на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Новости университета

Преподаватели и студенты-филологи ПСТГУ обсудили средневековые церковные гимны в контексте современной музыки


1 декабря на филологическом факультете состоялось второе заседание Научного студенческого общества под руководством профессора кафедры романской филологии Людмилы Всеволодовны Евдокимовой и доцента кафедры германской филологии Владимира Сергеевича Макарова.

Общая тема НСО - восприятие Средневековья в культуре XIX-XX веков. На втором заседании с докладом выступил студент 2 курса магистратуры кафедры германской филологии Сергей Строна с сообщением: «Использование средневековых церковных текстов в контексте современной академической музыки на примере гимна “Veni, Creator Spiritus”».

В последующем обсуждении приняли участие студентка 2 курса магистратуры кафедры германской филологии Ямбаршева Марина, студентки 1, 3 и 4 курсов бакалавриата кафедры германской филологии Вдовиченко Анастасия, Фролова София и Колесник Виктория, а также другие студенты.


Преподаватели кафедры германской филологии к.ф.н. доцент Макаров Владимир Сергеевич и к.ф.н. Шипилова Наталья Витальевна активно принимали участие в дискуссии. Были затронуты темы мелодики и текста, гимнографических традиций в разных конфессиях, использования григорианской мелодии и латинского текста в нецерковных музыкальных произведениях.

Тезисы выступления Сергея Строны

Густав Малер: симфония № 8 (премьера — 1910). Малер как новатор музыкального языка, музыка «раннего двадцатого века», предвозвещающая гораздо более позднюю (вплоть до постмодерна включительно). История написания симфонии: замысел «обрамления» симфонии двумя гимнами и уверенность только в первом из них. Последующее изменение замысла: симфония становится полностью хоровой, при этом вторая часть — это финал «Фауста» Гёте. Взаимосвязь идей двух частей: “fons vivus, ignis, caritas” («источник жизни, огнь, любовь») — и “ewiger Liebe Kern” («вечной любви зерно», трактуемое как «бессмертная часть» человека, возносящаяся к Высшей Любви). Стремление Бога к человеку и человека к Богу. Любовь как главная идея симфонии. Одна из инструментальных частей симфонии, так и оставшихся на стадии замысла, называлась Caritas. Цитаты из мелодии гимна в «Фаустовской» части симфонии (“Accende” после пения PaterEcstaticus, “Infirmanostricorporis” в хоре Более совершенных Ангелов, несущих бессмертную часть Фауста). Тенденция к объединению разнородных текстов и музыкальных жанров. При этом намеренный возврат к относительно традиционному музыкальному языку — сравнение с Седьмой симфонией того же автора.

Кшиштоф Пендерецкий: “Veni, Creator” для хора (1987 год). Обращение композитора к духовной тематике в эти же годы: «Польский Реквием», «Пассион». Движение от однообразия, монотонности насыщенному многозвучному финалу (Amen — это полнозвучная октава). Возврат к своему же более раннему стилю, атональному и сонорному. Отсылки к григорианскому хоралу, но не самой теме “Veni, Creator”. Параллель с хоровым концертом А. Шнитке, написанным в те же годы (1985) и тоже на духовную тематику.

Карлхайнц Штокхаузен: “Freude” («Радость») из незавершённого цикла “Klang” («Звук», 2005). Структура цикла Штокхаузена (24 часа суток и 24 цвета) и стремление к наполненности его мистическим смыслом (в т.ч. отсылки к современной эзотерической литературе). Совмещение различных жанров, включая театральный (параллель с симфонией Малера), и различных инструментов, включая электронные. Очень сложный для восприятия и в высшей степени авангардный музыкальный язык. Слова гимна “Veni, Creator” пропеваются в пьесе второго часа “Freude” по слогам и даже по отдельным звукам (см. название цикла). Вкрапление слова Klang в сам текст. Инструментальное сопровождение в данном случае минималистичное: две арфы. Формальный и аналитический подход к композиции в целом.

Арво Пярт: “Veni, Creator” ( «Новая благозвучная музыка» Арво Пярта. Её биографические источники. Подчёркнуто церковный характер концертных авторских произведений. Сравнение с Пендерецким.

01 декабря 2017 г.

Разместить ссылку на материал

19 июня 2018 г.
ПСТГУ: уникальные возможности для образования
06 августа 2018 г.
Завершилась летняя миссионерская поездка исторического факультета ПСТГУ
01 августа 2018 г.
Продолжается прием документов на программы дополнительного образования ФДО ПСТГУ
19 июля 2018 г.
В Иверском Валдайском монастыре открылась VI Летняя русско-итальянская школа ПСТГУ
18 июля 2018 г.
Доклады научных сотрудников ПСТГУ опубликованы Ростовским Свято-Яковлевским монастырем
12 июля 2018 г.
В Соборной палате состоялось вручение дипломов выпускникам ПСТГУ
01 июля 2018 г.
Компания «Антиплагиат» презентовала модуль, разработанный Лабораторией информационных технологий дистанционного обучения ПСТГУ
29 июня 2018 г.
Выпускники кафедры туризма получили приглашения от работодателя
29 июня 2018 г.
ПСТГУ объявляет конкурс на замещение должностей педагогических работников, относящихся к профессорско-преподавательскому составу
25 июня 2018 г.
Государственная аттестационная комиссия высоко оценила дипломные работы выпускников факультета церковных художеств