на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Новости университета

Русский авангард как революция в искусстве


14 марта 2017 года в ПСТГУ состоялась лекция старшего преподавателя факультета церковных художеств ПСТГУ Нины Секачевой «Русский авангард 1910-х: революция в искусстве» из цикла «Лекторий 1917»

Истоки
Нина Секачева дала прежде всего определение явления: авангард - это путь поиска и эксперимента в искусстве, устремление в будущее. Пионеры абстракции отказываются от изображения видимых форм, желая заглянуть в суть явления.

В XIX в. в России господствовал реализм как «способ отражения действительности в формах самой действительности». Отход от этого принципа наблюдается на рубеже XIX-XX в искусстве символизма и модерна. Художники авангарда продолжат этот процесс дальше, порвав цепь модификаций натуралистического искусства.

Яркие цвета, ясные формы и «бестелесность» русской иконы
Одним из важнейших моментов в формировании авангарда было открытие русской иконы. Древние русские иконы за много веков покрылись слоем загрязнений, поэтому представление об их колорите было ложным.

В начале ХХ в. происходит расчистка икон, выявившая их яркие, чистые цвета. Это было настолько непривычным, что люди не могли поверить в то, какими на самом деле были иконы. Это стало своеобразной «провокацией» и для художников авангарда. Другим существенным моментом для них стало знакомство с новейшими течениями западной живописи – фовизмом, кубизмом, футуризмом.

Первый организатор и идеолог авангарда Михаил Ларионов
Начало авангарда относят к 1910 г. и связывают с выставкой «Бубновый валет» Михаила Ларионова, первого идеолога авангарда. Название выставки было провокационным, своего рода «пощечина общественному вкусу», эпатаж, который должен был «освободить» людей от «преставлений о красоте буржуазного класса». Лозунгом ларионовской группы становится примитивизм – ориентация на вывески, народные картинки, лубок и икону.

Жена художника Наталья Гончарова в то время создает тетраптих «Четыре евангелиста», вызвавший неоднозначную реакцию современников.

Пионер абстракции - Василий Кандинский
Кандинский в это время пишет работу «О духовном в искусстве» с идеологическим обоснованием авангарда. Он считал, что на психику человека влияют три фактора: цвет, форма и предмет - и хотел создать «грамматику форм и красок».

Кандинский осознает себя как православный христианин, поэтому важнейший фактор, влиявший на него, - это икона. В «Импровизации» 1911 г. угадываются процессия святых. В вариации на тему иконы Георгия Победоносца «Святой Георгий» 1911 г. художник переложил тему битвы Георгия со змием на язык абстрактных форм и красок.

Высший род его картин – «композиции». Самые знаменитые Шестая и Седьмая композиции с мотивами Потопа и Апокалипсиса предвозвещают революцию и Первую мировую войну.

Казимир Малевич: икона и Черный квадрат
Главный представитель авангардизма - это Казимир Малевич. В своей автобиографии он пишет, что большое влияние на него оказали иконы. Икона - это высшее развитие крестьянского искусства, художник «понял крестьян через икону».

Впервые в его творчестве появляется идея «черного квадрата» в 1913 г., при работе над декорациями к футуристической опере «Победа над солнцем». По сюжету постановки «новые люди» свергали с неба солнце и заменяли его новым символом – черным квадратом.

В конце 1915 г. Малевич формулирует принципы супрематизма и выставляет свои знаменитые 48 супрематистских картин, центром которых и стал его «Черный квадрат» - символ и икона русского авангарда. Название этой выставки «0.10» означало «10 человек, выходящих за 0 формы». «Ноль формы» это и есть его «Черный квадрат». Малевич помещает это произведение в красный угол, на место иконы, как икону стиля. «Но это не насмешка над иконой. Этот «ноль формы», в котором замирают все цвета и краски, который поглотил в себе все бывшие до него формы и предметы, - начало новой реальности. В канун революции художники, «вышедшие за ноль формы» выражают веру в грядущее преображение человека и мира, не сводимое к социальным преобразованиям», - завершила свой рассказ об истории русского авангарда Нина Секачева.



Текст: Александр Филиппов
16 марта 2017 г.

Разместить ссылку на материал

22 мая 2017 г.
Венецианское барокко под сводами Соборной палаты
25 мая 2017 г.
Три декана праздновали со студентами-филологами день факультета
25 мая 2017 г.
Завершилась практика студентов ПСТГУ в Испании
24 мая 2017 г.
Поздравление декана филологического факультета Алексея Валерьевича Аксенова
22 мая 2017 г.
Юбилейный День науки на факультете социальных наук
22 мая 2017 г.
Опыт дореволюционных законоучителей востребован современной православной педагогикой
22 мая 2017 г.
Московские школьники приняли участие в междисциплинарной викторине «Врата учености»
22 мая 2017 г.
Сотрудники Отдела новейшей истории Русской Православной Церкви приняли участие в VI Валаамских чтениях на острове Валаам
22 мая 2017 г.
Названы победители третьего конкурса студенческих презентаций
18 мая 2017 г.
На вручение дипломов факультета дополнительного образования собрались выпускники разных лет