профессор (Москва)

СКЛЯРОВА
Татьяна Владимировна – заведующая кафедрой социальной педагогики ПСТГУ, кандидат педагогических наук, доцент

ТКАЧЕНКО
Евгений Викторович  – академик РАО (Москва)

На заседании обсуждались следующие вопросы:

1. Духовно-нравственное воспитание: состояние, проблемы, возможности развития.
2. Подготовка кадров для системы светского и религиозного образования.
3. Анализ тем докторских и кандидатских диссертаций по духовно-образовательной тематике, утвержденных в ВАК (1996–2005 гг.).
4. Перечень приоритетных научных исследований в духовно-образовательной области.
5. О перспективах совместного издания лучших научных трудов в духовно-образовательной области.
 
Сопредседательствовали на круглом столе протоиерей Владимир (Воробьев) и иеромонах Киприан (Ященко). В дискуссии приняли участие 2 академика РАО, 1 член-корреспондент РАО, 6 профессоров, 8 доцентов и кандидатов наук.
В своем вступительном слове протоиерей Владимир дал общий обзор состояния духовного образования в государственной сфере, сделав акцент на некоторые актуальные и нерешенные вопросы, в частности, на проблему дальнейшего развития системы образо-вания в рамках вузовского направления 520200 «Теология».
Затем были заслушаны 3 базовых доклада.
1. Иеромонах Киприан сообщил о результатах анализа диссертаций по духовному образованию, утвержденных ВАК за последние 10 лет. За это время защищено более 100 диссертаций, отвечающих критериям духовного образования, из них 7 докторских. Больше всего работ защищается в Курске. Активны Ростов, Елец. Много делается в данной области в Московском государственном от-крытом педагогическом университете им. М.А. Шолохова. Однако отмечается несбалансированность предметной области – защиты идут по смежным специальностям: истории, философии, педагогике, психологии, лингвистике, искусствоведению и т.д. По предмету православной культуры серьезных исследова-ний пока нет. Нет научного анализа разнообразной печатной продукции в данной сфере. Кроме того, около 100 диссертаций защищено по валеологии – специфической наукообразной специальности, которая вряд ли попадает в раздел духовного образования. Не говоря уже об оккультной тематике, по которой также защищаются многочисленные диссертации, находящие поддержку в научной среде. Специальности «Теология» в перечне специальностей ВАК не имеется.
2. Т.И. Петракова изложила свое видение обсуждаемой проблемы. Автор обладает собственным материалом по духовно-нравственному образованию подростков. По ее мнению, в сфере духовно-нравственного воспитания и образования должно быть место таким направлениям, как православная педагогика, православная культура. Многие практические вопросы разрабатываются на федеральном и региональном уровнях. Однако отстают фундаментальные исследования, разработка вопросов теории духовного образования. Возможности для защиты диссертаций по духовной православной тематике имеются в рамках существующих специальностей ВАК (Ученый совет учреждения, где работает автор, имеет определенный опыт). Ситуацию со специальностью «Теология» в рамках ВАК требуется решать незамедлительно, используя различные административные ресурсы.
3. Т.В. Склярова проводила анализ в социологическом ракурсе. Она подчеркнула, что теория и практика православного образования – это уже социальная практика. Тем не менее имеется ряд проблем, в частности, наличие, кроме пра-вославной культуры, исламского направления. Существует социальный запрос на гуманитарные знания. Пока в наших учебниках только прикладные исследования (фундаментальных нет). Была отмечена важность корректных социологических исследований, например, работ кафедры социологии МГУ, ориентированных на изучение связи православного воспитания и образования с социаль-ным статусом современной молодежи.
Состоялось обсуждение докладов и всех общих и частных вопросов по повестке дня. Оно проходило в диалоговой форме по разным аспектам, деталям и т.д. Однако в ходе дискуссии четко обозначились итоговые, обобщенные позиции участников круглого стола в виде продуманных точек зрения, мнений, аргументов, пожеланий и конкретных предложений для проекта решения.

Протоиерей Владислав (Цыпин):
- Правовой тезис об отделении церкви от государства не должен пониматься в ниги-листическом плане (по Ленину). Например, в Германии, несмотря на отделение церкви от государства, религия преподается в школе (включая национальные меньшинства), а атеистам преподается этика. Поэтому надлежит поступать сообразно словам Святейшего Патриарха Алексия о том, что церковь отделена от государства, но не от народа;
- Дискуссия вокруг преподавания православной культуры искусственно раздута. Вводить предмет в школы надо, и позитивный опыт ряда субъектов Российской Федерации тому свидетельство;
- Проведенное обсуждение еще раз убеждает нас, что следует теологию утвердить как отдельную специальность ВАК.

Протоиерей Владимир (Воробьев):
- Во всех университетах мира (включая и такие элитарные, как Оксфорд, Кембридж) теология входит в число четырех базовых направлений: филология, философия, история, теология. «Загнать» теологию как широкую ветвь гуманитарного образования в предметы «Философия» или «Религиоведение» не удастся, как советуют иногда не совсем компетентные специалисты;
- Уже существует 25 кафедр теологии и преподавание ее в вузах идет 5 лет, так что введение специальности ВАК – насущная необходимость. Однако имеются объективные и субъективные факторы, препятствующие этому, в частности, позиция руководителей ВАК (был отказ, несмотря на ходатайство ректора МГУ В.А. Садовничего);
- Мы держимся твердого мнения, что раз есть вузовская специальность, утвержденная Минобразования, то требуется создание корпорации кадров высшей квалифи-кации по теологии. Они были в России до 1917 года, но все было уничтожено. Надо все восстанавливать заново: и храмы, и души наших соотечественников, и научное богословие. Утверждение специальности ВАК «Теология» будет большой победой всего нашего общества, искуплением горьких ошибок прошлого. Но предстоит еще много поработать внутри Русской Православной Церкви, принять Концепцию православного образования, иметь единую четкую позицию. Нас не должна останавливать поликонфессиональность нашего государства, напротив, она еще больше должна нас стимулировать к активности.

Академик РАО Е.В. Бондаревская:
- Могу сказать, что некоторые положения моей образовательной концепции 1993 го-да несколько изменились. Это не удивительно, поскольку мы живем в непростое динамичное время;
- По существу духовно-нравственной доктрины отмечу, что должна быть дифференцировка в воспитании и образовании;
- От современных педагогов требуется точное знание процессов культурной идентификации, социализации новых поколений;
- Я не вижу противоречий между традиционными нравственными ценностями отечественной общеобразовательной школы и нарождающимся в стране пластом православного воспитания и образования. Здесь главное искать пути сближения (но не слияния – я против такого упрощения!). Не принимаю максималистских идей, когда некоторые требуют прихода священника в школу. Все должно идти эволюционно в таком деликатном процессе. Вспомним Я.А. Коменского: «Надо научить жить так, чтобы захотелось жить вечно»;
- Вв отношении защиты диссертаций по православному образованию. Пока можно вполне обойтись таким паллиативом, как Совет по педагогике, но в будущем надо вводить теологию, которая поможет формироваться специалистам в области духовно-нравственного образования.

Академик РАО Е.В. Ткаченко:
- У нас раньше было понятие «госзаказ», мы его основательно забыли. Но есть пла-нирование от потребности – это в наших силах. Приведу пример из области профтехобразования: мы подключили работодателей к системе подготовки молодых кадров, и все стало на свои места: во всех звеньях появилась мотивация к достиже-нию положительного результата и высокого качества;
- В отношении теологии: нужна выработка консолидированной позиции церкви, государства и общества. Необходимо подключить возможности Минобрнауки и РАО, а после этого ВАК, безусловно, решит этот вопрос положительно.
 
Член-корреспондент РАО А.Я. Данилюк:
- Наш круглый стол – это все-таки частное дело. Однако уровень поднятых проблем требует взвешенных, серьезных государственных решений;
- Центральным вопросом встала специальность «Теология». Здесь многое очевидно: если имеется действующий приказ Минобразования России о вузовском звене, изданный в марте 2000 года, то надо продолжать дальше – то есть создать всю систему подготовки кадров, принятую в российской педагогике: вуз, аспирантура, докторантура, диссертационные советы, последипломное обучение, школьная проф-ориентация, издательские программы (учебники, методические пособия) и т.д.;
- Всем заинтересованным специалистам данного профиля нужно объединиться, разобраться самим в целях и средствах их достижения и выработать адекватную тех-нологию принятия решения ВАК, задействовав потенциал РАО, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки (В.А. Болотов) и Русской Православной Церкви. Объективно обстановка уже назрела;
- Что же касается общих проблем духовно-нравственного воспитания и образования, то здесь предстоит еще большая, кропотливая работа, в первую очередь, энтузиастов этого дела, которых сейчас больше в орбите церкви. Нужно со временем расширить круг этих подвижников и в светской сфере, и тогда многое станет на свои места. Конечно, не следует все огульно интегрировать, а соединять то, что соединяется.

Профессор В.Н. Лазарев:
- Слияние светской и православной педагогики нецелесообразно;
- Для защиты диссертаций по духовно-нравственным вопросам надо активно использовать все гуманитарное поле;
- Специальность ВАК «Теология» следует утверждать в установленном порядке: экспертиза, поддержка РАО и Минобразования и др.

Архимандрит Зиновий (Корзинкин):
- Необходимо выходить с инициативным предложением в ВАК по поводу теологии;
- опыт Курского педагогического университета: мало добиться лояльности властей при введении православного образования – требуется переход на инновационный путь развития;
- Считаю одним из приоритетов формирование теоретических основ православной культуры и более тщательную проработку федерального компонента. Практиче-ские аспекты, по крайней мере, на региональном и муниципальном уровнях прогрессируют; примеров уже достаточно.

Игумен Георгий (Шестун):
- Православная культура должна найти место в современном цивилизационном про-странстве;
- Существует проблема всемирных либеральных ценностей;
- Мера духовности определяется по реальным поведенческим качествам (на основе добродетели);
- Имеются сложности в научной терминологии: например, в психологии и право-славной педагогике есть ряд расхождений;
- Число соискателей по православной педагогике в последнее время растет; к примеру, на кафедре в Самарской духовной семинарии 5 соискателей (1 диссертация за-щищена).

С.Ю. Дивногорцева:
- считает центральной идеей теоретической педагогики слияние светской и право-славной педагогики;
- в качестве основы для такого заключения она рассматривает принцип экклезиоцентричности, понятие об абсолютном, истинном смысле, базирующемся на вере.

 


Н.Г. Горелова:
- В плане дискуссии по теологии надо отметить, что во многих государствах имеется специальность «Богословие», которая обладает такой же юрисдикцией, как и другие;
- Конечно, я как директор православной сельской школы не могу судить о государственном уровне решения проблем духовного образования, однако подчеркну, что в режиме малых конкретных дел идея православного образования работает и причем эффективно. Пусть это не выглядит саморекламой, но учащиеся нашей школы-пансиона в Плесково побеждают без всякого протекционизма своих сверстников на многочисленных молодежных конкурсах и смотрах. Это говорит о том, что мы движемся в правильном направлении.

Иеромонах Киприан (Ященко):
- Теория покойного академика РАО В.С. Леднева о духовно-нравственном компоненте образования в целом верна. Да по-иному и быть не может, поскольку она зиждется на общеизвестных, хорошо проверенных временем воззрениях К.Д. Ушинского. В.С. Леднев незадолго перед смертью, написав свою последнюю книгу, сказал, что теперь надо заняться православной культурой. Но реализацию своего намерения он оставил последователям;
- Существует бинарный принцип образования: каждый предмет должен повторяться дважды – один раз в своей образовательной линии, другой раз, интегрируясь в других образовательных линиях. Что же касается православной культуры, то интеграция идет более или менее последовательно, а собственный предмет – пока не разработан;
- Обсуждение темы духовно-нравственного образования показало, что требуется идентификация разных направлений в этой области. Многое неясно и в современной системе образования в целом: постоянные реформы столь деликатного консервативного социального блока, легитимизированная международными соглашениями интеграция в мировую систему (болонский процесс) и т.д. Сколько и когда учить, кто будет учить – эти вопросы у всех на слуху. В России устоялся термин «непрерывное образование», на Западе – пугающее русское ухо слово «пожизненное». Как во все это впишется предмет духовно-нравственной культуры, православной культуры – вопросов возникает еще больше;
- Хотел бы обратить внимание, что по благословению Святейшего Патриарха Мос-ковского и всея Руси Алексия II разработана Церковно-государственная программа «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России (2006–2010 гг.)», специальный раздел которой посвящен разработке проблем духовного образования;
- Наш круглый стол все-таки приоритетом избрал решение вопроса о специальности «Теология». Очевидно, надо попросить ректорат ПСТГУ подготовить соответствующий документ с анализом положения дел в области преподавания теологии спустя 6 лет после подписания зам. министра Гребневым исторического приказа о введении этой вузовской специальности;
- От имени участников круглого стола мы просим представителей РАО (Е.В. Ткаченко, Е.В. Бондаревскую, А.Я. Данилюка), чтобы Академия поддержала идею утверждения теологии как специальности ВАК.


 
 
 На основании всестороннего обсуждения проблем духовного образования в России участники круглого стола ПРИНЯЛИ РЕШЕНИЕ:

1. Считать полезной практику совместного обсуждения актуальных проблем духовного образования с участием представителей РАО, Русской Православной Церкви и заинтересованных специалистов в государственной и негосударственной системах образования, в том числе и проведение совместных круглых столов на регулярной основе.

2. Признать научно-практическую ценность концепции о духовно-нравственном компоненте образования покойного академика РАО В.С. Леднева и обратиться от имени участников с ходатайством в Президиум РАО о развитии его творче-ского наследия.

3. Определить первоочередным приоритетом в области духовно-нравственного воспитания и образования дальнейшее совершенствование вузовского направ-ления 520200 «Теология», имея в виду:
- введение специальности ВАК «Теология» с созданием соответствующей инфраструктуры диссертационных советов;
- научно-методологическую разработку конфессионально-образовательного профиля «Христианская теология» в рамках указанного вузовского направления;
- разработку образовательных линий по данному направлению в цепи непрерывного образования – от общеобразовательной школы до последипломного обучения.

4. Обратиться с просьбой в ректорат ПСТГУ о подготовке сводного аналитического документа о состоянии дел с преподаванием теологии в вузах страны.

5. Просить ректорат Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений подготовить проект ходатайства в ВАК о введении специальности «Теология» с тремя письмами-поддержками:
- от Московской Патриархии;
- от авторитетных членов РАО, работающих по данному профилю;
- от ректоров вузов, в которых преподается теология.

6. Одобрить инициативу Института экспертизы образовательных программ и государственно-конфессиональных отношений по формированию и реализации Церковно-государственной программы «Духовно-нравственная культура подрастающего поколения России (2006–2010 гг.)».

7. Отразить в профильной печати материалы круглого стола.

 

28 апреля 2006 г.

Разместить ссылку на материал

22 мая 2019 г.
В ПСТГУ состоится концерт “Жить хором”
15 мая 2019 г.
В ПСТГУ открыт набор на интернет-курсы для взрослых по основам Православия
25 мая 2019 г.
В ПСТГУ состоится выставка христианского искусства Эфиопии
22 мая 2019 г.
Доцент ПСТГУ Е. В. Макарова приняла участие в праздновании Дней славянской письменности и культуры в республике Коми
19 мая 2019 г.
В ПСТГУ состоялся День открытых дверей
18 мая 2019 г.
Преподаватели и сотрудники ПСТГУ приняли участие VII Валаамских образовательных чтениях
18 мая 2019 г.
Заведующий кафедрой общей и социальной педагогики Сергей Иванович Абрамов принял участие в Межрегиональном круглом столе
17 мая 2019 г.
Профессор ПСТГУ А. Л. Дворкин выступил с докладом на международной конференции по сектоведению
15 мая 2019 г.
Протоиерей Павел Хондзинский, иерей Александр Мазырин и Андрей Александрович Кострюков выступили на конференции в Институте российской истории РАН
12 мая 2019 г.
В ПСТГУ состоялся V Пасхальный хоровой фестиваль ПСТГУ