на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Новости университета

"Студенты нацелены получать знания"

Декан исторического факультета Свято-Тихоновского университета священник Андрей Постернак рассказал о том, зачем молодежь идет на исторический факультет, и что их здесь ожидает.


Отец Андрей, чем православная историческая наука отличается от общеисторической? Только тем, что предметом ее является история Церкви как административного образования?

Этот вопрос можно разделить на две части. С одной стороны, предмет церковной истории – исследование определенных фактов, связанных с Церковью как установлением Спасителя и общественным институтом. Историка Церкви интересует не столько экономико-политическая ситуация в мире, сколько реалии духовной и церковной жизни в конкретных исторических условиях. С другой стороны, каждый историк определенным образом интерпретирует известные факты, а это уже зависит от его мировоззрения. Так что говорить о какой-то особенной православной науке не очень корректно – ее просто не существует.

Получается, что нет никакого принципиального отличия между историческим факультетом ПСТГУ и других светских вузов?

Мы ставим перед собой цель готовить историков, точно так же, как их готовят в других гуманитарных институтах. Однако наши студенты должны иметь православное мировоззрение, а оно может быть сформировано благодаря богословским и церковно-историческим дисциплинам.

Чему учат историков? Какие предметы стоят в расписании студентов?

Набор предметов у нас стандартный – как и на любом другом истфаке. Другой вопрос, что при изучении фактов мы стремимся иначе расставлять приоритеты. Вопросы чисто экономические и политические для нас второстепенны. Приоритетным для нас является мировоззрение людей прошлого. Нам интересно, как они сами себя воспринимали, оценивали. Нельзя сказать, что это какой-то специфически православный взгляд на историю. Наши историки изучают широкий спектр богословских дисциплин (как и на других факультетах ПСТГУ, которые не готовят собственно богословов). Этот комплекс предметов и помогает сформировать определенную позицию православного человека. Ценность нашего образования состоит в соединении церковно-богословской специфики с исторической.

Где работают студенты по окончании университета? Идет ли кто-то в науку?

На нынешний учебный год уже шесть наших выпускников защитили кандидатские диссертации, из них – пятеро в МГУ им. М.В.Ломоносова на Кафедре истории России XIX – нач. XX века. Я надеюсь, что у нас еще будут защиты. Другой вопрос, что наукой всегда будут заниматься единицы. Массового выпуска ученых никогда не было и быть не может. Мы не ставим перед собой задачи подготовки прикладных специалистов, практиков в какой-то определенной области и не готовим к какому-то конкретному поприщу – педагога или ученого. Университетское образование и раньше (в классических университетах) состояло в подготовке людей с широкой общегуманитарной базой, которая позволяла человеку реализовываться в самых разных областях. Бесспорно, мы ориентируемся на подготовку ученых, понимая, что все учеными не будут. Некоторые наши выпускники занимаются педагогической деятельностью в школах, другие работают в качестве редакторов в издательствах. Некоторые меняют специальность, но я не вижу в этом ничего страшного, потому что общегуманитарная подготовка даже в таком случае имеет свой смысл.

А кто преподает на факультете?

У нас работает боле двадцати преподавателей, в основном  доктора и кандидаты исторических наук, профессора и доценты. Почти все – выпускники Исторического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова.

Отец Андрей, а почему Вы стали деканом факультета?

Я закончил Исторический факультет МГУ, Кафедру истории Древнего мира и начал преподавать в ПСТГУ (тогда еще ПСТБИ) почти с самого первого набора студентов-историков (1994 г.). Дело в том, что до 2000 года исторического факультета не существовало – действовало лишь историческое отделение на Историко-филологическом факультете в духе дореволюционной традиции соединения двух наук. Но в современном мире, чтобы быть профессионалом в своей области, нужно иметь хоть и широкую гуманитарную, но все же специальную подготовку в том или ином направлении.

Какие ребята приходят к вам учиться?

Самые разные. В основном, недавние выпускники школ. В этом году планируется открыть вечернее отделение. Зачастую абитуриенты подготовлены не так хорошо, как нам бы хотелось, и на первых курсах приходится восполнять эти пробелы. Но я вижу энтузиазм в их глазах. Они очень активные: хотят знать, хотят учиться. Как и на других факультетах, у нас учатся ребята и девушки из православной среды или активно стремящиеся к воцерковлению. Понятно, что у всех разные пути к храму, однако ребят явно неверующих или цинично относящихся к Церкви у нас, конечно, нет. Студенты нацелены получать знания, хотя и не всегда с самого начала знают, кем они будут. Реально они как профессионалы формируются к концу учебы – и бывает, некоторые понимают, что это не их путь.

Есть ли какие-то особые традиции в жизни факультета?

Уже четвертый год у нас совершаются ежемесячные факультетские службы в храме святителя Николая в Кузнецах с последующим чаепитием. Студентам нравятся совместные поездки по историческим местам и святыням Москвы, Подмосковья и других городов. Регулярно, по благословению Преосвященного Иринарха, епископа Пермского и Соликамского, совершаются миссионерские поездки в бывший Коми-Пермяцкий автономный округ.
Особой внутренней традицией и преимуществом факультета можно считать тесное взаимодействие между учителем и учеником. Относительно небольшое число студентов делает возможным личное общение между ними и педагогами, что является залогом успешной подготовки специалистов. Этому была посвящена секция нашей последней богословской конференции.

Планы развития истфака?

Несколько лет совместно с Богословским факультетом действует проект, посвященный митрополиту Московскому святителю Филарету (Дроздову). Одним из руководителей проекта является профессор, доктор исторических наук Александр Иванович Яковлев. Уже издан биобиблиографический указатель трудов святителя Филарета и два посвященных ему альманаха. К 2008 году должна выйти подробная научная хронология жизни свт. Филарета.
Мы начали переход на подготовку историков по двухступенчатой системе образования – бакалавриат и магистратура. Она предполагает шестилетнее обучение. В рамках магистратуры и аспирантуры будет осуществляться подготовка специалистов по различной проблематике, в частности, по истории университетского образования в России (проект д.и.н. А.Ю.Андреева). Наши студенты и преподаватели частично участвовали в подготовке публикации дневника митрополита Арсения (Стадницкого) (Митрополит Арсений (Стадницкий) Дневник 1880-1901. М.: Из-во ПСТГУ. 2006. Т. 1).

22 марта 2007 г.

Разместить ссылку на материал

09 декабря 2018 г.
Открыта запись на курсы повышения квалификации
11 декабря 2018 г.
В ПСТГУ прошел День открытых дверей
07 декабря 2018 г.
В просветительском центре ПСТГУ "Соборная палата" прошел российско-сербский вечер
07 декабря 2018 г.
Слушатели программы «Теология» и программ церковной специализации ФДО прошли итоговую аттестацию
07 декабря 2018 г.
Профессор кафедры истории и теории христианского искусства ПСТГУ Юрий Ростиславович Савельев возглавил оргкомитет международной конференции
06 декабря 2018 г.
В ПСТГУ прошел вечер памяти Патриарха Алексия II
06 декабря 2018 г.
Отошел ко Господу студент Михаил Корнилов
04 декабря 2018 г.
Духовно-просветительский центр ПСТГУ выступил соорганизатором церковно-общественных мероприятий
04 декабря 2018 г.
Божественную литургию в день Введения во храм Пресвятой Богородицы и годовщины интронизации патриарха Тихона совершил епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон
01 декабря 2018 г.
Доцент ПСТГУ А.А. Кострюков принял участие в международной научной конференции в Болгарии