на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Новости университета

Открывшийся в год революции Поместный Собор осмыслил ее как разрушительное явление


27 февраля 2018 года в Главном здании ПСТГУ состоялась лекция кандидата исторических наук Глеба Михайловича Запальского (МГУ) «Собор 1917-1918 гг. как Собор новомучеников». Лектор раскрыл связь между церковным Собором, состоявшимся 100 лет назад, революцией и темой мученичества.

Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг.
Икона новомучеников Собор 1917-1918 гг.
Здание бывшего Епархиального дома - место проведения Собора
Соборная палата

Советские историки считали Поместный Собор Православной Российской Церкви 1917-1918 гг. контрреволюционной силой. Однако Собор был вызван к жизни революцией и до нее состояться не мог, ведь Государь Николай II, сочувствуя идее Собора, постоянно откладывал его созыв на неопределенное будущее, напомнил лектор. На Соборе ощущалось влияние идей, связанных с революцией. Речь идет, в частности, о введении выборного начала на всех уровнях, в том числе при выборах на сам Собор, в которых, например, на первой ступени принимали участие женщины; о том, что разные церковные группы боролись за свои интересы, стремились продвинуть своих представителей в церковные органы; о том, что идея восстановления патриаршества поначалу была непопулярной на Соборе и вызывала ассоциации с императорской властью в Церкви.

Собор 1917-1918 гг. во многом стал «Собором новомучеников». Многие из его участников пострадали за веру, несколько десятков были канонизированы. При этом изначально делегаты Собора были энергичны, деятельны, настроены на проведение обширных реформ в Церкви.

Осенью 1917 года настроения соборян быстро менялись: тревожные события в стране, акты насилия над священнослужителями заставили многих думать о Патриархе уже не как о монархе, а как об отце, защитнике, ходатае, необходимом Церкви в тот исторический момент. Отношение Собора к пришедшим к власти большевикам было резко негативным: соборяне не признали советскую власть.

Глеб Михайлович Запальский предложил рассмотреть, упоминалось ли в речах на Соборе понятие «мученики» / «новомученики» и каким образом. Выясняется, что упоминаний довольно много. Первый случай – в связи с убийством протоиерея Иоанна Кочурова: по этому поводу Собор выпустил послание. Многократно слово «мученик» упоминается в связи с убийством митрополита Владимира (Богоявленского). Причем осмысляются не просто отдельные эксцессы, а само явление мученичества как жертвы за грехи народа, как залога будущего исцеления народа от смуты. Термин «новомученики» не упоминается, но проводятся параллели с мучениками древности.

Лектор приходит к выводу, что самое важное историческое значение Собора заключалось не церковных реформах, которые и не могли быть реализованы в то время, а в том, что Собор, фактически ставший детищем революции, смог переосмыслить ее как разрушительное явление, как яд, который пропитал Русскую землю, и смог найти для нее противоядие. Революция, бунт – это архетип, который в народном сознании связан с бесовскими силами. Это очень ярко отражено помимо прочего в русской литературе. Для Пушкина, Достоевского бунт – мистическое понятие. Но если революция имеет отношение к духовной сфере, значит, противоядием против нее не могла стать вооруженная борьба. Белая гвардия, казалось, должна была победить коммунистов, но этого не произошло. Белые проиграли, потому что стали "серыми", вспоминал Василий Шульгин. То есть они не удержались на высоте нравственного противостояния большевизму, сами заимствовали у него грязные, кровавые методы.

Противоядие против революции могло найтись лишь в духовной сфере. И им стало мученичество, готовность многих людей засвидетельствовать истинность христианской веры и одновременно ложность большевизма. Собор первым осмыслил феномен мученичества как ответа на смуту и благословил это явление, заключил свою лекцию Глеб Михайлович Запальский.

***

Глеб Михайлович Запальский родился в 1981 г. Кандидат исторических наук, доцент. Заместитель заведующего кафедрой истории Церкви МГУ. В 2003 г. окончил исторический факультет МГУ. В 2007 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему «Оптина пустынь и ее воспитанники (1825–1917 гг.)». С 2004 г. по 2010 г. работал научным редактором в ЦНЦ «Православная энциклопедия». Автор около 50 статей и двух книг.




Текст, фото: Александр Филиппов






01 марта 2018 г.

Разместить ссылку на материал

18 мая 2018 г.
Аспиранты богословского факультета успешно преодолели первый этап государственной итоговой аттестации
16 мая 2018 г.
Сотрудники филологического факультета прочитали лекцию по церковнославянскому языку
14 мая 2018 г.
Прочитана первая из двух гостевых лекций о средневековой литературе
14 мая 2018 г.
Двести учащихся посетили Свято-Тихоновский университет в День открытых дверей
13 мая 2018 г.
Студенты ПСТГУ приняли участие в празднике благотворительности «Белый цветок»
09 мая 2018 г.
Студенты факультета церковного пения приняли участие в литературно-музыкальной композиции ко Дню Победы
09 мая 2018 г.
В Свято-Тихоновском университете отметили День Победы
08 мая 2018 г.
В ПСТГУ объявлен конкурс на замещение должностей
07 мая 2018 г.
Протоиерей Лев Семенов выступил на заседании ирано-российской комиссии в Тегеране
30 апреля 2018 г.
В оренбургский храм передан список иконы святых отцов Поместного Собора 1917-1918 гг., разработанной в художественной мастерской ПСТГУ