на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Новости университета

ПСТГУ и Богословский факультет в традиции русского духовного образования. Интервью с Н. Ю. Суховой

Информацию для абитуриентов Богословского факультета см. здесь.

Предлагаем Вашему вниманию интервью с Наталией Юрьевной Суховой, магистром богословия, кандидатом исторических наук, доцентом кафедры истории Русской Православной Церкви Свято-Тихоновского университета.

Наталия Юрьевна, мы знаем, что Вы уже давно работаете в ПСТГУ. Кроме того, Вы занимаетесь историей русского богословского образования. В чем специфика ПСТГУ как высшего учебного заведения?

Наш университет – важное и интересное явление и в истории русского богословского образования, и в истории научно-образовательных форм в целом. Для полноценного ответа на Ваш вопрос требуется специальное исследование, и я надеюсь, что мы его проведем. Поэтому выделю лишь то, что мне кажется самым значимым. Во-первых, нам всем чрезвычайно дорога традиционность нашего университета – не в смысле механического повторения тех или иных элементов и форм, а в смысле творческого участия в русской богословской традиции, ее жизни, развитии. Во-вторых, не менее важен ответ Свято-Тихоновского университета на запросы современности, обеспечение квалифицированными кадрами всех сфер церковной деятельности, требующих богословской компетентности. Наконец, наш университет представляет собой первый и пока единственный в отечественной традиции конфессиональный университет. Поэтому примеров практически нет. ПСТГУ должен, с одной стороны, постоянно осмыслять свой опыт и проводить оперативные корректировки, с другой, – осваивать теоретическое наследие университетов всех времен и народов: от «идеи университета» до исследований по «проблемам университета в современном мире».

А Богословский факультет ПСТГУ в связи с этим имеет какие-то особенности по сравнению с другими богословскими учебными заведениями, например, семинариями и академиями?

С одной стороны, Богословский факультет ПСТГУ ставит перед собой те же задачи, которые ставит всякая церковная высшая богословская школа: подготовка пастырей Церкви, ученых-богословов, преподавателей богословских наук. И, разумеется, встречается с теми проблемами, что и все богословские школы. С другой стороны, перед нашим Богословским факультетом стоят две дополнительные сложнейшие задачи. Первая – внутренняя. Мы пытаемся сочетать русскую богословскую традицию; лучшие достижения иноконфессионального богословия, переосмысленные в православной традиции; научные методы и результаты других областей науки, полезные для богословия. При этом наше образование должно быть гармоничным синтезом всех этих составляющих, а не эклектикой. Вторая особая задача Богословского факультета – общеуниверситетская: осмысление и реализация места и значения богословского факультета в конфессиональном вузе. То, что этот факультет отвечает за церковную идентичность конфессионального университета, поэтому должен определять и университетскую структуру, и пути развития – не вызывает сомнения. Но на практике это реализовывать очень непросто.

Каково, в таком случае, место и значение Свято-Тихоновского университета в традиции русского богословского образования?

Для меня это очень важная тема — и как для выпускника и преподавателя нашего университета, и как для исследователя традиции русского богословского образования. Над этим невозможно не думать, и эти размышления отнюдь не просты. До революции основой богословского образования в России была духовно-учебная система с самостоятельной структурой управления, хотя богословие неизменно присутствовало и в университетах. Однако на протяжении нескольких веков шел творческий поиск иных форм богословского образования. В XVIII веке предлагались проекты богословского факультета в церковном университете и в государственном университете. В XIX веке святитель Филарет (Дроздов) и преподобный Макарий (Глухарев) предлагали учредить духовно-учебные заведения, ориентированные на специальные церковные служения: миссионерское, проповедническое. В начале XX века спектр предложений расширился. Профессор Киевского университета протоиерей Павел Светлов настаивал на учреждении богословских факультетов в университетах, причем на общих основаниях с остальными факультетами. Профессор Петербургской духовной академии Н.Н. Глубоковский предлагал разделить научно-богословские исследования на университетских богословских факультетах и подготовку клириков с разработкой специально-церковных богословских вопросов в духовных академиях. Возникли Высшие женские богословские курсы в Казани и женский Богословский институт в Москве. В 1917 году епископ Феодор (Поздеевский) и архимандрит Гурий (Степанов) предложили учредить монашескую академию с упором на изучение патрологии и агиографии и с особой аскетической системой воспитания. В это же время был разработан проект Богословского института с акцентом на подготовке студентов к активной церковно-практической деятельности и приходскому служению. Таким образом, одним из главных итогов развития российского богословия к 1917 году было намеченное, но не проверенное на практике разнообразие его форм.

ПСТГУ как раз соответствует этой тенденции и отвечает на эти вопрошания. Это – тот позитив, который мы имеем, в этом – наше чрезвычайно важное место и значение в традиции. Но и огромная ответственность, о чем мы не имеем права забывать.

Как Вам кажется, Богословский факультет и его студенты изменились в интеллектуальном отношении за последние 10–15 лет?

И да, и нет. Факультет развивается, процесс образования систематизируется, осмысляется. Если раньше сложности нашего образования «проскакивали» на энтузиазме, теперь они требуют вдумчивой и непростой работы. Если в первые годы факультет подразумевал пастырскую направленность, хотя, конечно, не все выпускники принимали священный сан, то теперь появились такие специализации, как «Религиоведение», «Древне-христианская письменность». Но, разумеется, основные идеи, положенные в основу образования на нашем факультете, сохраняются.

Что касается студентов… В первые годы деятельности нашего вуза большая часть студентов имели первое высшее образование, могли самостоятельно организовывать свои учебные занятия, «начитывать» необходимую литературу. Молодые люди, пришедшие в университет сразу после школы, втягивались в этот серьезный научно-образовательный ритм. Теперь состав студентов изменился – по крайней мере, по возрасту. Стал преобладать традиционный студенческий возраст: 17–25 лет. И жизненный опыт невелик, да и личная церковная ответственность, даже если человек из церковной семьи и с детства ходил в храм. Если при поступлении на Богословский факультет бывает вполне определенная мотивация, она требует актуализации, а это – очень нелегкий труд. В образовательном процессе много сложностей: надо уметь и любить учиться, постигать новое, планировать свою работу, определять иерархию важности тех или иных заданий, давать себе трезвый отчет в проделанном. Нередко приходится делать рывок, завершая работу, преодолевать усталость, жертвовать сном. Бывают неудачи, провалы, личные проблемы – их надо уметь решать, выходя из печальных состояний и превращая самокритику в усердие. Конечно, в 17–20 лет такого опыта часто не хватает. Студенты стали меньше читать, часто не хватает эрудиции, немалые проблемы с написанием работ всех уровней – от рефератов до квалификационных.

Как же с этим справляются преподаватели?

Преподавательская корпорация осознает эти изменения и предпринимает дополнительные меры. Если раньше учебный ритм задавали в значительной степени сами студенты, и на каждом из них лежала основная ответственность за получаемое образование и его церковное укоренение, то теперь факультет принял часть ответственности на себя. Были разработаны специальные методологические курсы, мы пытаемся на основе собственного опыта помочь нашим студентам преодолеть все указанные сложности, получить полноценное образование, включиться в исследовательский процесс и общую научную жизнь. Постоянно обсуждаются наши проблемы, вносятся коррективы, выделяется и то главное, существенное – то, что надо сохранить во что бы то ни стало. В этом отношении, думаю, можно говорить и о преемстве, и о формируемой, несмотря на все сложности, традиции Богословского факультета.

Что можно сказать об университете и факультете в церковном отношении – есть изменения?

Наш университет сочетал и сочетает научное образование с церковной жизнью. Для Богословского факультета это имеет особое значение. Это – его основа, «точка опоры». Но раньше это было естественно: в университете училось много взрослых людей, уже сформировавшихся, не просто укорененных в церковной жизни, но и принявших осмысленное решение посвятить себя служению Церкви – в священном сане, на просветительском поприще, в иных служениях. Церковно-литургическая жизнь студентов не требовала специального внимания, она была очевидной для всех неотъемлемой составляющей богословского образования. Когда наш факультет помолодел, эта сторона жизни потребовали централизованного укрепления. Что естественно, видимо, в любом процессе: харизматический период сменяется стабильным, приобретает более четкие и обязательные формы. И в факультетскую деятельность было включено церковно-воспитательное направление. Главное, чтобы стабильность не превратила жизнь в нагромождение формальностей. В нашу жизнь вошли регулярные факультетские богослужения, церковно-практические и миссионерские поездки, специальная пастырская подготовка. Так называемые «большие» факультетские службы совершаются примерно раз в месяц, иногда чаще, и приурочены к праздникам, особенно важным и дорогим для Богословского факультета. А «малые» факультетские службы совершаются почти каждый день: в понедельник, в начале учебной недели – молебен, во вторник – вечерняя служба, в среду и пятницу – Божественная Литургия. Богослужебный ритм и общая молитва во многом стали определять нашу жизнь и отношения. Только так можно заниматься богословием и служить Церкви. Мне кажется, что все это позволяет говорить о самоидентичности Богословского факультета, несмотря на все временные изменения.

А студенты в церковном отношении изменились?

Пожалуй, последнее можно отнести и к каждому студенту: человек, посвящающий себя Церкви и богословскому познанию, определяется не внешним, временным, случайным, а внутренней мотивацией и стремлением к истине. Конечно, внешнее и случайное заметнее, оно встает перед тобой каждый день, требуя к себе внимания. Но здесь как раз кроется тайна и сила студентов церковного вуза и Богословского факультета, прежде всего. Церковь – «столп и утверждение истины» (1 Тим. 3, 15), истина – неизменна, поэтому причастность церковной реальности преодолевает время. Это преодоление определяет не только идентичность нашего факультета и университета, но делает нас современниками «столпов» церковного богословия: святителей Василия Великого и Григория Богослова, преподобных Максима Исповедника и Иоанна Дамаскина, святителей Димитрия Ростовского, Тихона Задонского, Филарета Московского. Конечно, такое преодоление дается по благодати, но и не без нашего усилия: только церковным и научным рвением можно открыть в себе эту тайну и обрести силу...

Продолжение следует...

17 мая 2010 г.

Разместить ссылку на материал

21 ноября 2018 г.
Святейший Патриарх Кирилл отметил преподавателей ПСТГУ наградами Русской Православной Церкви
20 ноября 2018 г.
Проповедь Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла в день памяти святителя Тихона и отцов Поместного Собора 1917-1918 годов после Литургии в домовом храме Свято-Тихоновского университета
18 ноября 2018 г.
Святейший Патриарх Кирилл возглавил торжественный годичный акт Свято-Тихоновского университета
17 ноября 2018 г.
Секция «Император Николай II, революция 1917 г. и крестный путь Царской семьи. На пути к канонизации»
16 ноября 2018 г.
В третий день работы конференции "Монарх и монархия" состоялась работа секции «Император Николай II и Русская Православная Церковь»
16 ноября 2018 г.
Сотрудники богословского факультета ПСТГУ приняли участие в V Международной научной конференции «ВОСТОЧНЫЕ ЧТЕНИЯ. РЕЛИГИИ. КУЛЬТУРЫ. ЛИТЕРАТУРЫ» памяти доктора филологических наук П.А. Гринцера (к 90-летию со дня рождения)»
16 ноября 2018 г.
Лучшие выступления на конференции молодых исследователей по медиевализму были отмечены дипломами и наградами
15 ноября 2018 г.
«Монарх и монархия»: во второй день работа конференции прошла на заседаниях трех секций
15 ноября 2018 г.
Первый день молодежной конференции по медиевализму был посвящен кинематографу и литературе
15 ноября 2018 г.
В ПСТГУ проходит международная научная конференция "МОНАРХ И МОНАРХИЯ: к 150-летию со дня рождения императора Николая II и 100-летию убиения Царской семьи"