на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Новости университета

Протоиерей Всеволод Шпиллер: Когда догмат о Церкви будет полностью понят и уяснен, наступит конец истории

Впервые вечер памяти Протоиерея Всеволода Шпиллера прошел в Соборной палате Главного здания ПСТГУ в рамках зимней сессии XXVII Ежегодной богословской конференции.

В центре Палаты - икона святого Серафима Соболева, а справа от нее - фотография духовного чада святого - отца Всеволода Шпиллера. Ректор ПСТГУ Протоиерей Владимир Воробьев начинает вечер памяти с молитвы об упокоении души отца Всеволода «со святыми упокой» и величания владыки Серафима Соболева. Зал стоя поет слова молитв.

Протоиерей Всеволод Шпиллер: «Когда догмат о Церкви будет полностью понят и уяснен, наступит конец истории»

Первым выступил декан факультета церковных художеств и духовное чадо протоиерея Всеволода протоиерей Александр Салтыков. В своем блестящем докладе отец Александр раскрыл некоторые стороны богословского и эпистолярного наследия своего духовного отца.

Отец Всеволод - яркая личность, глубоко мыслящий человек, его проповедь звучала на фоне его высокой культуры, которая навсегда ушла в прошлое, на фоне эго широкой богословской эрудиции, - начал отец Александр свое выступление. Отец Всеволод - представитель подлинного аристократизма, сочетавшегося с простотой общения со всеми. Он – воин, ставший священником, и ставший, таким образом истинным воином Христовым. Основная тема его проповедей – «Церковь как таковая», «Церковь и государство», «человек и его отношение к Богу», «тайна креста», «почитание Богородицы», и другие. Он много пишет об апокалиптической эпохе, - продолжил отец Александр.

На эти актуальные темы говорили множество людей в течении последних 2000 лет. Но проповеди отца Всеволода отличаются тем, что они сказаны в особую эпоху – когда коммунисты уничтожили в России духовное образование, доступное для простого народа, и люди были благодарны за всякое слово священника. Отец Александр сказал, что он лично знал офицера, который выписывал цитаты из Библии из атеистической литературы, чтобы по ним хоть в какой-то степени получить представление о христианском учении.

«Для меня лично отец Всеволод был одним из тех слуг Премудрости, которых Она выслала «провозгласить с возвышенностей городских: «Кто неразумен, обратитесь сюда» (Притч 9-3,4). Таких глашатаев премудрости всегда немного», – сказал отец Александр. С таким призванием отец Всеволод приехал из Болгарии в Москву по прямому благословению владыки Серафима Соболева, ныне прославленного во святых. Каждая эпоха добавляет что-то свое к самоосмыслению Церкви. К такому самоосмыслению следует отнести и труды отца Всеволода.

Отец Александр так же напомнил, что отец Всеволод находился в постоянном общении с прозорливым старцем иеромонахом Павлом (Троицким), который слушал проповеди отца Всеволода, читал его письма, обсуждал с ним общецерковные вопросы, к которым его постоянно привлекала Московская Патриархия.

Отец Александр, на примерах из цитат отца Всеволода о Пресвятой Богородице, о тайне Креста Христова, о софиологии, о природе зла, о русской религиозной философии, раскрывает дар отца Всеволода, как богослова. Например, разбросанные в разных местах высказывания отца Всеволода о Пресвятой Богородице, это ценный вклад в православную мариологию. К софиологии он относился положительно, как к форме познания Премудрости Божией. Из русских философов отец Всеволод особенно почитал Трубецкого.

Самой интересной частью доклада были личные воспоминания отца Александра о частных беседах с отцом Всеволодом, еще неопубликованные. В частности, вот что говорит отец Александр о теме природы и границах Церкви, которые поднимались в частных беседах: «Насколько я помню, (лично я), в одной из бесед (беседа была в 1980-х годах) отец Всеволод говорил о том, что у нас не разработан до конца догмат о Церкви. У него был интересный ход мысли. Он связывал окончательное уяснение понятия Церкви с концом истории мира и человечества. Когда догмат о Церкви будет полностью понят и уяснен, наступит конец истории, потому что вся суть истории человечества в Церкви. Эту беседу отец Всеволод закончил успокоительной фразой: «Ну, на это уйдет еще лет сто», - сказал отец Александр Салтыков.

Святой Серафим Соболев: «Экуменизм - это ересь, поскольку опровергает догмат о единстве Церкви»

Сотрудник отдела новейшей истории РПЦ ПСТГУ Андрей Кострюков сделал доклад о духовном отце протоиерея Всеволода – одном из самых почитаемых русских и болгарских святых ХХ в. - владыке Серафиме Соболеве.

На богословские взгляды отца Всеволода, о которых говорил в предыдущем докладе отец Александр Салтыков, повлиял владыка Серафим. В частности, Андрей Кострюков остановился на взглядах святого Серафима на инославие и его отношении к экуменизму, что сегодня является очень актуальной и популярной темой для Русской Церкви.

Суть взглядов святого Серафима Соболева можно определить так: экуменизм, понимаемый, как учение о равной благодатности всех еретических сообществ - это ересь, поскольку опровергает девятый член Символа веры, то есть догмат о единстве Церкви.

Владыка Серафим Соболев был противником вступления Русской Церкви и всех православных церквей во Всемирный совет церквей и участия в экуменическом движении. Хотя, по его мнению, диалог с еретиками возможен.

Наиболее известным по данному вопросу является доклад «Нужно ли Русской Церкви участвовать в экуменическом движении», сделанным владыкой для выступления на Московском совещании 1948 г. В своем докладе владыка говорит, что непременным условием спасения является учрежденная Богом Церковь. Церковь - одна, и применить название Церковь к инославным сообществам неправильно.

Владыка Серафим Соболев полемизировал с известным ложным высказыванием Зеньковского, что «земные границы до Бога не доходят». Он, в свою очередь заявлял, что границы Церкви ясно очерчены Вселенскими соборами и включать в Церковь тех, кто отвергает догматы – невозможно: «Экуменизм это отрицание веры в Церковь», «вера в то, что возможно спасение вне Церкви».

Вслед за святым Серафимом Саровским святой Серафим Соболев учил, что спасение заключается в стяжании Духа Святого, а получить Духа Святого можно только в Церкви через миропомазание. Поэтому, сообщества, которые не имеют миропомазания, поскольку не имеют апостольского преемства, не имеют и освящающей и возрождающей благодати Святого Духа. Относительно тех структур, которые имеют апостольское преемство, владыка был строг, он говорил, что хоть они имеют миропомазание, но оно не действенно, поскольку они впали в ересь, и себя от Церкви отделили.

На том же совещании в Москве владыка Серафим сделал и второй доклад об англиканской иерархии. Этот доклад очень не любят раскольники и даже в библиотеке Якова Кротова он опубликован с очень большими купюрами. Дело в том, что владыка Серафим не соглашался считать еретические сообщества Церковью, но был готов к богословскому диалогу с ними. Более того, на Карловацком соборе 1921 г. владыка Серафим выступал за то, чтобы создать общехристианский фронт против коммунистического безбожия. На Соборе в 1935 г. эту идею поддержала Зарубежная церковь, владыка Серафим находился на соборе и не возражал против этого предложения.


Текст, фото: Александр Филиппов
25 января 2017 г.

Разместить ссылку на материал

22 мая 2017 г.
Венецианское барокко под сводами Соборной палаты
25 мая 2017 г.
Три декана праздновали со студентами-филологами день факультета
25 мая 2017 г.
Завершилась практика студентов ПСТГУ в Испании
22 мая 2017 г.
Юбилейный День науки на факультете социальных наук
22 мая 2017 г.
Опыт дореволюционных законоучителей востребован современной православной педагогикой
22 мая 2017 г.
Московские школьники приняли участие в междисциплинарной викторине «Врата учености»
22 мая 2017 г.
Сотрудники Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви приняли участие в VI Валаамских чтениях на острове Валаам
22 мая 2017 г.
Названы победители третьего конкурса студенческих презентаций
18 мая 2017 г.
На вручение дипломов факультета дополнительного образования собрались выпускники разных лет
18 мая 2017 г.
Поздравление декана богословского факультета в день святого Апостола и Евангелиста Иоанна Богослова