на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Новости университета

Два известнейших специалиста по исследованию Туринской плащаницы прочитали в ПСТГУ лекцию о ней

27 ноября 2015 два известнейших специалиста по исследованию Туринской плащаницы прочитали в ПСТГУ лекцию «Туринская Плащаница: встреча веры и науки».


В начале встречи ее ведущий, проректор ПСТГУ по международной работе про-тоиерей Георгий Ореханов, представил слушателям гостей. Это профессор Пьерлуиджи Баима Боллоне, доцент кафедры судебной экспертизы медицинского факультета Турин-ского университета, руководитель Международного центра изучения Плащаницы (един-ственный официально признанный институт по изучению Туринской Плащаницы). Его коллега, Монсеньор Джузеппе Гиберти, является почетным президентом Епархиальной комиссии по Туринской плащанице и церковным ассистентом Международного центра по изучению Плащаницы.

Выступление обоих лекторов было предварено показом небольшого фильма, под-робно рассказывающего об отпечатках и следах времени, оставленных на Плащанице ве-ковой историей. Размышления над многими из них заставили зрителей по-новому взгля-нуть на страдания Спасителя.

Хранящаяся в Турине с 1578 г. Плащаница представляет собою льняное полотно размером 4,42 х 1,13 м, на котором отпечаталось человеческое тело с передней и задней сторон: лицо, обрамленное бородой и волосами, грудная клетка, скрещенные руки и ноги – с одной, затылок, спина, ноги и стопы – с другой. Также видны водные разводы и следы, оставленные пожаром 1542 г, когда Плащаница хранилась в Шамбери, как великая святы-ня, сложенная, в серебряном ларце. Перегретые во время пожара стенки ларца оставили следы в виде двух черных протяженных линий, а капля расплавленного металла – боль-шие отверстия в виде треугольников, заделанные монахинями «голландским полотном». Само полотно было заменено новой укрепляющей тканью в 2002 г.

Лицо «Человека с Плащаницы» имеет множество повреждений, которые были тщательно изучены судебно-медицинскими экспертами. Были выявлены отеки, отождествляемые с гематомами, особенно на правой стороне лица, рвано-кантуженые раны, смещенная из-за перелома носовая перегородка. На лбу, на затылке и по длине волос очевидны многочисленные струйки крови, которые вытекают из ран, форма и лучеобразное положение которых свидетельствуют о наложении на голову шлема - венца из остроконечных шипов.

На кожном покрове туловища и спины, а также на ногах более сотни кровоподте-ков и ссадин – от ударов бичами с металлическими грузилами. Вид этих ран позволяет с точностью сказать, что удары бичом наносились по обнаженному телу и при согнутой спине. В целом, «Человек с Плащаницы» был жестоко избит в предшествующих его смер-ти часах.

На лопатках – следы от горизонтальной перекладины креста, которую осужденный на казнь нес на себе, на коленях отпечатки ссадин от падений на землю. На отпечатке пе-редней части тела на обоих предплечьях видны длинные струйки крови, берущие свое на-чало от запястий и поднимающиеся до локтей – следы крови, вытекавшей в тот момент, когда запястья находились выше локтей, а Спаситель находился на кресте. Примечатель-но, что рана находится на запястье, а не на ладони, как в традиционной иконографии. От-печатки подошв ступней свидетельствуют о том, что ноги Распятого были прибиты одним гвоздем.

На правой части груди заметно пятно крови большой овальной формы от удара между 5-м и 6-м ребрами. Характеристики этой раны показывают, что она была нанесена после наступления смерти (вытекающая кровь окружена сывороточным кругом, как это бывает, когда кровь вытекает из трупа).

После просмотра фильма выступил Монс. Джузеппе Гиберти. В своем сообщении, как бывший университетский преподаватель Священного Писания Нового Завета, Мон-сеньор Гиберти провел сравнительный анализ изображений на Плащанице с Евангели-ским текстом о Страстях Господних. Описанные благодаря судебно-медицинской экспер-тизе раны «Человека с Плащаницы» не оставляют сомнений в правдивости того, что он претерпел страшные физические страдания от побоев и ран, смерть от распятия на кресте и погребение, соответствующее древнееврейскому ритуалу. Дон Гиберти подчеркнул со-ответствие образа «Человека с Плащаницы», его страданий, смерти и погребения тому повествованию, которое имеется в Евангелиях, включая мельчайшие подробности. Мон-сеньор также отметил важную особенность лица «Человека с Плащаницы»: несмотря на весь тот ужас физических страданий, которые пришлось ему претерпеть, его лицо выра-жает величественное спокойствие и необыкновенный мир. Дон Гиберти обратил особое внимание на то, что представленное на Плащанице изображение не соотносится настолько ни с одним античным текстуальным источником, как с Евангелием, где описаны страдания, смерть и погребение Господа Иисуса Христа.

Рассказ о Плащанице и о ее научном изучении продолжил профессор Пьерлуиджи Баима Боллоне. В своем докладе, сопровождавшемся презентацией с уникальными кадра-ми микроскопической съемки нитей и волокон Плащаницы, профессор уделил большое внимание анализу самого льняного полотна. Из его сообщения слушатели узнали не толь-ко подробную структуру тканевого материала, но и возможные места ее происхождения, связанные как с самим названием - «Sindone», так и со схожестью других древних образ-цов. В ходе рассказа выяснилось, что именно профессор Баима Боллоне является тем ис-следователем, который впервые подтвердил присутствие крови на Плащанице. Поэтому следующая часть его выступления была посвящена как топографии отпечатков тела «Че-ловека с Плащаницы», так и разным следам крови, вытекшей до наступления смерти и после. Характер расположения этих кровяных следов в волокнах ткани Плащаницы (крас-ных кровяных телец внутри нитей), как было наглядно представлено слайдами микроско-пической съемки, не оставляет никаких сомнений в том, что она не могла бы быть туда занесенной как-то специально, то есть не при естественном соприкосновении с телом че-ловека с Плащаницы.

На вопрос об отношении к гипотезе Джексона о появлении изображения на Пла-щанице благодаря световому излучению в момент Воскресения Иисуса Христа Монс. Ги-берти ответил, что с научной точки зрения эта гипотеза не верифицируема, но с точки зрения богословской такое объяснение выражает причину, хотя само явление не описыва-ет. Проф. Гиберти к этому добавил рассказ о эксперименте, проводимом итальянскими исследователями на ткани при помощи лазера, чтобы попытаться произвести подобного рода изображение. Этот эксперимент пришлось остановить, так как стало ясно, что чело-век до сих пор не способен создать лазер с такой мощностью. Профессор подчеркнул: «я не говорю о том, что если не можем создать мы, то это действие Божественной силы, но лишь о том, что мы этого не можем создать».

Один из слушателей усомнился в том, насколько Монс. Гиберти, который уже много лет служит Плащанице, верит в ее подлинность. Дон Гиберти ответил следующее: «Когда меня спрашивают, верю ли я в Плащаницу, я отвечаю, что в Символе веры я говорю, что верую в Бога Отца, Сына и Святого Духа, а про Плащаницу там ничего не сказано». Но далее он подчеркнул, что Плащаница для каждого из нас - это своеобразный показатель наших отношений с Господом. Плащаница, прежде всего, знак, и его ценность не в нём самом, а в том, к чему он отсылает - к воплощению Спасителя и Его смерти. Именно такой эффект производит Плащаница. «Я с большой долей вероятности, почти на границе с уверенностью, даже если не могу доказать математически, верю в то, что Плащаница - это именно тот отрез ткани, в который было обернуто тело Спасителя». После появления разговоров о том, что ткань Плащаницы относится к эпохе Возрождения, многие хотели убрать ее из церкви и повесить где-нибудь в музее. Но Плащаница все же продолжает быть тем уникальным знаком, каким она была и до этого. Именно поэтому Монс. Гиберти никогда не настаивает на своей позиции. «Я хочу, чтобы каждый, кто смотрит на нее, мог совершать этот переход от знака к тому, что этот знак обозначает. Ведь именно для этой цели Господь и оставил нам его».

08 декабря 2015 г.

Разместить ссылку на материал

25 мая 2019 г.
В ПСТГУ состоится выставка христианского искусства Эфиопии
22 мая 2019 г.
В ПСТГУ состоится концерт “Жить хором”
15 мая 2019 г.
В ПСТГУ открыт набор на интернет-курсы для взрослых по основам Православия
21 мая 2019 г.
Доцент ПСТГУ Е. В. Макарова приняла участие в праздновании Дней славянской письменности и культуры в республике Коми
19 мая 2019 г.
В ПСТГУ состоялся День открытых дверей
18 мая 2019 г.
Преподаватели и сотрудники ПСТГУ приняли участие VII Валаамских образовательных чтениях
18 мая 2019 г.
Заведующий кафедрой общей и социальной педагогики Сергей Иванович Абрамов принял участие в Межрегиональном круглом столе
17 мая 2019 г.
Профессор ПСТГУ А. Л. Дворкин выступил с докладом на международной конференции по сектоведению
15 мая 2019 г.
Протоиерей Павел Хондзинский, иерей Александр Мазырин и Андрей Александрович Кострюков выступили на конференции в Институте российской истории РАН
12 мая 2019 г.
В ПСТГУ состоялся V Пасхальный хоровой фестиваль ПСТГУ