на главную
ПСТГУ
 
Регистрация
Забыли пароль?

Сведения об образовательной организации Во исполнение постановления Правительства РФ № 582 от 10 июля 2013 года, Приказа Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки от 29 мая 2014 г. № 785

XIX Ежегодная богословская конференция ПСТГУ
Интерпретация и восприятие наследия святителя Филарета, митрополита Московского, в конце XIX - начале XX вв.

9 - 10 октября в рамках XIX ежегодной богословской конференции Православного Свято-Тихоновского Гуманитарного Университета прошла работа секции «Интерпретация и восприятие наследия святителя Филарета, митрополита Московского, в конце XIX - начале XX вв.».
В докладе «Концепция Церкви святителя Филарета и экклезиология св. Иоанна Кронштадтского» священник Павел Хондзинский обозначил две основные богословские проблемы Синодального периода: о существе и границах Церкви и о проблеме слова, его сакральной значимости. Были рассмотрены взгляды двух крупнейших богословов эпохи – святителя Филарета Московского и святого Иоанна Кронштадтского. Докладчик приходит к выводу, что Иоанн Кронштадтский, исходя во многом из воззрений святителя Филарета, усиливает экклезиологический аспект действенности слова, и в этом смысле дополняет святителя.
Профессор Константин Саймон из Папского Восточного института представил доклад об известном русском богослове И.Н. Корсунском, специалисте по языку древней и святоотеческой Греции, церковной истории. Иван Николаевич - яркий пример эрудиции второй половины XIX века. «Плутарх современных иерархов русского Православия» - так называл его обер-прокурор Синода К. Победоносцев. Как Плутарх создавал биографии великих людей Греции и Рима, так Корсунский описывал жизнь современных ему святителей Амвросия Харьковского, Виссариона Костромского, Владимира Тамбовского и др. Величайшим творением историка стало произведение «Святитель Филарет, митрополит Московский. Его жизнь и деятельность на Московской кафедре по его проповедям в связи с событиями и обстоятельствами того времени». Две стороны деятельности преосвященного наиболее интересовали Корсунского: русский перевод Библии и глубокие проповеди.
Доклад Г.В Бежанидзе, кандидата богословия, доцента ПСТГУ, «Церковно-государственная концепция святителя Филарета и ее восприятие во второй половине XIX в» был посвящен церковному учению о государственной власти и церковно-государственным взаимоотношениям. До святителя Филарета никто не раскрывал эту тему так ясно и последовательно. Святитель никогда не избирал из двух зол меньшее и даже в безвыходной ситуации действовал в соответствии со своим внутренним убеждением. Творческое наследие святителя – сокровищница духовной мудрости - только начинает открываться для нас.
В начале XX века произошла десакрализация царя, умы волновал вопрос отделения Церкви от государства, высказывалось мнение, что Февральская революция освободила страну от цезарепапизма. О какой свободе шла речь? Разве революция принесла свободу от греха? Нет.
«Эти мудрецы века сего, по словам святителя Филарета, умеют потрясать древнее здание государства, но не умеют создать ничего твердого. Они тяготятся отеческою разумною властью царя и вводят слепую и жестокую власть народной толпы и бесконечные распри искателей власти. Они прельщают людей обещанием свободы, а на самом деле ведут их от законной свободы к своеволию, чтобы потом низвергнуть в угнетение… Провидение Божие всегда соединяет благочестие с благоденствием и порок с бедствием».
Второй день работы секции открылся докладом И.Ю. Смирновой (Издательский отдел Троице-Сергиевой Лавры) «Святитель Филарет и традиция исихазма». Творения Григория Богослова, Максима Исповедника, Григория Паламы были хорошо известны святителю. В его проповедях появляются темы блаженства в Боге, созерцания Божественного света, Иисусовой молитвы. Митрополит следил за изданием переводов творений святых отцов, самые трудные места переводил лично.
Н.Ю. Сухова (ПСТГУ) выступила с докладом «Вопросы предания и авторитета в экклезиологии святителя Филарета». Эта тема появляется в проповедях митрополита на протяжении всей его жизни. Писание и Предание не просто связаны между собой - это единое Божественное откровение. Церковный авторитет должен проверяться Преданием через Писание.
О том, как воспринимали личность святителя Филарета в XIX в., рассказал А.П. Дмитриев (ИРЛИ, Санкт-Петербург) на примере дневников современников и печатных изданий.

Заседания Филаретовской секции проходят на Подворье Троице-Сергиевой Лавры в Москве уже три года. Секции является итогом работы филаретовской группы Свято-Тихоновского университета. В течение года проходят встречи, посвященные отдельным эпизодам деятельности святителя Филарета. Задача Филаретовской группы определить место митрополита в русской богословской мысли, культуре и обществе XIX века.