на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Новости университета

Начала работу международная конференция «Судьбы прекрасного»


17 апреля 2012 г. в Свято-Тихоновском университете по окончании торжественной церемонии открытия международной конференции "Судьбы прекрасного: красота с позиций гуманитарных наук" состоялось пленарное заседании под председательством священника Георгия Ореханова, проректора Свято-Тихоновского университета по международной работе.

Вначале отец Георгий зачитал послание исполняющего обязанности ректора Миланского Католического университета Святого Сердца господина Франко Анелли, а затем представил первого участника конференции, священника Стефано Альберто, доцента теологии Католического университета Святого Сердца (Милан) и духовника его студентов, который выступил с докладом «Красота как преодоление современного дуализма».

Красота – корень нашего мира и также открывает нам Бога. Существует разрыв между обычным человеческим и христианским сознанием, и красота помогает преодолеть это разделение. Отец Стефано представил обзор философских мнений о субъективной и объективной природе красоты: Фомы Аквинского, Канта, философов двадцатого века, в том числе тех, кто разделял сциентические взгляды. Представляя современную ситуацию, докладчик отметил, что во многом благодаря современным технологиям, человек, живущий в наши дни, за день видит больше изображений, чем средневековый за всю жизнь. Человек сам выбирает, где ему видеть красоту, а где от нее отгораживаться, красота воспринимается по частям. Красота христианства тоже стоит перед вызовом частичного восприятия, когда ей оставляют место, пусть и очень почетное, но ограниченное богослужением и церквями. В качестве прекрасного образчика преодоления дуализма отец Стефано привел творчество выдающегося итальянского поэта Леопарди. Красота пребывает в мире, потому что Слово стало плотью и пришло в этот мир. Для апостолов Андрея и Иоанна началом веры было признание присутствия Христа. Открывать путь Христа Господа, освобожденный Им Самим, путь красоты – наша задача на пути преодоления разделения, считает отец Стефано.

С докладом «Идея прекрасного в библейской космогонии» выступил декан факультета церковных художеств Свято-Тихоновского университета протоиерей Александр Салтыков. Одной из проблем современного мира является восприятия мироздания по большей части с естественнонаучной точки зрения, что мешает воспринимать его красоту, как творения Бога – в отличие от людей, живших в древние времена. В творениях самых разных Святых Отцов Бог называется художником, который творит мир, словно художник свое произведение, также Бога сравнивают со скульптором и архитектором. Отец Александр предложил подойти к рассмотрению мира через те критерии, которые мы используем в отношении произведения искусства. «Земля была безвидна и пуста» - материал для дальнейшего творения вместе с уже сотворенной водой. Приготовив материал, Господь Бог возжигает свет. Творение было распределено на несколько отрезков времени, дней, что говорит о его упорядоченности. В седьмой день Бог почил от своих дел, уже оставив своему образу и подобию, сотворенному человеку, управлять миром и украшать его. Через неоднократное повторение слов «Виде Бог, яко добро» докладчик показывает любовь Бога к Своему творению, ведь любовь всегда сопровождает творчество. И если человек стремится улучшить свое произведение, то Бог в этом не нуждается, потому что у Него любовь и творчество – неразделимы. Спаситель приводит как пример красоты полевую линию, хотя мог бы привести, к примеру, звездное небо, горы или закат, обращая наше внимание на важность простой красоты. При этом все же можно с уверенностью говорить об иерархии красоты, опять вспомнив об очередности дней творения. Вершиной красоты творения был Земной Рай, гора Фавор во время Преображения. Грехопадение человека изменило и духовную, и физическую природу человека (плод древа познания добра и зла «был красив»). Плод привнес в душу и тело человека борьбу несовместимого – добра и зла, он был отравлен в прямом смысле слова, отравлен «ложной красотой». В результате в творчестве человека мы видим плоды его сердца, в котором смешаны добро и зло, поэтому в творчестве вместе с добром в той или иной степени есть и зло.

С заключительным докладом «Мир спасет красота...»: алгоритм процесса спасения в произведениях Достоевского» на пленарном заседании выступила Татьяна Александровна Касаткина, председатель Комиссии по изучению творческого наследия Ф. М. Достоевского Института мировой литературы РАН. Докладчик указала на смешение в восприятии человека «красоты Мадонны» и «красоты Содома». По словам великого русского писателя, ум воспринимает как позор то, что сердце может воспринимать как красоту. Достоевский для определения красоты использовал антонимы, подчеркивая неопределимость красоты. Красота – это вещь из мира до грехопадения, которая противоречит этому миру, но присутствует в нем. Татьяна Александровна опровергнула положение многих исследователей творчества писателя, что Федор Михайлович указывал на два типа красоты. Это неверно, так как он говорил о двух восприятиях единой красоты. В Содом пришли ангелы, вестники Бога, носители красоты, жители города хотели приобщиться к этой красоте, но решили познать ее своим способом. Человек может «заточить красоту в Содом», при этом возникает угроза смешения «образа Содома» и «образа Мадонны», а если «образ Мадонны» мешает «образу Содома», то он отвергается и над ним надругаются. В своем творчестве Достоевский показывает два пути – образ Сонечки – «заточение красоты в Содом» и образ Грушеньки – «выведение красоты из Содома». Красота не есть нечто победно приближающееся к миру для его спасения, но она в мире пребывает и благодаря красоте мир поддерживает свое существование.

В заключение пленарного заседания состоялась дискуссия, посвященная всем трем докладам.



Станислав Колотвин
Фотографии Варвары Буравлевой




.
.
17 апреля 2012 г.

Разместить ссылку на материал

16 февраля 2019 г.
Ведущий научный сотрудник ПСТГУ А. А. Кострюков и старший научный сотрудник Т. И. Шевченко приняли участие в XIII Международных Сретенских чтениях в Хельсинки
10 февраля 2019 г.
Сотрудники ПСТГУ приняли участие во Всероссийской научно-богословской конференции, посвященной памяти новых мучеников и исповедников Церкви Русской
09 февраля 2019 г.
Результаты VI конкурса научно-исследовательских проектов ПСТГУ
08 февраля 2019 г.
Профориентационный семинар «Время социальных профессий»
07 февраля 2019 г.
В ПСТГУ отпраздновали день прославления чтимой иконы университетского храма – образа Божией Матери «Утоли моя печали», и почтили память священномучеников митрополита Владимира Богоявленского и архиепископа Петра Зверева
03 февраля 2019 г.
В ПСТГУ прошел очный тур XIV Многопрофильной олимпиады «АКСИОС»
03 февраля 2019 г.
В ПСТГУ состоялся научно-практический семинар «Общероссийская олимпиада школьников «Основы православной культуры» и методическое сопровождение предмета «Православная культура» в системе общего образования
01 февраля 2019 г.
Издаваемый Университетом Вестник ПСТГУ. Серия I: Богословие. Философия. Религиоведение включен в крупнейшую реферативную базу данных Scopus
31 января 2019 г.
Состоялся пастырский семинар “Приходская община от первого кирпича до третьего священника, выросшего на приходе”
31 января 2019 г.
Профессор ПСТГУ А. Л. Дворкин возглавил заседание секции “Возможна ли в секте свобода выбора?”