на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Новости университета

Христианская идентичность Рима сменила его языческое обожествление

3 марта 2018 года в Соборной палате Главного здания ПСТГУ прошла лекция «Идея Рима в языческой и христианской античности» кандидата исторических наук Андрея Виноградова. Вторая лекция цикла «Медиевистика в Соборной палате», организованного ПСТГУ вместе со Школой исторических наук НИУ ВШЭ, была посвящена осмыслению идеи Рима, прошедшему долгую эволюцию от обожествления «вечного города» до обретения им христианской идентичности.

Кандидат исторических наук Андрей Юрьевич Виноградов рассказал об осмыслении идеи Рима в языческом и христианском мире. В политическом смысле Рим превратился из маленького города в мировую Империю. В ментальном плане его идея претерпела не менее масштабные изменения. По словам Андрея Виноградова, у различных явлений в нашем мире могут появляться символы, которые существуют только в уме, а не в реальности. Так, символом России может считаться двуглавый орел, однако в реальности таких птиц не существует.


Рим в языческой Античности также представлялся в виде мифических существ, получая человекоподобные и богоподобные черты. В латинском и греческом языках понятие город - urbs, πόλις - женского рода. Так, идея Рима стала представляться в виде богини Ромы, но и идею, и богиню Рому изобрели покорившиеся Риму греки. Роме посвящали храмы по всей Империи. Радуйся, о Рома, Ареса дочь грозная богиня златопоясна, - пишет Мелинно Лесбосская. Возникают мифы о некогда существовавшей женщине Роме, родом из Трои.

На барельефах изображается богиня Рома, поддерживающая императоров (барельеф из Канчелерии 89 г. РХ) или вступающая с ними в некий символический союз (Gemma Augustea 10 г. РХ). На золотой монете Адриана (117-138 г. РХ) богиня изображается в виде женщины и надписью Roma Aeterna: в момент расцвета могущества появляется идея Рима как «вечного города». Таким образом, мы видим, что в представлении римлян-язычников существовала некая Рома. Мы почти ничего о ней не знаем. Она моделируется по образцу Афины Паллады - вечной девы, хотя Рома имеет и черты матери-кормилицы. Эта богиня должна была защищать город. Однако Рома не справляется со своей задачей – император переезжает в Новый Рим – Константинополь, варвары захватывают Рим и уничтожают Западную Римскую империю. Империя остается только на Востоке. Римляне пережили шок и стали искать замену своей богине. Богиня Рома уступает место Деве Марии. На 3-м Вселенском соборе в 431 г. утверждается почитание Девы Марии как Богородицы. По всей Империи возникают храмы Девы Марии. В Риме в 432 г. строится главный храм Богородицы - базилика Санта-Мария-Маджоре. Появляются энкаустические иконы Богородицы. Можно видеть, как на иконах происходит «интронизация» Богородицы. Дева Мария изображается в тех же позах, в том же окружении, как когда-то изображалась Рома – сидящей на троне, с короной, окруженной свитой, апостолами. Парфенон в Афинах также перестраивается в храм Богородицы.

Император Фока, не имея возможности из Восточного Рима управлять Западным, подарил императорское имущество в Риме Папе Римскому. Папа во многих императорских постройках повелел сделать храмы. В здании римского Пантеона, купол которого был символом мира и как бы вмещал всех богов Империи, создается церковь Богородицы – хранительницы Pax Romana, римского мира.

По словам лектора, Дева Мария вбирает в себя все три все функции Ромы: Она и символ, и реально существующий человек, и божественна. Рим обретает новую, христианскую идентичность: в мартириях мучеников, храмах Богоматери и обновленном Пантеоне.


***

Кандидат исторических наук, доцент НИУ ВШЭ Андрей Юрьевич Виноградов защитил диссертацию в Институте всеобщей истории РАН по специальности «Историография, источниковедение и методы исторического исследования»; тема диссертации – «Греческие жития апостола Андрея: проблема источников и критическое издание текста».

Соборная палата ПСТГУ и Школа исторических наук НИУ ВШЭ представляют цикл публичных лекций "Медиевистика в Соборной палате". Ведущие российские медиевисты прочтут шесть научно-популярных лекций, посвященных истории и культуре Средних веков. Лекции проходят по субботам с 14:00 по 16:00 по адресу Лихов переулок, дом 6. Вход свободный по предварительной регистрации. http://pstgu.ru/news/coming/2018/03/03/74905/

Текст, фото: Александр Филиппов

05 марта 2018 г.

Разместить ссылку на материал

23 мая 2018 г.
В Соборной палате прозвучала музыка эпохи барокко и классицизма
21 мая 2018 г.
Филологи обсудили цитирование Шекспира в зарубежном кинематографе
21 мая 2018 г.
В ПСТГУ с лекциями о христианском браке выступил американский социолог Марк Регнерус
20 мая 2018 г.
Протоиерей Георгий Ореханов рассказал о революции и личности императора Николая II
18 мая 2018 г.
Состоялись защиты кандидатских диссертаций двух выпускников исторического факультета ПСТГУ
18 мая 2018 г.
Аспиранты богословского факультета успешно преодолели первый этап государственной итоговой аттестации
16 мая 2018 г.
Сотрудники филологического факультета прочитали лекцию по церковнославянскому языку
14 мая 2018 г.
Прочитана первая из двух гостевых лекций о средневековой литературе
14 мая 2018 г.
Двести учащихся посетили Свято-Тихоновский университет в День открытых дверей
13 мая 2018 г.
Студенты ПСТГУ приняли участие в празднике благотворительности «Белый цветок»