на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Новости университета

В ПСТГУ Андрей Сарабьянов прочитал лекцию «Авангард и Революция»

19 декабря в ПСТГУ состоялась лекция специалиста по русскому искусству XX века Андрея Сарабьянова на тему «Авангард и Революция». Лектор показал, что феномен русского авангарда изначально не был связан с политической революцией 1917 года. Идея о том, что русский авангард это, якобы, искусство, сформировавшееся во время русской революции 1917 года, появилась в Западной Европе только в 1980-х годах. Советская власть, с начала 30-х годов запрещавшая авангардное искусство, к 80-м годам осознала, что авангард идеологически выгоден. Чтобы оправдать такое решение, власть приняла идею считать авангард искусством, непосредственно связанным с победой советских рабочих и крестьян. По мнению лектора, «эта идея жива до сих пор, но она неверна».

Доказывая свой тезис, лектор показывал работы времен революции таких художников, как Малевич, Шагал, Лисицкий, Гончарова, Ларионов и др. Однако революционные события 1917 года отражены лишь в нескольких произведениях, таких как, например, «Скачет красная конница» Малевича или «Клином красным бей белых» Лисицкого.

Одним из крупных центров русского авангарда в конце десятых годов стал Витебск, где ранее, в 1892 году, художник Юдель Пэн открыл частную Школу рисования и живописи. Учеником Пэна был Марк Шагал, который в 1919 году преобразовал школу в Витебское художественное училище, где училось более 100 учеников. «Уникальный случай – откуда в маленьком городе столько человек, которые хотят учиться искусству?» – задается вопросом искусствовед.


В 1919 году Шагал приглашает в Витебск Казимира Малевича. Почти все ученики Шагала перешли к Малевичу. В том же году на основе школы Шагала Малевич создает школу УНОВИС («Утвердители нового искусства»). Художники своей целью ставили преображение мира и украшали город суперматическими композициями. «Тогда это было новым словом. Сегодня мы видим это на каждом углу», – поясняет лектор.

Авангардисты и академисты в то время боролись за власть и влияние в художественном сообществе. Победили реалисты: «Ко двору пришелся реализм в виде воинствующего соцреализма». В Советской России авангард был запрещен. Все, что было объявлено «ненужным искусством», стало уничтожаться. Многие художники были уничтожены во время репрессий или погибли во время войны. «Страна пострадала во время сталинских репрессий, чисток и расстрелов. От авангарда ничего не осталась, кроме памятников искусства», – утверждает лектор. Русский авангард открыли миру два человека: советский коллекционер греческого происхождения Георгий Костаки и исследователь русского авангарда британского происхождения Джон Эллис Боулт. Костаки собрал в России большую коллекцию русского авангарда, на основе которой в 1981 году в Нью-Йорке он организовал выставку «Авангард в России». Русское искусство произвело сенсацию на Западе.

Малевич был провидцем, предвосхитив конструктивизм в своих архитектонах – моделях зданий будущего. Конструктивизм в ХХ в. распространился по всему миру. Огромное количество памятников конструктивизма сохранилось в том числе в Сибири. «Государство еще не оценило памятники конструктивизма, видимо, времени еще недостаточно прошло», – с сожалением констатирует лектор.

«Если мы взглянем на авангард с позиции наших знаний», то мы увидим, что «авангард состоялся как стиль до революции», утверждает искусствовед. После революции были созданы новые черты авангарда, но это были не «пластические художественные идеи», а «формы отношения художника и государства», – завершил свою лекцию Андрей Сарабьянов. Отвечая на вопрос о религиозной вере авангардистов, лектор сказал, что Малевич был крещен в католической церкви, но не был последовательно верующим. Шагал был иудеем, но не усердным. Гончарова в какой-то период своей жизни стала писать иконы и даже получала заказ на роспись храма от Щусева.

Текст: А. Филиппов
Фото: М. Гудалина

20 декабря 2017 г.

Разместить ссылку на материал

16 октября 2018 г.
На научном семинаре в Свято-Тихоновском университете с докладом выступил Георгий Евгеньевич Захаров
15 октября 2018 г.
Утвержден подготовленный в ПСТГУ текст службы Отцам Поместного Собора Церкви Русской
15 октября 2018 г.
Сотрудники ПСТГУ приняли участие в IX Международных Покровских чтениях
11 октября 2018 г.
Проповедник истины и правды
11 октября 2018 г.
Ректор ПСТГУ протоиерей Владимир Воробьёв принял участие в юбилейных торжествах в Марфо-Мариинской обители
11 октября 2018 г.
Ректор Университета возглавил богослужение на престольный праздник Свято-Петровской школы
10 октября 2018 г.
На международном научном семинаре выступили сотрудники Свято-Тихоновского университета
10 октября 2018 г.
Слово Ректора ПСТГУ протоиерея Владимира Воробьёва на Литургии 9 октября 2018 года
10 октября 2018 г.
В Свято-Тихоновском университете торжественно отметили день памяти апостола и евангелиста Иоанна Богослова и Патриарха Тихона
08 октября 2018 г.
В ПСТГУ продолжается набор на языковые и певческие курсы