на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Новости университета

Начала работу международная конференция «Судьбы прекрасного»


17 апреля 2012 г. в Свято-Тихоновском университете по окончании торжественной церемонии открытия международной конференции "Судьбы прекрасного: красота с позиций гуманитарных наук" состоялось пленарное заседании под председательством священника Георгия Ореханова, проректора Свято-Тихоновского университета по международной работе.

Вначале отец Георгий зачитал послание исполняющего обязанности ректора Миланского Католического университета Святого Сердца господина Франко Анелли, а затем представил первого участника конференции, священника Стефано Альберто, доцента теологии Католического университета Святого Сердца (Милан) и духовника его студентов, который выступил с докладом «Красота как преодоление современного дуализма».

Красота – корень нашего мира и также открывает нам Бога. Существует разрыв между обычным человеческим и христианским сознанием, и красота помогает преодолеть это разделение. Отец Стефано представил обзор философских мнений о субъективной и объективной природе красоты: Фомы Аквинского, Канта, философов двадцатого века, в том числе тех, кто разделял сциентические взгляды. Представляя современную ситуацию, докладчик отметил, что во многом благодаря современным технологиям, человек, живущий в наши дни, за день видит больше изображений, чем средневековый за всю жизнь. Человек сам выбирает, где ему видеть красоту, а где от нее отгораживаться, красота воспринимается по частям. Красота христианства тоже стоит перед вызовом частичного восприятия, когда ей оставляют место, пусть и очень почетное, но ограниченное богослужением и церквями. В качестве прекрасного образчика преодоления дуализма отец Стефано привел творчество выдающегося итальянского поэта Леопарди. Красота пребывает в мире, потому что Слово стало плотью и пришло в этот мир. Для апостолов Андрея и Иоанна началом веры было признание присутствия Христа. Открывать путь Христа Господа, освобожденный Им Самим, путь красоты – наша задача на пути преодоления разделения, считает отец Стефано.

С докладом «Идея прекрасного в библейской космогонии» выступил декан факультета церковных художеств Свято-Тихоновского университета протоиерей Александр Салтыков. Одной из проблем современного мира является восприятия мироздания по большей части с естественнонаучной точки зрения, что мешает воспринимать его красоту, как творения Бога – в отличие от людей, живших в древние времена. В творениях самых разных Святых Отцов Бог называется художником, который творит мир, словно художник свое произведение, также Бога сравнивают со скульптором и архитектором. Отец Александр предложил подойти к рассмотрению мира через те критерии, которые мы используем в отношении произведения искусства. «Земля была безвидна и пуста» - материал для дальнейшего творения вместе с уже сотворенной водой. Приготовив материал, Господь Бог возжигает свет. Творение было распределено на несколько отрезков времени, дней, что говорит о его упорядоченности. В седьмой день Бог почил от своих дел, уже оставив своему образу и подобию, сотворенному человеку, управлять миром и украшать его. Через неоднократное повторение слов «Виде Бог, яко добро» докладчик показывает любовь Бога к Своему творению, ведь любовь всегда сопровождает творчество. И если человек стремится улучшить свое произведение, то Бог в этом не нуждается, потому что у Него любовь и творчество – неразделимы. Спаситель приводит как пример красоты полевую линию, хотя мог бы привести, к примеру, звездное небо, горы или закат, обращая наше внимание на важность простой красоты. При этом все же можно с уверенностью говорить об иерархии красоты, опять вспомнив об очередности дней творения. Вершиной красоты творения был Земной Рай, гора Фавор во время Преображения. Грехопадение человека изменило и духовную, и физическую природу человека (плод древа познания добра и зла «был красив»). Плод привнес в душу и тело человека борьбу несовместимого – добра и зла, он был отравлен в прямом смысле слова, отравлен «ложной красотой». В результате в творчестве человека мы видим плоды его сердца, в котором смешаны добро и зло, поэтому в творчестве вместе с добром в той или иной степени есть и зло.

С заключительным докладом «Мир спасет красота...»: алгоритм процесса спасения в произведениях Достоевского» на пленарном заседании выступила Татьяна Александровна Касаткина, председатель Комиссии по изучению творческого наследия Ф. М. Достоевского Института мировой литературы РАН. Докладчик указала на смешение в восприятии человека «красоты Мадонны» и «красоты Содома». По словам великого русского писателя, ум воспринимает как позор то, что сердце может воспринимать как красоту. Достоевский для определения красоты использовал антонимы, подчеркивая неопределимость красоты. Красота – это вещь из мира до грехопадения, которая противоречит этому миру, но присутствует в нем. Татьяна Александровна опровергнула положение многих исследователей творчества писателя, что Федор Михайлович указывал на два типа красоты. Это неверно, так как он говорил о двух восприятиях единой красоты. В Содом пришли ангелы, вестники Бога, носители красоты, жители города хотели приобщиться к этой красоте, но решили познать ее своим способом. Человек может «заточить красоту в Содом», при этом возникает угроза смешения «образа Содома» и «образа Мадонны», а если «образ Мадонны» мешает «образу Содома», то он отвергается и над ним надругаются. В своем творчестве Достоевский показывает два пути – образ Сонечки – «заточение красоты в Содом» и образ Грушеньки – «выведение красоты из Содома». Красота не есть нечто победно приближающееся к миру для его спасения, но она в мире пребывает и благодаря красоте мир поддерживает свое существование.

В заключение пленарного заседания состоялась дискуссия, посвященная всем трем докладам.



Станислав Колотвин
Фотографии Варвары Буравлевой




.
.
17 апреля 2012 г.

Разместить ссылку на материал

16 апреля 2019 г.
Протоиерей Александр Салтыков: «Учиться более глубоко понимать богословский смысл церковного искусства»
15 апреля 2019 г.
Поздравление с днем рождения профессора ПСТГУ А. Н. Мясоедова
11 апреля 2019 г.
Заведующая кафедрой педагогического факультета ПСТГУ С. Ю. Дивногорцева выступила на конференции «Теология и педагогическая культура современного учителя»
09 апреля 2019 г.
Презентация книги "Мир святого Колумбы" прошла в ПСТГУ
08 апреля 2019 г.
В ПСТГУ прошла встреча сотрудников Департаментов Москвы и подведомственных подразделений с протоиереем Димитрием Смирновым
02 апреля 2019 г.
В честь 70-летия председателя ГЭК на богословском факультете ПСТГУ А. В. Назаренко выпущен юбилейный сборник
30 марта 2019 г.
Профессор ПСТГУ священник Александр Мазырин посетил Дальневосточный федеральный университет и Центр подготовки церковных специалистов Владивостокской епархии
30 марта 2019 г.
В день праведной кончины святого Патриарха Тихона состоится общеуниверситетский молебен у мощей Святителя
29 марта 2019 г.
На педагогическом факультете прошла «Неделя русской словесности и методики ее преподавания в школе»
28 марта 2019 г.
Заведующая кафедрой социальной работы ПСТГУ Татьяна Валерьевна Зальцман выступила на международной конференции в Нюрнберге