на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Новости университета

Заключительный день конференции «Судьбы прекрасного» прошел под знаком филологии


Заключительный день конференции «Судьбы прекрасного» прошел под знаком филологии. Программа секции, возглавленной заведующей кафедрой романской филологии ПСТГУ Марией Юрьевной Десятовой, включала два блока: литературоведческий и лингвистический. Докладчики вели речь об опыте осмысления и переживания Прекрасного в поэтическом творчестве и в языке.

Работу филологической секции открыл Уберто Мотта, доцент кафедры итальянской литературы Института итальянской литературы и филологии Университета Фрибурга (Швейцария), выступивший с докладом «Между желаемым и действительным. Тема красоты в «Божественной комедии» Данте». По мнению итальянского исследователя, ключевым в концепции красоты у Данте является понятие desiderio – «желание». Желание, жажда пронизывает всю поэму и с наибольшей силой возрастает к Раю. Это желание есть устремление к Богу и вместе с тем устремление к поэзии и красоте. Приближение к Раю не означает прекращения желаний, прекращения жажды, напротив, именно там желание красоты, желание созерцать ее занимает собою все бытие. Однако чтобы достигнуть вечного света, прежде оказывается необходимым пройти через Ад, средоточие мрака и уродства. Чистилище у Данте —место, где красота предстает в видениях, звуках, словах и оттенках, становясь водой, которая утоляет и в то же время усиливает жажду. Красота становится своеобразной терапией, которая ведет к возрождению, новому открытию желания Бога. Это болезненный опыт, красота причиняет боль, но через нее происходит исцеление, преобразование сердца и возвращение ему невинности. Красота и желание прекрасного влагаются в сердце каждого человека, грех же, будучи искажением красоты, есть предательство этого предназначения.

В докладе Елизаветы Викторовны Матеровой (кафедра истории и теории литературы филологического факультета ПСТГУ) «В поисках совершенства: поэзия Каролингского возрождения» речь шла о творческих поисках поэтов т.н. придворной «Академии» и об осмыслении ими античного наследия. Поэтические опыты каролингцев несут на себе печать неоднозначного отношения к языческой словесности: она и притягивает их, и отталкивает. Красота классиков представляется христианским поэтам слишком «внешней», легкомысленной и неглубокой, такая поэзия может увлечь, но она не способна питать душу. В поисках совершенной поэзии, т.е. той, что отвечала бы духовным запросам их эпохи, каролингцы идут путем переосмысления наивысших достижений классической словесности в духе христианского мировидения. Античные формы служат им как для того, чтобы отозваться на события современности (прославить императора, изобразить жизнь королевского двора и т.п.), так и чтобы выразить вечное, непреходящее, христианизировав античный жанр и говоря на христианские темы языком, заимствованном из поэзии латинских классиков.

Тимофей Леонович Воронин (кафедра истории и теории литературы филологического факультета ПСТГУ) представил доклад на тему «Особенности сакрального понимания прекрасного в эстетическом сознании А.С. Пушкина и В.А.Жуковского». Прекрасное понимается Жуковским как красота нравственного и мистического содержания. При этом восприятие прекрасного у поэта совпадает с темой «невыразимого». Говоря о желании выразить впечатление, которое производит на нас природа, Жуковский утверждает невозможность воспроизвести это чувство через простое описание созерцаемого, потому что суть созерцания не в тех объектах природы, которые видит лирический герой, а в том, что таинственно соединяется с ними. Прекрасное есть, в первую очередь, именно переживание Божественного. Как показывает докладчик, в творчестве обоих писателей раскрывается их согласное понимание Прекрасного, которое является для них и эстетическим, и мистическим одновременно. Именно понятие прекрасного, с их точки зрения, связывает творчество с таинственной сущностью бытия, одинокую личность со сверхличным единством сущего.

Мария Кристина Гатти, доцент кафедры славистики Католического университета Святого Сердца (Милан) выступила с докладом «Опыт красоты в языке». Смысл в языке порождается как результат совершенствования, как гармония частей и созвучие, как результат красоты, условия, которое язык накладывает на осмысленность. Красота (pulchritudo) выступает в качестве подходящей связи частей (apta partium coniunctio) и соответствует средневековому эстетическому канону, который восходит к греко-латинскому пониманию прекрасного как соответствующего. Организация речи, даже самой элементарной, может быть адекватно представлена через некоторые наводящие метафоры, как например, метафора человеческого тела, описанная Платоном в «Федре», или метафора строительства корабля, предложенная Присцианом. Основой осмысленности речи является её конгруэнция, т.е. взаимное соответствие её составляющих. Красота находится у истока осмысленного говорения. В языке мы приобретаем опыт красоты как сияния смысла.

Ирина Игоревна Челышева, профессор, заведующая сектором романских языков Института языкознания РАН в своем докладе «Лексика эстетической оценки — от латыни к романским языкам» обращается вопросу о формировании словаря оценочной лексики в романских языках. Так, она отмечает, что из трех латинских прилагательных, имевших значение «красивый» — pulcher, bellus, formosus, первое было утрачено в романских языках, а два других получили распространение в различных регионах. Прилагательное formosus (красивый, изящный, т.е. обладающий прекрасной формой) пришло в испанский и балкано-романские языки, а в остальных регионах получило распространение bellus, причем если в латинском языке оно означало «милый, приятный», то с утратой возвышенного pulcher в романских языках прилагательные, восходящие к bellus, приобретают семантику «прекрасный» и перемещаются к словам высокого стиля. Также доклад содержал ряд интереснейших наблюдений над фонетической и семантической трансформацией латинской лексики в романских языках, в том числе в таких, как окситанский, старофранцузский.

Работа секции продолжилась оживленной дискуссией, в центре внимания которой, в первую очередь, оказались такие вопросы, как проблема формы и содержания, вопрос об их взаимодействии, отдельности-совместности их существования в литературе и искусстве, а также проблема того, как выразить «невыразимое», как сказать о том, что сказать невозможно, но надо каким-то образом сказать. В ходе дискуссии был высказан ряд интересных суждений, касающихся метафизического аспекта проблемы, очевидно, что поставленные вопросы остаются открытыми и приглашают к продолжению размышления и поиска.



.
21 апреля 2012 г.

Разместить ссылку на материал

19 апреля 2019 г.
Научно-практическая конференция по проблемам церковного искусства в ПСТГУ дала ответ на вызовы современности
18 апреля 2019 г.
Сотрудник Миссионерского центра ПСТГУ А. М. Смулов выступил в Белгороде на конференции
18 апреля 2019 г.
В ИДО ПСТГУ прошел семинар по богословскому персонализму В. Н. Лосского
15 апреля 2019 г.
ПСТГУ И Оптина пустынь начнут реализовывать совместные проекты
15 апреля 2019 г.
Поздравление с днем рождения профессора ПСТГУ А. Н. Мясоедова
11 апреля 2019 г.
Заведующая кафедрой педагогического факультета ПСТГУ С. Ю. Дивногорцева выступила на конференции «Теология и педагогическая культура современного учителя»
09 апреля 2019 г.
Презентация книги "Мир святого Колумбы" прошла в ПСТГУ
08 апреля 2019 г.
В ПСТГУ прошла встреча сотрудников Департаментов Москвы и подведомственных подразделений с протоиереем Димитрием Смирновым
02 апреля 2019 г.
В РАН выпущен сборник к 70-летию председателя Государственной экзаменационной комиссии богословского факультета ПСТГУ А. В. Назаренко
30 марта 2019 г.
Профессор ПСТГУ священник Александр Мазырин посетил Дальневосточный федеральный университет и Центр подготовки церковных специалистов Владивостокской епархии