на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Новости университета

Лекция о средневековой картине мира завершила цикл медиевистических чтений в Соборной палате

31 марта 2018 года в Соборной палате Главного здания ПСТГУ состоялась лекция «Душеспасительная кривда. Картина мира в средневековой латинской словесности». Шестую и последнюю лекцию цикла «Медиевистика в Соборной палате», организованного ПСТГУ вместе со Школой исторических наук НИУ ВШЭ, прочитал ординарный профессор НИУ ВШЭ, академический руководитель магистерской программы «Медиевистика» Олег Сергеевич Воскобойников.

Лекция была посвящена истории формирования картины мира, на основе которой выросла современная европейская наука. Главным источником средневековых представлений о мире являлась Библия и догматы христианства, на Западе контролируемые католической Церковью и схоластической системой образования. В представлениях ученых-материалистов существовало мнение, что христианским взглядам на мир якобы противостояли взгляды «безмолвствующего большинства» и варваров, исторически не зафиксированные письменными источниками. Эта система координат описывается как догма, остававшаяся неизменной на протяжении тысячелетия. На самом деле ученая культура и латинская словесность этого времени активно развивалась, утверждает профессор ВШЭ.

Вторым источником формирования взглядов западноевропейских ученых после Библии стали сочинения древнегреческих философов Платона и Аристотеля. Они были утеряны на Западе после падения Западной Римской империи. В VI в. Римский император закрыл Платоновскую академию в Афинах, ее преподаватели бежали в арабский халифат и перевели труды греческих философов на арабский язык. В конце первого тысячелетия книги Платона и Аристотеля кружным путем вернулись в Европу, когда ибн Рушд перевел их с арабского на латынь, чем сделал их доступным для западных схоластов. Этим он вызвал аверроисткий кризис и спор об универсалиях. Зарождению ранней схоластики, а именно появлению Шартрской школы в северной Франции в XII в. было посвящено внимание лектора.

"Главная проблема, которая меня интересовала в изучении латинской филологии, — это стиль средневекового мышления, — начал свою лекцию Олег Воскобойников. Стиль мышления — это то, что скрыто, поэтому о нем так сложно рассказывать".

Культура мысли того времени основывалась на богословии и толковании Библии, говорит Олег Воскобойников и иллюстрирует свое утверждение цитатами из толкования на Шестоднев Гильома Коншского, который в небольшой книге хотел объяснить все мироздание. Для него главное — чистая истина, а не приукрашенная ложь, поэтому он методично описывает все элементы творения. Однако для современного человека такой стиль повествования настолько скучен, что специалист может прочитать пару-тройку страниц, а неспециалист выдерживает не более одной страницы текста за раз, — остроумно замечает профессор ВШЭ.

Шестоднев вызывал споры ученых в Средние века не меньшие, чем сегодня. Творение Теодориха Шартрского посвященной той же теме. В своем трактате о шести днях творения он говорит: «Я намереваюсь согласно физике и буквально истолковать первую часть книги Бытия о семи днях». Однако далеко не все его оппоненты были готовы допустить согласовать научный и богословский взгляд на мир. «Уверуешь — тогда поймешь», — говорили они.

Хотя человек XII века — это вовсе не ниспровергатель христианских истин, но он ищет свой путь к истине, и вероучительные положения для него уже недостаточны. В Шартрской школе возникает новый стиль мышления, одной из черт которого является доброжелательность повествования.

Третьим источником формирования мировоззрения средневекового западного человека была система образования, состоящая из двух курсов: тривиум и квадривиум, берущая свое начало также в Римской империи. Уметь «писать, говорить, рассуждать» — должны были молодые люди с 7 до 12 лет, изучив науки тривиума. После школы они могли поступить в университет, после его окончания стать учеными.

Ученые Шартрской школы мыслили себя словесниками, филологами, они зачитывали текст по латыни и обсуждали каждое слово, каждую мысль. Они считали, что за словами скрывается истина, и из этой идеи возникла филология, то есть способ читать авторитетные тексты. Они изучали, как устроен такой текст, а их собственные сочинения были только толкованиями на авторитетные тексты. Чертой их сочинений была игра слов. Словесные игры в природе языка. Язык живой тогда, когда в нем возникают новые слова и смыслы. Божественная комедия наполнена неологизмами, так как Данте считал возможным использовать для своих образов новые слова, которые возникали в его уме, - рассказывает Олег Воскобойников.

Конечно, существовала другая позиция. Гвиберт Ножанский говорил: «Богу нет дела до грамматики», когда речь идет о молитве. Геррада Ландсбергская в своей книге «Сад наслаждений» осуждает занятия литературой. Подпись к миниатюре, изображающей поэтов, гласит, что поэты — это маги, которые вдохновляются нечистыми духами, когда пишут свои произведения.

Бернард Сильвестр в 1140 г. в своей «Космографии» средствами литературы инсценирует космогоническое пространство Шестоднева Библии. У читателей Космографии должно возникнуть впечатление, что они присутствует при творении мира. Автор тактично выводит Бога за сцену. На сцене действует не сам Бог, а божественный Ум (греч. Нус). В 1000 строках описывается все мироздание, перечисляются все животные. Повествование заканчивается описанием тела человека. У читателя возникает впечатление, что он сам часть этого мира, а потом появляется мысль, что человек на земле не надолго, он должен уйти из жизни. С этого произведения в латинской филологии начинается реабилитация человеческого тела во всех его функциях.

Он использует и такой литературный прием, как обращение не только к Богу, но и к языческим богам: «О боже, прообраз жизни живущей, и ум, первенец божий, будь мне Минервой». Данте в своей Комедии тоже обращается к Аполлону «Аве мио» - «отец мой». Комментаторы обходят это место, но подобные приемы можно понимать как дань этикету, объясняет лектор.

Так, в поиске путей согласования христианской веры и идей философов, возникает «Christian community» — христианское сообщество людей, чье мировоззрение формируется всем известными текстами, за которыми стояли общие идеи, — завершил свою лекцию Олег Сергеевич Воскобойников.



Текст, фото: Александр Филиппов







31 марта 2018 г.

Разместить ссылку на материал

09 декабря 2018 г.
Открыта запись на курсы повышения квалификации
11 декабря 2018 г.
В ПСТГУ прошел День открытых дверей
07 декабря 2018 г.
В просветительском центре ПСТГУ "Соборная палата" прошел российско-сербский вечер
07 декабря 2018 г.
Слушатели программы «Теология» и программ церковной специализации ФДО прошли итоговую аттестацию
07 декабря 2018 г.
Профессор кафедры истории и теории христианского искусства ПСТГУ Юрий Ростиславович Савельев возглавил оргкомитет международной конференции
06 декабря 2018 г.
В ПСТГУ прошел вечер памяти Патриарха Алексия II
06 декабря 2018 г.
Отошел ко Господу студент Михаил Корнилов
04 декабря 2018 г.
Духовно-просветительский центр ПСТГУ выступил соорганизатором церковно-общественных мероприятий
04 декабря 2018 г.
Божественную литургию в день Введения во храм Пресвятой Богородицы и годовщины интронизации патриарха Тихона совершил епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон
01 декабря 2018 г.
Доцент ПСТГУ А.А. Кострюков принял участие в международной научной конференции в Болгарии