на главную
Православный Свято-Тихоновский университет
Свидетельство о Государственной аккредитации
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

Новости университета

Преподаватели и сотрудники ПСТГУ приняли участие VII Валаамских образовательных чтениях


17 – 18 мая 2019 года в Спасо-Преображенском Валаамском монастыре прошли VII Валаамские образовательные чтения, организованные Православным Культурно-просветительским центром «Свет Валаама». В этом году конференция была посвящена 30-летию возрождения Валаамской обители.


Конференция открылась приветственным словом наместника Валаамского монастыря епископа Троицкого Панкратия. Архипастырь поделился своими воспоминаниями о первых годах открытия обители после десятилетий безбожия. Обитель находилась в разоренном состоянии. В настоящее время в монастыре 10 скитов, 48 храмов, но главное – возрождение внутреннее. Ныне в обители 194 монаха. У обители есть восемь подворий, на которых служат 12 священников.


Директор Национального архива Карелии А. Н. Морозов рассказал о материалах Валаамского монастыря, хранящихся в главном архивохранилище республики. Среди них не только документы о важных исторических событиях, об исцелениях, но и о загадочных фактах, как, например, документ о погребении на Валааме шведского короля Магнуса (XIV в.). Кандидат богословия диакон Димитрий Шатов из Калужской духовной семинарии рассказал в своем докладе о старце Назарии (Кондратьеве), известном строителе Валаамского монастыря. Автор обратил внимание на версию, что отец Назарий был духовником преподобного Серафима Саровского, рассказал о духовных наставлениях игумена Назария.

Доктор исторических наук А. М. Пашков (Петрозаводский государственный университет) посвятил свой доклад посещению Валаама императором Александром I в 1819 г. Этот император стал первым русским царем, посетившим обитель, в настоящее время имеется изданная в 1841 г. небольшая книга об этом событии, а также неопубликованный рукописный текст, имеющий заметные отличия от книги. Докладчик остановился на этих различиях, а также привел целый ряд интересных фактов, связанных с этим событием. Посещение монастыря имело большое значение для обители. Так, вскоре после императорского визита началось всероссийское почитание преподобных Сергия и Германа Валаамских, было открыто Валаамское подворье в Санкт-Петербурге, из монастырей 3 класса обитель была переведена в 1 класс, что подразумевало и увеличение ее содержания.

Выпускник ПСТГУ кандидат богословия иеромонах Агафангел (Суслов) (московское подворье Валаамского монастыря, выпускник ПСТГУ) рассказал об игумене Дамиане (Кононове) и проблеме провинившихся монахов, находившихся в обители. Так, в конце 1930-х гг. некоторые монахи были обвинены в «масонской ереси», что стало причиной приезда в монастырь комиссии в составе архимандрита Игнатия (Брянчанинова) и игумена Серафима (Козловского). Ересь обнаружена не была, однако обвиненные монахи были удалены с Валаама. Проблемой обители было наличие в ней «штрафников», что очень мешало ходу постнической жизни братии.

Доклад доктора исторических наук В. И. Мусаева (Санкт-Петербургский институт истории РАН) был посвящен вопросу пребывания Валаамского монастыря в Финляндской епархии. В частности, в ХIХ в. рассматривался вопрос о передаче монастыря в Санкт-Петербургскую епархию из Финляндской. Однако проект был отвергнут из-за миссионерского значения обители для Валаама.

Не меньший интерес вызвал доклад кандидата исторических наук Е. Ю. Дубровской (Петрозаводск). Докладчица рассказала о жизненном пути и наследии валаамского миссионера иеромонаха Исаакия (Трофимова).

Доктор исторических наук, доктор церковной истории, профессор ПСТГУ Н. Ю. Сухова рассказала в своем докладе о разных взглядах на ученость, которую некоторые считали чуть ли не препятствием ко спасению. Однако отход от насаждаемой в духовных учебных заведениях схоластики и связи студентов семинарий и академий с монашескими обителями сгладили это противоречие. Во второй половине XIX в. Церковь дала целую плеяду академистов, избравших монашеский путь. Среди них можно назвать будущего Патриарха Сергия, митрополита Антония (Храповицкого), священномученика Тихона (Никанорова) и других.

Проректор Калужской духовной семинарии кандидат богословия священник Сергий Третьяков рассказал в своем докладе о валаамских подвижниках ХХ в. Автор доклада обратил внимание на связь между афонской практикой Иисусовой молитвы и подвижнической практикой Валаамского монастыря. Здесь были популярны труды и переводы преподобного Паисия Величковского. Валаам дал Церкви и подвижника-исихаста преподобного Антипу. Тот факт, что Валаам после большевистской революции оказался вне пределов советского государства, способствовал развитию аскетических практик, позволяющих ставить валаамских монахов в один ряд с Оптинскими старцами.

Заседания конференции продолжились на следующий день, 18 мая.

Второй день был открыт докладом начальника аппарата Законодательного собрания Карелии А. А. Манина, рассказавшего о религиозном составе Карелии.

Иеромонах Тихон (Зубакин), настоятель Спасо-Преображенского храма Носовского монастыря (Тамбовская обл.), посвятил свое выступление истории Носовского монастыря – забытой обители, где ныне возрождается монашеская жизнь. Этот монастырь, основанный благочестивым купцом А. М. Носовым в конце ХIХ, строили шесть валаамских иноков. Связи с Валаамом не ослабевали и впоследствии.

Старший научный сотрудник ПСТГУ кандидат исторических наук Т. И. Шевченко рассказала в своем докладе о положении Валаамского монастыря в 1920 – 1930-е гг. Автор доклада опровергла мнение о «процветании» монастыря под финским владычеством: монастырь постоянно находился под угрозой закрытия, а монахи, не принявшие финляндское гражданство, подвергались преследованиям.

Доктор исторических наук С. Г. Веригин (Петрозаводский государственный университет) выступил с докладом «Валаамский монастырь в период советско-финлядндской войны 1939 – 1940 гг.». Автор доклада рассказал о бомбардировках монастыря советской авиацией, которые начались 5 декабря 1939 г. и затем продолжались до середины февраля 1940 г. Понимая, что Валаамский архипелаг не удастся отстоять, финские войска оставили его. Эвакуировался и монастырь, хотя настоятель монастыря игумен Харитон пытался отложить уход на материк до последнего момента. Возможно, пастырь рассчитывал, что после присоединения к Советскому Союзу монастырь не будет закрыт, как не были закрыты монастыри Западной Украины и Западной Белоруссии, присоединенных к СССР осенью 1939 г. В докладе прозвучала интересные сведения о поисках монахами места для новой обители – Ново-Валаамской.

Профессор ПСТГУ, доктор церковной истории, кандидат исторических наук иерей Александр Мазырин рассказал об отношении митрополита Сергия (Страгородского) и раскольников-обновленцев в свете событий на Валаамском подворье в Москве, где иерарха подвергали резкой критике за недостаточно стойкую позицию. Поведение митрополита Сергия в 1922 – 1923 гг., когда он встал на сторону обновленческого ВЦУ, вызывает критику, однако, как подчеркнул автор доклада, полного сближения между раскольниками и митрополитом не произошло: власти ему не доверяли, и эта «опальность» помогла архипастырю поднять свой авторитет после принесения им покаяния в 1923 году.

В докладе архимандрита Николая (Трайковского) (Македония) нашла отражения тема русского беженства после революции и гражданской войны. Докладчик рассказал о беженцах из Валаамского монастыря, не согласных с переходом обители на новый календарь. Многие иноки нашли приют в Сербии и Македонии.

Большой интерес вызвал доклад священника Сергия Коллиандера (Финляндская автономная Православная Церковь) о канонизации двух святых – мирянина Иоанна Кархапяя, расстрелянного в годы войны, и схиигумена Иоанна (Алексеева). Первый из канонизированных, православный проповедник и миссионер, был расстрелян по ложному обвинению в шпионаже в пользу красных. Имя старца Иоанна (Алексеева) в России известно больше. Подвижник вел переписку с духовными чадами, которая в настоящее время издана. Особый интерес к докладу привлек факт, что родители докладчика были духовными детьми схиигумена Иоанна. Автор рассказал и о случае прозорливости отца Иоанна.

Доктор исторических наук профессор Санкт-Петербургской духовной академии М. В. Шкаровский посвятил выступление положению Валаамского монастыря в годы Второй мировой войны. Обитель оказалась на территории, занятой финскими войсками. Под властью Финляндии оказалась и значительная часть Карелии. В школах было введено преподавание Закона Божия, всего было открыто около 40 храмов. Правда, службы в них почти везде велись на финском языке. Валаамский монастырь начал возрождаться к жизни, однако в 1944 г. монахи вновь эвакуировались. Некоторое время в монастыре поминали Патриарха Алексия I, и лишь после признания Московской Патриархией Финляндской Церкви такая практика была прекращена.

Кандидат богословия иеромонах Силуан (Никитин), и. о. ректора Сретенской духовной семинарии, посвятил доклад истории Ново-Валаамского монастыря, основанного иноками с Валаама. Докладчик рассказал о жизни обители при архиепископе Павле (Олмари).

Доктор исторических наук А. А. Кострюков (ПСТГУ) рассказал о другом аспекте валаамского наследия – истории Православной Церкви в Америке. Православие было принесено в Америку валаамским монахом Германом Аляскинским и впоследствии распространилось по всему континенту. Автор обратил внимание и на непростые вопросы американской автокефалии в ХХ веке.

Священник Стефан Холм (Финляндская автономная Православная Церковь) посвятил выступление архимандриту Симфориану (Матвееву) († 1981) и его воспоминаниям о поездках на Валаам.

С большим интересом участники конференции заслушали доклад кандидата исторических наук Н. Д. Потаповой (Европейский университет Санкт-Петербурга), представившей кадры кинохроники, запечатлевшие обитель в 1920 – 1930-е гг. Кандидат педагогических наук Т. Ю. Ронами (Москва) сделала сообщение об образе Валаама в современном киноискусстве. Конференция завершилась докладом редактора журнала «Духовно-нравственное воспитание» А. П. Фурсова о личности и наследии валаамского иеромонаха Евлогия (Феодорова) по его письмам к духовной дочери.

Материалы конференции будут опубликованы в журнале «Свет Валаама».


18 мая 2019 г.

Разместить ссылку на материал

08 июня 2019 г.
В ПСТГУ объявлен набор на вечерние богословские курсы для мирян
19 июня 2019 г.
На кафедре монументального искусства факультета церковных художеств прошла защита дипломных работ
14 июня 2019 г.
На факультете церковных художеств ПСТГУ прошла защита дипломных работ кафедры Иконописи
14 июня 2019 г.
Заведующий кафедрой туризма А. И. Ткалич выступил с докладом на международной научно-практической конференции
12 июня 2019 г.
Заведующая кафедрой истории и теории христианского искусства А. А. Воронова посетила Сербию и Болгарию с научным визитом
12 июня 2019 г.
Скончался профессор Андрей Николаевич Мясоедов
10 июня 2019 г.
В ПСТГУ открыт набор на интернет-курсы для взрослых по основам Православия
09 июня 2019 г.
Кафедра социальной работы разработает обучающие курсы по оказанию ситуационной помощи маломобильным людям
08 июня 2019 г.
Представители ПСТГУ приняли участие в педагогическом форуме в Вильнюсе
07 июня 2019 г.
Профессор ПСТГУ А. Л. Дворкин принял участие в международной конференции "Защита веры: вызовы и проблемы сегодняшнего дня"