на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Новости университета

Протоиерей Всеволод Шпиллер: Когда догмат о Церкви будет полностью понят и уяснен, наступит конец истории

Впервые вечер памяти Протоиерея Всеволода Шпиллера прошел в Соборной палате Главного здания ПСТГУ в рамках зимней сессии XXVII Ежегодной богословской конференции.

В центре Палаты - икона святого Серафима Соболева, а справа от нее - фотография духовного чада святого - отца Всеволода Шпиллера. Ректор ПСТГУ Протоиерей Владимир Воробьев начинает вечер памяти с молитвы об упокоении души отца Всеволода «со святыми упокой» и величания владыки Серафима Соболева. Зал стоя поет слова молитв.

Протоиерей Всеволод Шпиллер: «Когда догмат о Церкви будет полностью понят и уяснен, наступит конец истории»

Первым выступил декан факультета церковных художеств и духовное чадо протоиерея Всеволода протоиерей Александр Салтыков. В своем блестящем докладе отец Александр раскрыл некоторые стороны богословского и эпистолярного наследия своего духовного отца.

Отец Всеволод - яркая личность, глубоко мыслящий человек, его проповедь звучала на фоне его высокой культуры, которая навсегда ушла в прошлое, на фоне эго широкой богословской эрудиции, - начал отец Александр свое выступление. Отец Всеволод - представитель подлинного аристократизма, сочетавшегося с простотой общения со всеми. Он – воин, ставший священником, и ставший, таким образом истинным воином Христовым. Основная тема его проповедей – «Церковь как таковая», «Церковь и государство», «человек и его отношение к Богу», «тайна креста», «почитание Богородицы», и другие. Он много пишет об апокалиптической эпохе, - продолжил отец Александр.

На эти актуальные темы говорили множество людей в течении последних 2000 лет. Но проповеди отца Всеволода отличаются тем, что они сказаны в особую эпоху – когда коммунисты уничтожили в России духовное образование, доступное для простого народа, и люди были благодарны за всякое слово священника. Отец Александр сказал, что он лично знал офицера, который выписывал цитаты из Библии из атеистической литературы, чтобы по ним хоть в какой-то степени получить представление о христианском учении.

«Для меня лично отец Всеволод был одним из тех слуг Премудрости, которых Она выслала «провозгласить с возвышенностей городских: «Кто неразумен, обратитесь сюда» (Притч 9-3,4). Таких глашатаев премудрости всегда немного», – сказал отец Александр. С таким призванием отец Всеволод приехал из Болгарии в Москву по прямому благословению владыки Серафима Соболева, ныне прославленного во святых. Каждая эпоха добавляет что-то свое к самоосмыслению Церкви. К такому самоосмыслению следует отнести и труды отца Всеволода.

Отец Александр так же напомнил, что отец Всеволод находился в постоянном общении с прозорливым старцем иеромонахом Павлом (Троицким), который слушал проповеди отца Всеволода, читал его письма, обсуждал с ним общецерковные вопросы, к которым его постоянно привлекала Московская Патриархия.

Отец Александр, на примерах из цитат отца Всеволода о Пресвятой Богородице, о тайне Креста Христова, о софиологии, о природе зла, о русской религиозной философии, раскрывает дар отца Всеволода, как богослова. Например, разбросанные в разных местах высказывания отца Всеволода о Пресвятой Богородице, это ценный вклад в православную мариологию. К софиологии он относился положительно, как к форме познания Премудрости Божией. Из русских философов отец Всеволод особенно почитал Трубецкого.

Самой интересной частью доклада были личные воспоминания отца Александра о частных беседах с отцом Всеволодом, еще неопубликованные. В частности, вот что говорит отец Александр о теме природы и границах Церкви, которые поднимались в частных беседах: «Насколько я помню, (лично я), в одной из бесед (беседа была в 1980-х годах) отец Всеволод говорил о том, что у нас не разработан до конца догмат о Церкви. У него был интересный ход мысли. Он связывал окончательное уяснение понятия Церкви с концом истории мира и человечества. Когда догмат о Церкви будет полностью понят и уяснен, наступит конец истории, потому что вся суть истории человечества в Церкви. Эту беседу отец Всеволод закончил успокоительной фразой: «Ну, на это уйдет еще лет сто», - сказал отец Александр Салтыков.

Святой Серафим Соболев: «Экуменизм - это ересь, поскольку опровергает догмат о единстве Церкви»

Сотрудник отдела новейшей истории РПЦ ПСТГУ Андрей Кострюков сделал доклад о духовном отце протоиерея Всеволода – одном из самых почитаемых русских и болгарских святых ХХ в. - владыке Серафиме Соболеве.

На богословские взгляды отца Всеволода, о которых говорил в предыдущем докладе отец Александр Салтыков, повлиял владыка Серафим. В частности, Андрей Кострюков остановился на взглядах святого Серафима на инославие и его отношении к экуменизму, что сегодня является очень актуальной и популярной темой для Русской Церкви.

Суть взглядов святого Серафима Соболева можно определить так: экуменизм, понимаемый, как учение о равной благодатности всех еретических сообществ - это ересь, поскольку опровергает девятый член Символа веры, то есть догмат о единстве Церкви.

Владыка Серафим Соболев был противником вступления Русской Церкви и всех православных церквей во Всемирный совет церквей и участия в экуменическом движении. Хотя, по его мнению, диалог с еретиками возможен.

Наиболее известным по данному вопросу является доклад «Нужно ли Русской Церкви участвовать в экуменическом движении», сделанным владыкой для выступления на Московском совещании 1948 г. В своем докладе владыка говорит, что непременным условием спасения является учрежденная Богом Церковь. Церковь - одна, и применить название Церковь к инославным сообществам неправильно.

Владыка Серафим Соболев полемизировал с известным ложным высказыванием Зеньковского, что «земные границы до Бога не доходят». Он, в свою очередь заявлял, что границы Церкви ясно очерчены Вселенскими соборами и включать в Церковь тех, кто отвергает догматы – невозможно: «Экуменизм это отрицание веры в Церковь», «вера в то, что возможно спасение вне Церкви».

Вслед за святым Серафимом Саровским святой Серафим Соболев учил, что спасение заключается в стяжании Духа Святого, а получить Духа Святого можно только в Церкви через миропомазание. Поэтому, сообщества, которые не имеют миропомазания, поскольку не имеют апостольского преемства, не имеют и освящающей и возрождающей благодати Святого Духа. Относительно тех структур, которые имеют апостольское преемство, владыка был строг, он говорил, что хоть они имеют миропомазание, но оно не действенно, поскольку они впали в ересь, и себя от Церкви отделили.

На том же совещании в Москве владыка Серафим сделал и второй доклад об англиканской иерархии. Этот доклад очень не любят раскольники и даже в библиотеке Якова Кротова он опубликован с очень большими купюрами. Дело в том, что владыка Серафим не соглашался считать еретические сообщества Церковью, но был готов к богословскому диалогу с ними. Более того, на Карловацком соборе 1921 г. владыка Серафим выступал за то, чтобы создать общехристианский фронт против коммунистического безбожия. На Соборе в 1935 г. эту идею поддержала Зарубежная церковь, владыка Серафим находился на соборе и не возражал против этого предложения.


Текст, фото: Александр Филиппов
25 января 2017 г.

Разместить ссылку на материал

29 марта 2017 г.
Приходите учиться в ПСТГУ!
28 марта 2017 г.
В рамках фестиваля «Музыка Великого поста» в Соборной палате выступит коллектив «Узорика»
29 марта 2017 г.
В ПСТГУ пройдёт турнир по волейболу среди юношей и девушек
29 марта 2017 г.
Состоялась лекция о прессе 1917 года
28 марта 2017 г.
Группа ученых из Японии посетила ПСТГУ
27 марта 2017 г.
Ансамбль Ars Musicae представил в Соборной палате сочинения композиторов позднего барокко
27 марта 2017 г.
В день общеуниверситетской литургии студенты поздравили ректора ПСТГУ с днем рождения
27 марта 2017 г.
Декан богословского факультета ПСТГУ протоиерей Павел Хондзинский защитит диссертацию по теологии 1 июня
25 марта 2017 г.
Мастер-класс по методам работы со СМИ прошел в Главном здании ПСТГУ
25 марта 2017 г.
Доцент ПСТГУ приняла участие в конференции по церковному социальному служению