на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Новости университета

В день памяти отца Всеволода совершена Литургия в Николо-Кузнецком храме

Прот. Владимир Воробьев
Воспоминания об о. Всеволоде Шпиллере

— Отец Владимир, протоиерей Всеволод Шпиллер известен не только в Русской Церкви, в России, но и за ее пределами. Расскажите о его церковном пути.

— Жизнь прот. Всеволода Шпиллера вмещает множество самых разных событий XX века: революции, войны, историю русской эмиграции, жизнь Русской Православной Церкви в послевоенные годы, хрущевские гонения. Он знал многих замечательных людей, был носителем русской дореволюционной культуры, обладал европейской широтой кругозора, его имя было известно во всем христианском мире. Он был совершенно незаурядным человеком. В определенной мере это связано с той исторической эпохой, в которой он жил, но, главным образом, это был данный ему Божий дар.

Протоиерей Всеволод Шпиллер родился 14 июня (по н. ст.) 1902 года в Киеве в дворянской семье. Семья была верующая, так что Всеволод с самого детства всем сердцем впитал православную веру. В 1912 году он поступил в Киевский Владимирский кадетский корпус и там учился до 1919 года, когда весь корпус был мобилизован на фронт. В рядах Белой армии он дошел до Орла, участвовал в боях, несколько раз был ранен, затем участвовал в войне в Крыму и потом, наконец, был эвакуирован в Константинополь вместе с войсками Врангеля.

Из Галлиполийского лагеря, где о. Всеволод находился в составе кадетского корпуса, он осенью 1922 г. был отправлен в Болгарию и там поступил на работу в английскую кампанию, которая занималась подъемом затонувших судов и извлечением взрывчатки из неиспользованных снарядов. Ему удалось изобрести способ, позволявший это делать быстро и безопасно. Он получил патент, заработал некоторые деньги м получил возможность учиться.

Примерно в это время состоялось знакомство будущего отца Всеволода с архиепископом Серафимом (Соболевым), управляющим русскими приходами в Болгарии. Владыка Серафим был замечательным архипастырем и духоносным старцем, известна была его прозорливость. Юный Всеволод стал его духовным сыном и в дальнейшем устраивал свою жизнь по благословению владыки Серафима. Именно по его благословению в 1927 году он поступил на богословский факультет Софийского университета. В это время там преподавали известные профессора, историки и богословы, такие как Н.Н.Глубоковский, Зызыкин, протопресвитер Цанков, Татарский, Поснов и другие.

Всеволода привлекал монашеский путь, и он около года прожил в Рыльском монастыре, однако благословения на монашество он не получил. В ту пору в Рыльском монастыре были замечательные подвижники, которые имели благодатные дары и учили Всеволода духовной жизни.

В конце своего пребывания в Рыльском монастыре Всеволод среди паломников встретил свою будущую матушку Людмилу Сергеевну Исакову. В мае 1934 года состоялась их свадьба, а в конце июня Владыка Серафим рукоположил Всеволода Дмитриевича в сан священника. Сам Архиепископ Серафим принадлежал Зарубежному Синоду Русской Православной Церкви, но о.Всеволода он рукоположил для Болгарской Православной Церкви, и в августе 1934 г. молодой пастырь был направлен в Успенский храм города Пазарджика Пловдивской епархии. Служение в Успенском храме о. Всеволод совмещал с преподавательской работой. Одновременно он был председателем церковного суда, и это послушание дало ему большой пастырский опыт. К этому времени относится активное общение о. Всеволода со многими замечательными людьми: завязывается его знакомство с Бердяевым и другими учеными представителями русской эмиграции, он изучает сочинения о. Сергия Булгакова, внимательно следит за развитием богословского творчества, которое имело центром Свято-Сергиевский Парижский Богословский институт. Отец Всеволод общается со многими католиками, протестантами, в которых видит искреннее стремление к христианскому единству и диалогу, ведет большую переписку, участвует в обсуждении проблем христианского мира. Начиная с 1944 г., о. Всеволод является одним из трех членов комиссии Министерства иностранных дел по разработке болгарского законодательства об отношениях Церкви и государства. Доклады о.Всеволода в комиссии легли в основание законодательства об отделении Церкви от государства в Болгарии. В 1945 году он был переведен в Софию и назначен клириком кафедрального собора Святой Недели.

— Когда и как о.Всеволод вернулся в Россию?

В 1946 г. состоялся визит вновь избранного Первосвятителя Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Алексия I в Болгарию, а в 1948 году о. Всеволод вместе с владыкой Серафимом приехал в Москву для участия в Совещании глав и представителей православных автокефальных церквей. Через 29 лет после того, как о. Всеволод был вынужден покинуть Россию, он находит в Москве своих родных — мать и сестер. Поездка в Москву становится поворотным пунктом в жизни отца Всеволода: Патриарх Алексий приглашает его вернуться на Родину из эмиграции, и владыка Серафим дает на это свое благословение.

В 1950 году по приезде в Москву о. Всеволод принимается в клир Русской Православной Церкви, назначается настоятелем Ильинского храма в Сергиевом Посаде (тогда он назывался Загорском) и исполняющим обязанности инспектора Московской Духовной семинарии и академии.

— Расскажите подробнее о его служении в Русской Православной Церкви.

В течение года отец Всеволод с семьей жил в здании семинарии, преподавал много разных предметов, но так и не сумел приспособиться к советской действительности. Слишком свободный и независимый, по-европейски образованный, он не мог вписаться в жизнь семинарии того времени. Летом 1951 года о. Всеволод назначается настоятелем храма в Новодевичьем монастыре, а затем, в день Рождества Пресвятой Богородицы 21 сентября 1951 г. его переводят настоятелем в Николо-Кузнецкий храм.

Это было трудное время, разворачивались хрущевские гонения. Были периоды служения о. Всеволода, когда он просто изнемогал. В частности, ему пришлось терпеть настоящее гонение со стороны старост, которые один за другим назначались атеистической властью. В одном из писем этого времени он пишет: «Поймите, я живу так, что, когда еду служить литургию, не знаю, буду ли допущен в храм». Был даже случай, когда другой священник ехал получать назначение на место отца Всеволода, но умер по дороге.

Отец Всеволод обладал редким, удивительным талантом служения. Дар молитвы, сердечного предстояния Христу был присущ о. Всеволоду в высочайшей степени. Отец Всеволод был, вероятно, самым замечательным проповедником этого времени в Русской Православной Церкви. Он проповедовал на каждой литургии, которую он служил, — храм был битком набит народом.

Не менее важным аспектом священнической деятельности о. Всеволода было духовничество. Всех, кто знал о. Всеволода, поражала его способность мгновенно находить контакт с людьми самого разного звания, положения, образования, происхождения. Слова отца Всеволода часто бывали пророческими, прозорливыми; очень многое сбывалось, а люди, которые не слушались о. Всеволода, потом получали тяжелые плоды этого непослушания.

Отцу Всеволоду был свойственен особый дар любви, которой он нередко буквально спасал человека, дар духовной радости, тонкого юмора, который его не покидал в самые трудные моменты жизни. Будучи настоятелем, он никогда не употреблял в общении со своими сослужителями административной властности. С ним было очень легко и жить, и служить: он с радостью принимал любую добрую инициативу священника и оставлял его совершенно свободным.

В большом духовном наследии о. Всеволода имеется значительная богословская переписка, которая содержит в себе очень много замечательных мыслей и свидетельств о современной отцу Всеволоду церковной жизни. Из тех, с кем переписывался о. Всеволод, можно назвать Святейшего Патриарха Болгарского Кирилла, старца-иеромонаха Павла (Троицкого), архиепископа Гермогена (Голубева), митрополита Антония (Блюма), архиепископа Василия (Кривошеина), протопресвитера Иоанна Мейендорфа. Отец Всеволод был очень широким священником, но и очень традиционным одновременно. Особенно в последние годы он любил повторять и в проповедях, и в беседах: «Стойте и держите предания».

— Какими были последние годы жизни о.Всеволода?

В последние годы отец Всеволод серьезно болел. Тем не менее, он не унывал и умел черпать силы в молитве, в божественной литургии, имел благодатную помощь Божию. Последнее служение о. Всеволода было в Николин день 19 декабря 1983 г., на престольный праздник Николо-Кузнецкого храма. В этот день он сказал свою последнюю проповедь. После этого о. Всеволод сильно заболел и слег, последние дни перед Рождеством он ежедневно причащался. Приходивших к нему он приветствовал пасхальным «Христос Воскресе!» На второй день Рождества о. Всеволод причастился Святых Христовых Тайн и мирно отошел ко Господу.

Возрождение приходской жизни, в которое о.Всеволод вложил более тридцати лет усердных трудов в Николо-Кузнецком храме, принесло обильный плод, который можно видеть сегодня. В приходе имеется более сотни многодетных семей, православная школа (самая большая в Москве), летний молодежный лагерь, крупный книжный магазин. На базе прихода создан Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет - крупнейший вуз Русской Православной Церкви, в котором учится несколько тысяч студентов. Дело о.Всеволода продолжается сегодня на общецерковном уровне, в том числе далеко за пределами нашего Отечества.

10 декабря 2010 г.

Разместить ссылку на материал

16 декабря 2017 г.
В Князь-Владимирском храме вручили дипломы выпускникам программ дополнительного образования ПСТГУ
15 декабря 2017 г.
Cостоялась встреча выпускников богословского факультета и ПСТБИ
13 декабря 2017 г.
Итоговую аттестацию прошли восемнадцать слушателей Института дистанционного обучения
13 декабря 2017 г.
Завершил работу VI Международный фестиваль детско-юношеских и молодежных хоров
12 декабря 2017 г.
Научно-исследовательский семинар прошел на педагогическом факультете
12 декабря 2017 г.
Слушатели факультета дополнительного образования сдали выпускные экзамены и защитили итоговые аттестационные работы
12 декабря 2017 г.
ПСТГУ - первый в рейтинге востребованности гуманитарных вузов года
11 декабря 2017 г.
"И пробуждается поэзия во мне..."
11 декабря 2017 г.
Пострадавшая в аварии студентка ПСТГУ нуждается в помощи
11 декабря 2017 г.
В ПСТГУ презентовали книгу протопресвитера Александра Шмемана «Основы русской культуры»