на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Новости университета

Русский авангард как революция в искусстве


14 марта 2017 года в ПСТГУ состоялась лекция старшего преподавателя факультета церковных художеств ПСТГУ Нины Секачевой «Русский авангард 1910-х: революция в искусстве» из цикла «Лекторий 1917»

Истоки
Нина Секачева дала прежде всего определение явления: авангард - это путь поиска и эксперимента в искусстве, устремление в будущее. Пионеры абстракции отказываются от изображения видимых форм, желая заглянуть в суть явления.

В XIX в. в России господствовал реализм как «способ отражения действительности в формах самой действительности». Отход от этого принципа наблюдается на рубеже XIX-XX в искусстве символизма и модерна. Художники авангарда продолжат этот процесс дальше, порвав цепь модификаций натуралистического искусства.

Яркие цвета, ясные формы и «бестелесность» русской иконы
Одним из важнейших моментов в формировании авангарда было открытие русской иконы. Древние русские иконы за много веков покрылись слоем загрязнений, поэтому представление об их колорите было ложным.

В начале ХХ в. происходит расчистка икон, выявившая их яркие, чистые цвета. Это было настолько непривычным, что люди не могли поверить в то, какими на самом деле были иконы. Это стало своеобразной «провокацией» и для художников авангарда. Другим существенным моментом для них стало знакомство с новейшими течениями западной живописи – фовизмом, кубизмом, футуризмом.

Первый организатор и идеолог авангарда Михаил Ларионов
Начало авангарда относят к 1910 г. и связывают с выставкой «Бубновый валет» Михаила Ларионова, первого идеолога авангарда. Название выставки было провокационным, своего рода «пощечина общественному вкусу», эпатаж, который должен был «освободить» людей от «преставлений о красоте буржуазного класса». Лозунгом ларионовской группы становится примитивизм – ориентация на вывески, народные картинки, лубок и икону.

Жена художника Наталья Гончарова в то время создает тетраптих «Четыре евангелиста», вызвавший неоднозначную реакцию современников.

Пионер абстракции - Василий Кандинский
Кандинский в это время пишет работу «О духовном в искусстве» с идеологическим обоснованием авангарда. Он считал, что на психику человека влияют три фактора: цвет, форма и предмет - и хотел создать «грамматику форм и красок».

Кандинский осознает себя как православный христианин, поэтому важнейший фактор, влиявший на него, - это икона. В «Импровизации» 1911 г. угадываются процессия святых. В вариации на тему иконы Георгия Победоносца «Святой Георгий» 1911 г. художник переложил тему битвы Георгия со змием на язык абстрактных форм и красок.

Высший род его картин – «композиции». Самые знаменитые Шестая и Седьмая композиции с мотивами Потопа и Апокалипсиса предвозвещают революцию и Первую мировую войну.

Казимир Малевич: икона и Черный квадрат
Главный представитель авангардизма - это Казимир Малевич. В своей автобиографии он пишет, что большое влияние на него оказали иконы. Икона - это высшее развитие крестьянского искусства, художник «понял крестьян через икону».

Впервые в его творчестве появляется идея «черного квадрата» в 1913 г., при работе над декорациями к футуристической опере «Победа над солнцем». По сюжету постановки «новые люди» свергали с неба солнце и заменяли его новым символом – черным квадратом.

В конце 1915 г. Малевич формулирует принципы супрематизма и выставляет свои знаменитые 48 супрематистских картин, центром которых и стал его «Черный квадрат» - символ и икона русского авангарда. Название этой выставки «0.10» означало «10 человек, выходящих за 0 формы». «Ноль формы» это и есть его «Черный квадрат». Малевич помещает это произведение в красный угол, на место иконы, как икону стиля. «Но это не насмешка над иконой. Этот «ноль формы», в котором замирают все цвета и краски, который поглотил в себе все бывшие до него формы и предметы, - начало новой реальности. В канун революции художники, «вышедшие за ноль формы» выражают веру в грядущее преображение человека и мира, не сводимое к социальным преобразованиям», - завершила свой рассказ об истории русского авангарда Нина Секачева.



Текст: Александр Филиппов
16 марта 2017 г.

Разместить ссылку на материал

23 июня 2017 г.
В ПСТГУ обсудили создание образовательной программы по сектоведению
22 июня 2017 г.
Выпускница факультета церковных художеств защитила кандидатскую диссертацию
20 июня 2017 г.
Результаты IV конкурса научно-исследовательских проектов ПСТГУ
20 июня 2017 г.
В Москве впервые прошел конгресс Русского религиоведческого общества
16 июня 2017 г.
На факультете дополнительного образования ПСТГУ началась запись на курсы повышения квалификации осеннего семестра
16 июня 2017 г.
Педагоги и студенты ЦФО стали победителями конкурса им. Л.С. Выготского
14 июня 2017 г.
Утверждена научная степень по теологии
14 июня 2017 г.
В Соборной палате прошел благотворительный концерт «Приношение святым»
13 июня 2017 г.
Доцент ПСТГУ принял участие в Свято-Иоанновских чтениях в Софии
12 июня 2017 г.
Магистранты дистанционного обучения: В ИДО углубленное изучение материала исключает школярский подход